Оказывается, не только ультраправые имеют власть над премьером

Оказывается, не только ультраправые имеют власть над премьером

03/06/2024  16:02:45

В Бени Ганце, прибывшем на этой неделе в Белый дом на серию встреч с высокопоставленными сотрудниками администрации, включая вице-президента Камалу Харрис и советника по национальной безопасности Джейка Салливана, чтобы обсудить стратегию Израиля в Газе, было что-то от диссидента, борющегося за свободу. Ганц прибыл сам, без свиты, наперекор лидеру своей страны и просто вышел из одинокого автомобиля.

Не так должны строиться отношения между двумя союзными правительствами. Встречи на высшем уровне не проводятся против воли лидеров одной из стран. А если и проводятся, то в тишине. Не с ожидающей на улице толпой репортеров, как это было в случае с Ганцем. Но Ганц представляет не обычное израильское правительство. Это правительство Нетаниягу, которое уже давно отбросило все нормы. Высокопоставленный член военного кабинета Нетаниягу может полететь в Вашингтон без благословения премьер-министра, и ему это сойдет с рук.

 

Ганц-Галант
Фото: Давид Бахар

 

Это не просто неповиновение воле премьер-министра; это проведение внештатной дипломатии в столице ближайшего и самого важного союзника Израиля. Ганц не просто демонстрирует свое пренебрежение к Нетаниягу. Он подчеркивает то презрение, с которым администрация Байдена относится к Нетаниягу – до такой степени, что готова пойти на это беспрецедентное нарушение протокола.

Уже второй раз менее чем за неделю высокопоставленный министр так открыто бросает вызов Нетаниягу. В прошлую среду министр обороны Йоав Галант в телеобращении заявил, что согласится представить новый законопроект о призыве в армию только в том случае, если вся чрезвычайная коалиция, включая «Государственный лагерь» Ганца, договорится о том, как регулировать освобождение учащихся йешив от призыва.



«Государственный лагерь» не входил в первоначальную коалицию ультраправых и религиозных партий, сформировавших правительство Нетаниягу в конце 2022 года. Тогда Нетаниягу пообещал ультраортодоксальным партиям в коалиционном соглашении, что закон об освобождении учащихся йешив, с которым они согласятся, будет принят коалицией.

Теперь же Галант, по сути, предоставил Ганцу право вето на законодательство, в котором он не должен был участвовать. Ганц вряд ли поддержит закон, которого хотят партии «харедим». Это означает, что закон не будет представлен до конца этого месяца, крайнего срока, установленного Высшим судом справедливости, и государственное финансирование йешив, чьи учащиеся отказываются служить, будет прекращено. В этом случае партии ультраортодоксов не смогут остаться в коалиции, и Нетаниягу потеряет большинство.

Нетаниягу имеет полное право уволить Ганца и Галанта. Они – старшие министры его военного кабинета, которые проводят свою независимую политику, открыто и явно против его воли. На то, что они попирают его полномочия, должна быть только одна реакция – выставить их за дверь. Но Нетаниягу, который представляет себя как военного лидера Израиля, не обладает политической властью, чтобы держать своих старших министров в узде.

Год назад Нетаниягу пытался уволить Галанта, когда министр обороны публично выступил против реорганизации судебной системы, проводимой коалицией, которая, по его мнению, ставила под угрозу безопасность Израиля. Массовые протесты, вспыхнувшие в течение нескольких часов, и всеобщая забастовка, объявленная на следующий день, заставили Нетаниягу отступить. Галант сохранил свою должность и теперь является непримиримым врагом Нетаниягу в кабинете министров. Во время войны отношения премьер-министра и министра обороны полностью испортились, Галант отказывается выступать на одной сцене с Нетаниягу или даже оставаться с ним наедине в одной комнате.

Уволить их нельзя

Нетаниягу знает, что если он сейчас уволит Ганца или Галанта, то это почти наверняка откроет шлюзы для новой массовой волны протестов. Еженедельные демонстрации, призывающие его уйти в отставку, еще не достигли прошлогодних масштабов, а большинство семей заложников, удерживаемых в Газе, по-прежнему предпочитают отделять свой протест от кампании по смене Нетаниягу. Так же и 200 000 резервистов еще не вышли на улицы после демобилизации, несмотря на предсказания.

Опросы постоянно показывают, что около трех четвертей израильтян хотят, чтобы Нетаниягу ушел, но большая часть населения не хочет выборов сейчас, когда все еще идет война. Нетаниягу играет на этом расхождении, оправдывая свое пребывание на посту нелепыми утверждениями о том, что «ХАМАС и «Хизбалла» хотят, чтобы Израиль пошел на досрочные выборы, это будет их победой». Но те же опросы показывают, что израильтяне доверяют Ганцу и Галанту и хотят видеть их в кабинете.

Нет ничего нового в том, что министры в пятом правительстве Нетаниягу преследуют свои собственные цели. С момента формирования правительства это было нормой, а не исключением. Но до сих пор министрами, проводящими собственную политику без оглядки на премьер-министра, были представители крайне правых партий, которые знают, что держат Нетаниягу в заложниках.

Теперь это Галант, министр от «Ликуда» – партии Нетаниягу, и Ганц, который присоединился к партии лишь в качестве временной чрезвычайной меры после начала войны с ХАМАСом. Оба они поняли, что единственный способ добиться чего-либо – это вести себя так, будто премьер-министр не имеет над ними никакой власти. И оказалось, что так оно и есть. Нетаниягу – самый слабый премьер-министр в истории Израиля, неспособный осуществлять какую-либо власть над своими подчиненными и боящийся их уволить.

Аншель Пфеффер, «ХаАрец», М.Р. На снимке: Ганц в Вашингтоне. AP Photo/J. Scott Applewhite. В тексте: Галант и Ганц. Фото: Давид Бахар ∇

detaly.co.il/okazyvaetsya-ne-tolko-ultrapravye-imeyut-vlast-nad-premerom/

Посмотреть также...

Житель Ноф-ха-Галиля подозревается в шпионаже на Иран

Житель Ноф-ха-Галиля подозревается в шпионаже на Иран

12/09/2024  12:24:24 Артем Золотарев из Ноф-ха-Галиля арестован по подозрению в совершении преступлений в сфере безопасности, …