04/05/2024 14:39:43
Эра Лерман, 23 марта 2024 г.
Помимо полученной разведывательной информации и возможного влияния на освобождение израильских заложников, символический сигнал, посылаемый изображениями сдающихся террористов ХАМАСа, имеет стратегическое значение.
Развенчание мифа о том, что исламистские «герои» готовы сражаться насмерть, в отличие от их светских националистических предшественников в прошлых войнах против Израиля, должно быть одной из долгосрочных целей нынешнего конфликта.
Доказательств тому становится все больше. Несмотря на намеренное отсутствие полной информации и официальных данных, можно с уверенностью утверждать, что число вооруженных людей ХАМАСа (и других членов более мелких террористических группировок), сдавшихся в бою в Газе, растет с начала 2024 года, в частности, во время боев в Хан-Юнесе и больнице «Шифа».
Помимо полученной разведывательной информации и возможного рычага для освобождения израильских заложников, символический сигнал, который подают эти снимки, имеет стратегическое значение.
Ввиду отсутствия информации о заложниках, удерживаемых в Газе, Израиль избегает раскрывать полные и официальные данные о количестве боевиков ХАМАСа и других террористических группировок, сдавшихся в плен и попавших в руки ЦАХАЛа во время боевых действий. Тем не менее, можно с уверенностью сказать, что их число значительно возросло, особенно во время операций в Хан-Юнесе (и в боях за возвращение больницы «Аль-Шифа»), что свидетельствует о растущем беспорядке и деморализации.
Достижение капитуляции большого количества вражеских бойцов выгодно, прежде всего, с точки зрения меньших потерь и меньших военных усилий, чем «бой до конца». Кроме того, доказано, что она имеет огромное значение для получения жизненно важных разведывательных данных, таких как расположение туннелей и входов в них.
Другой оперативный аспект связан с улучшением рычагов влияния Израиля на переговоры об освобождении заложников.
Кроме того, сдача в плен вооруженных людей ХАМАСа имеет долгосрочное значение и на уровне гранд-стратегии. На протяжении десятилетий исламистские тоталитарные террористические группировки, от Хизбаллы и Хамаса до Аль-Каиды и Исламского государства Ирака и Леванта (ИГИЛ, Даеш), культивировали легенду о том, что мукаввама («сопротивление»), основанное на (версии) религиозной вере, будет стоять и бороться до последнего, в отличие от символов бегства и капитуляции, которыми было отмечено поражение светского арабского национализма, прежде всего в войне 1967 года.
В противовес «ботинкам на песке», до сих пор хранящимся в арабской коллективной памяти, они утверждают готовность и даже стремление к шахаде (мученической смерти) — будь то террористы-смертники или бойцы на поле боя. Действительно, во время Второй ливанской войны 2006 года и ограниченных наземных вторжений в Газу в 2008 и 2014 годах (в 2012 и 2021 годах наземных маневров не было) было взято очень мало пленных, что усиливает миф и повышает привлекательность исламистских идей во всем регионе.
Таким образом, перемены, происходящие сейчас в Газе, имеют огромное символическое значение, которое Израиль должен усилить.
Для этого вовсе не обязательно публиковать унизительные изображения, которые на Западе вызывают неприятные ассоциации со сценами в тюрьме Абу-Грейб во время американской оккупации Ирака.
Однако документальное подтверждение фактических актов капитуляции и распространение изображений, опровергающих и развенчивающих миф, ставящих под сомнение готовность исламистов к самопожертвованию, в то время как они приводят к катастрофе свой народ, — это стратегический актив в общей войне идей против тоталитарного исламизма во всем регионе.
Что придает мифу о мукавваме («сопротивлении») такой резонанс?
В первые десятилетия после краха колониализма и возникновения первых независимых арабских государств, в них, как правило, доминировала светская, националистическая и модернистская идеология, как, например, насеризм в Египте, но все это было разрушено в 1967 году.
Картины поражения, бегства и сдачи в плен тысяч людей на полях сражений Шестидневной войны до сих пор с горечью вспоминаются и время от времени всплывают в политических карикатурах, символом которых служат ботинки, оставленные на песке.
Исламисты ухватились за эти картины и их последствия, чтобы предположить, что светские, национальные и социалистические режимы, такие как режим Насера или партия Баас («Возрождение»), не смогли зажечь в рядах своих солдат необходимый дух стойкости и готовности жертвовать «фи сабиль Аллах» (во имя Всевышнего), выполняя долг джихада и повинуясь религиозным предписаниям. В качестве альтернативы они изображают различные исламистские движения и боевиков, будь то в Ливане, Газе или по всему региону, чьи люди «любят смерть» и потому несгибаемы.
Этот посыл, повторяющийся в основополагающих текстах этих движений, например, в речах лидера «Хизбаллы» Хасана Насраллы, также направлен на деморализацию израильского общества:
«Вы», сионисты, любите хорошую жизнь и цепляетесь за нее, а «мы» с нетерпением ждем исполнения нашего желания — шахады, буквально «свидетельской» смерти (смерти тех, кто пал в бою или пожертвовал своей жизнью в религиозно значимом конфликте, т.е. с предполагаемыми врагами ислама). Следовательно, на этом пути Израиль обязательно потерпит поражение.Жертвенный миф «сопротивления», поэтому, значим для конструирования концепций и ожиданий относительно будущего конфликта, а также для мобилизации бойцов и формирования их самооценки как тех, кто спасает честь людей, униженных капитуляцией (а на уровне политики — признанием права Израиля на существование).
