Полгода спустя Израиль находится в другой войне, чем та, в которую он вступил

Полгода спустя Израиль находится в другой войне, чем та, в которую он вступил

Реклама

04/10/2024  12:16:08

Спустя почти полгода после начала войны баланс достижений Израиля против ХАМАСа далек от удовлетворительного. Израиль вступил в войну с ужасной стартовой позиции: массированное вторжение через границу сектора Газа, захват палестинцами поселений и территорий, около 1200 убитых (в основном мирных жителей) и более 250 похищенных.

Конечно, нет никакого способа обратить этот результат вспять. Теперь всем — за исключением нескольких самых недалеких его приверженцев — ясно, что в обещаниях абсолютной победы, которые премьер-министр Биньямин Нетаниягу разбрасывает раз в два дня нет никакой ценности.

Ответ Израиля на резню 7 октября включал в себя тяжелый удар по ХАМАСу, захват территорий, принудительную эвакуацию населения с севера сектора Газа и ликвидацию большого числа боевиков, что сопровождалось, по оценкам, гибелью более 20.000 палестинских гражданских лиц.

В решении о сухопутном вторжении в сектор Газа была определенная логика. Израиль был застигнут врасплох, продемонстрировав слабость и неготовность, и отсутствие болезненного ответа противнику могло побудить его врагов в регионе присоединиться к войне ХАМАСа. Даже сейчас, после демонстрации израильской мощи, эта опасность не устранена полностью (на этой неделе она только усилилась).

Правительство и армия действовали на основе широкого общественного консенсуса, согласно которому убийственное нападение ХАМАСа и ужасный садизм, проявленный по отношению к израильтянам, больше не позволяют Израилю терпеть его правления в Газе.



Но прошло время, и надо признать и то, чего не удалось добиться, что предполагалось при начале сухопутной операции. Уровень ожиданий — уничтожение режима ХАМАСа и демонтаж всего его военного потенциала — был слишком высок, особенно при жестких временных рамках в несколько месяцев. Войне было суждено затянуться, и трудно поверить, что удастся полностью демонтировать режим даже в будущем.

Более того, что касается добавленной через несколько дней цели — создания условий для возвращения похищенных: если в начале войны правительство и армия утверждали, что именно сухопутная операция привела к первой сделке по заложникам, теперь ясно, что будет сложно добиться от ХАМАСа продолжения.

И что сложнее переварить — поскольку в плену гибнет все больше заложников, любое промедление, основанное на теоретической надежде на достижение в дальнейшем первой цели (победе над ХАМАСом), вредит достижению второй цели (освобождению заложников).

Что болезненно для ХАМАСа? По словам офицеров ЦАХАЛа, на его руководство влияют убийства других высокопоставленных деятелей организации, долгосрочная потеря территорий и попытки Израиля подорвать власть режима на всей территории сектора.

Что касается ликвидации боевиков ХАМАСа, то ЦАХАЛ представил различные оценки, которые варьировались от 9000 до 12.000 человек. Сама организация в редком высказывании на этот счет (в середине февраля в статье агентства Reuters), оценила свои потери примерно в 6 тысяч человек. Реальное число, вероятно, находится где-то посередине.

Понятно, что ЦАХАЛ, как и другие западные армии, участвующие в антитеррористических операциях и партизанских войнах, склонен к преувеличению при подсчете потерь противника и иногда учитывает в качестве таковых также гражданских лиц, особенно мужчин, попавших в разбомбленное здание или зону уничтожения, созданную вблизи аванпостов и позиции, чтобы предотвратить риск для сил ЦАХАЛа.

Также не следует игнорировать давление сверху с требованием «дать цифры», то есть убивать больше врагов и сообщать об этом. Это требование, вероятно, сыграло свою роль во взрыве автомобилей в Дейр-эль-Балахе на этой неделе, в результате которого погибли семь сотрудников международной гуманитарной организации.

На этой неделе в боях в секторе Газа с начала войны погиб 600-й военнослужащий ЦАХАЛа. Около половины потерь пришлись на сухопутную операцию, начавшуюся в конце октября. Это число все еще значительно ниже, чем мрачные предсказания, которые можно было услышать в ЦАХАЛе накануне вторжения.

Война доказала, что, по крайней мере в секторе Газа, нет возможности противостоять израильской дивизии и остановить ее наступление. ХАМАС выбрал альтернативный путь: под натиском Израиля региональные батальоны и бригады разделились на небольшие отряды, которые пытались атаковать силы ЦАХАЛа во время наступления и после того стабилизации и занятия территории.

Самым эффективным оружием палестинцев в борьбе оказался старый гранатомет РПГ, который до сих пор приводит к многочисленным жертвам, особенно на стационарных позициях. Критическая часть палестинских военных усилий связана с документацией их действий. Если нет видео убийства солдат, которое будет быстро распространяться, то с точки зрения ХАМАСа, как будто ничего и не произошло.

Наряду с абсолютной победой Нетаниягу также обещает захват Рафиаха. На практике подготовка к этому застопорилась. В ходе переговоров в Zoom состоявшихся на этой неделе между израильскими и американскими представителями, администрация Байдена четко дала понять, что ЦАХАЛ должен найти способ эвакуировать примерно 1,3 миллиона палестинских граждан из Рафиаха, прежде чем войти в город, если это вообще возможно.

Обе стороны также высказали разные оценки относительно продолжительности времени, которое потребуется для эвакуации населения. Поскольку начало операции в Рафиахе откладывается, вполне вероятно, что Израиль будет искать другие цели. Разумной возможностью является рейд на лагеря беженцев Нусейрат и Дейр-эль-Балах в центре сектора Газа.

Начальник Генштаба Герци Халеви заявил на встрече с солдатами в Хан-Юнисе, что достижение соглашения по заложникам является «высшей задачей, которая будет решена только при более сильном давлении». «Мы окажем столько давления, сколько необходимо», — добавил он.

Нововведение здесь заключается в первой части заявления, в котором впервые освобождение заложников ставится в качестве главного приоритета. Именно это мнение сейчас высказывает высшее военное командование, но для того, чтобы его реализовать, вероятно, придется пойти на компромисс в отношении отказа Израиля разрешить массовое возвращение палестинских жителей на север сектора Газы, и этой позиции Халеви также придерживается.

В последние дни на фоне нападения на колонну гуманитарной организации прошли напряженные переговоры между высокопоставленными лицами в Вашингтоне и Иерусалиме. Американцы резко раскритиковали действия ЦАХАЛа и потребовали полной прозрачности расследования и его выводов.

Вполне вероятно, что недавние неудачи ЦАХАЛа усилят давление с целью достижения прекращения огня. Но, учитывая нынешнюю позицию Израиля на переговорах, это не обязательно будет включать сделку по заложникам – и мы можем предположить, что ХАМАС, поняв свое преимущество, воспользуется им для ужесточения своих требований. Во время ночного телефонного разговора между президентом США Джо Байденом и Нетаниягу президент потребовал, чтобы Израиль достиг немедленного прекращения огня.

Амос Харэль, «ХаАрец», И.Н. Фото: Элиягу Гершкович

detaly.co.il/polgoda-spustya-izrail-nahoditsya-v-drugoj-vojne-chem-ta-v-kotoruyu-on-vstupil/

Посмотреть также...

Житель Ноф-ха-Галиля подозревается в шпионаже на Иран

Житель Ноф-ха-Галиля подозревается в шпионаже на Иран

12/09/2024  12:24:24 Артем Золотарев из Ноф-ха-Галиля арестован по подозрению в совершении преступлений в сфере безопасности, …