Цахи Ханегби (Фото: Алекс Коломойский)

Масло на голове: могут ли привести к победе те, кто привел к трагедии 7 октября

12/11/2023  10:13:12

Политической обозреватель анализирует ситуацию на примере главы СНБ

Нахум Барнеа
|
Во многих языках, включая идиш, имеется образное выражение про «масло на голове». Звучит оно примерно так: «Тот, кто ходит с маслом на голове, лучше пусть не гуляет на солнце». Смысл в том, что не стоит демонстрировать публично свои наиболее уязвимые места.
С той самой «черной субботы» 7 октября Цахи Ханегби ходит с килограммом масла на голове. Что-то о персональной ответственности за провал он сказал, но до сих пор не потрудился объяснить, как пренебрег всеми возложенными на него обязанностями главы Совета национальной безопасности. Кстати, закон, регулирующий работу этой структуры, инициировал в кнессете сам Ханегби.
Почему он не потрудился проверить поступавшие сообщения о подготовке ХАМАСа к атаке? Почему не собирал заседания, не бил тревогу — непонятно. Зато совершенно понятно, что происходит, когда на должность, которую должен занимать представитель системы безопасности, назначают политика.
На седьмой день войны мы с Ханегби обменялись несколькими сообщениями. Я храню эту переписку: на мой взгляд, она является лучшим примером ограниченности мышления, высокомерия и слепоты, царившими в СНБ — структуре, которая призвана отвечать за наши судьбы. Сделал ли Ханегби какие-то выводы? Нет, он продолжает демонстрировать свое чванство всеми доступными ему средствами.
В минувшую субботу он дал интервью телеканалу «12Кешет». На вопрос, как поступят в руководстве, если будут знать о местонахождении главаря ХАМАСа Ихье Синвара и будут уверены, что он окружил себя заложниками в качестве живого щита, Ханегби ответил: «Это серьезная дилемма».
Это идиотский ответ. Во-первых, никакой дилеммы нет: жизнь гражданина Израиля, брошенного на произвол судьбы и ХАМАСа, стоит дороже, чем жизнь террориста, пусть даже самого высокопоставленного. Во-вторых, это решение не находится в зоне ответственности или даже понимания главы СНБ. В-третьих, только абсолютно бессердечный человек способен довести до отчаяния (и уж в который раз!) семьи похищенных.
В-четвертых, даже отвечая на полностью гипотетические вопросы, Ханегби умудрился «оговориться» еще раз. Он угрожал Насралле военной операцией в то время, как усилия израильского кабинета направлены на дипломатическое решение, которое предотвратит подобную возможность, по крайней мере — на данном этапе. То, что хорошо для выступления в Центре Ликуда, не всегда подходит для страны, ведущей войну.
Но кило масла лежит на голове не только Ханегби. Свой килограмм получили все, кто хоть как-то несет ответственность за события 7 октября, — от комдивов до главы правительства. Большую часть ответственности несет армейское руководство: это все хорошие, талантливые и преданные своему делу люди. Но и они несут ответственность за катастрофу поистине исторического масштаба.
Глава военной разведки Аарон Халива больше других находится под огнем критики. Его не оставили в покое даже после того, как он признал свою часть вины за трагедию. Я слышу от министров, что Халива не справляется с потоками критики. «Он уходит в себя на заседаниях кабинета, — сказал один из министров. — Он потух».
Халива мог бы сделать верный шаг, заявив, что намерен подать в отставку после войны. Это заявление обезвредило бы потоки яда, которые льются на его голову в соцсетях. И уничтожило бы политический подтекст этой критики. Такой шаг показал бы и другим принимающим решения, что они находятся на своих постах лишь временно. Что все будет проверено. И что каждому придется дать ответ.
И да, есть проблема, когда ходом войны руководят люди, несущие ответственность за ее начало. Я искренне надеюсь, что все они заняты исключительно вопросом нашей победы, а не чем-то другим.
Военные действия в форпостах ХАМАСа в Хан-Юнесе и отдельных очагах сопротивления на севере Газы — это сейчас главная задача Израиля. Параллельно происходит и психологическое противостояние — в нескольких направлениях. Первое — в отношении того, что осталось от военного крыла ХАМАСа; второе — с гражданским населением Газы; третье — с гражданами Израиля; четвертое — с семьями похищенных; и, наконец, пятое — с американской администрацией.
Публикация фотографий сотен сдавшихся террористов, раздетых до нижнего белья, должна подталкивать хамасников к капитуляции. Эти фотографии напоминают аналогичные снимки, публиковавшиеся во время Ливанской войны в 1982 году, которые запомнились благодаря своей брутальности и нанесли Израилю много вреда в международных СМИ. В ЦАХАЛе знают об этом, но не удержались и на сей раз.
Когда распространяется ролик с разрушенной площадью Палестины в центре Газы — с ханукией и флагом Израиля в центре, многие израильтяне утверждают, что нужно рассматривать эти кадры как картину нашей победы. Они забывают, что ЦАХАЛ вошел в Газу не для того, чтобы оккупировать ее. Если и через несколько месяцев израильский флаг будет развеваться над площадью Палестины в Газе, это будет сигналом, что мы оказались в опасной переделке.
Я понимаю, почему наши бойцы любят эти фото: мы все нуждаемся в небольших победных картинах. Но давайте не забывать о целях войны и не путать их с удовлетворением нашего тщеславия, пусть даже на пару минут.
Автор — ведущий политический обозреватель «Едиот ахронот»
Полный текст на ивритездесь

Посмотреть также...

Кто будет говорить от имени Америки?

06/24/2024  11:47:04 Вашингтонский комментарий Мэтью Континетти Электорат в кислом настроении. Американцы пессимистично оценивают будущее страны. …