Такие образы непоколебимости (сумуд) и готовности к самопожертвованию влияют и на региональный баланс сил. По крайней мере, в теории они ослабляют и подрывают «лагерь стабильности», к которому на практике принадлежит Израиль, и играют на руку различным исламистским лагерям: Ирану, его марионеткам (особенно «Хизбалле») и союзникам, «Мусульманскому братству» и его ответвлениям, включая ХАМАС, и джихадистским террористическим группам, таким как «Аль-Каида» и ИГИЛ.
Сегодняшняя реальность такова, что эти образы распространяются не только традиционными СМИ, поддерживающими исламистов, такими как катарская «Аль-Джазира» и бейрутский канал «Аль-Маядин», связанный с «Хизбаллой», но и путем размещения «героических» высказываний и действий в социальных сетях.
Последствия масштабных капитуляций
Именно такой, интенсивно формируемый образ героизма и несгибаемого духа, а также конкретный исторический контекст придают глубокий смысл растущему числу бойцов ХАМАСа, выбирающих сдачу в плен вместо смерти.
Аспекты операций ЦАХАЛа в Хан-Юнисе и повторного крупного рейда в больницу «Шифа» (где, по сообщениям, были задержаны сотни человек) способствовали достижению этого результата. В некоторых случаях сдача в плен была зафиксирована средствами массовой информации.
Все это имеет непосредственные тактические преимущества:
- Признаки деморализации и потери боевого духа в рядах противника в ключевых местах могут привести к аналогичному эффекту в других секторах.
- Сдача в плен вооруженных людей, безусловно, снижает масштабы реальных боевых действий и расширяет сферу операций, хотя и ценой необходимости выделения войск и ресурсов для транспортировки и содержания задержанных.
Прежде всего, допрос задержанных террористов может дать качественную информацию об их силах и дислокации, особенно о системе туннелей. Последняя оказалась гораздо более обширной и масштабной, чем та, что была получена до войны по другим каналам сбора информации.
На оперативном уровне, для достижения общих целей войны, Израиль удерживает неуклонно растущее число боевиков ХАМАСа, а также — в качестве рычага для переговоров об освобождении всех оставшихся заложников и ускорения организационного краха командной структуры организации.
Тем не менее, самые далеко идущие последствия находятся на символическом уровне: эффективно развенчивается миф о жертвенности, взращиваемый «Осью сопротивления» в последние десятилетия, путем привлечения внимания к моделям капитуляции. Это может послужить посланием как самим жителям Газы, чьими жизнями ХАМАС был готов жертвовать без колебаний и в огромных количествах, так и более широким кругам в арабском и мусульманском мире, где этот миф укоренился.
Что же нужно сделать?
Как уже было сделано в Хан Юнесе и в рейде в Шифу (в последнем, по словам источников ЦАХАЛа, была получена «гигантская» информация, когда сдались сотни боевиков ХАМАСа), военные операции на этом этапе должны быть направлены на создание условий и ситуаций, которые заставят вооруженных людей ХАМАСа сложить оружие и сдаться.
Очевидно, что это должно быть сделано с должной осторожностью, обусловленной опасностью того, что боевики могут притвориться сдавшимися.
Насколько это возможно без риска для жизни солдат, боевиков следует арестовывать (термин «взять в плен» к террористам не применим) и использовать их захват, как для получения разведданных, так и для символического эффекта.
По причинам, связанным с продолжающимся диалогом с американцами и другими друзьями на Западе, распространяемые изображения должны тщательно контролироваться: если они слишком унизительны, то вызывают в памяти документально подтвержденные случаи издевательств над заключенными в тюрьме Абу-Грейб, которые серьезно подорвали легитимность американской кампании в Ираке. Клипы с почти обнаженными заключенными, даже если они отражают оперативную необходимость убедиться, что на них нет спрятанного оружия или взрывчатки, пагубно влияют на репутацию ЦАХАЛа.
С другой стороны, фактическое документирование актов сдачи в плен ЦАХАЛу, сопровождаемое, по возможности, обширными статистическими данными и, как это уже иногда делалось, вырезками из допросов пленных хамасовцев, имеет глубокое стратегическое значение.
Действительно, можно сказать, что это относится к сфере большой стратегии в том послании, которое оно передаст, поскольку оно окрашивает перспективы в долгосрочной и экзистенциальной борьбе с исламистским тоталитаризмом и его моральными и идеологическими притязаниями.
Эффективные шаги, которые Израиль может предпринять в этом отношении, также важны для его регионального положения, поскольку он остается важной частью «лагеря стабильности», который противостоит идеологическим, политическим и военным вызовам, брошенным такими движениями, как ХАМАС (и «Хизбалла»), существующим прозападным режимам.
Политические документы JISS публикуются благодаря щедрости семьи Грега Рошандлера.
Перевод: Miriam Argaman Источник Опубликовано в блоге «Трансляриум«