05/31/2024 15:36:32
Разрыв Марин Ле Пен со своими немецкими союзниками обнажает тактическую линию разлома между «старыми» правыми и «новыми»
МВ крайне правых кругах Европы происходят знаменательные перемены. В то время как избиратели в 27 странах готовятся пойти на выборы в ЕС, раскол по поводу верности немецких крайне правых Третьему рейху приводит к перегруппировке.
Крайне правая группа «Идентичность и демократия» (ID) в Европейском парламенте на прошлой неделе исключила всю фракцию «Альтернатива для Германии» (АдГ) из своих рядов после фурора , связанного с ведущим кандидатом от АдГ Максимианом Крахом.
Беспрецедентный шаг, инициированный Марин Ле Пен , официально стал реакцией на высказывания Кра в интервью итальянской газете. На вопрос, распространяется ли его требование о том, чтобы все немцы гордились своими предками, и тех, кто состоял в СС, главной военизированной силе нацистов, Кра ответил, что «не все СС были преступниками».
Санитарный кордон, к которому Ле Пен призвала АдГ, в результате представляет собой настоящий раскол в крайне правом лагере Европы: между теми, кто подтверждает, молчаливо или явно, связь с Третьим рейхом или фашизмом, и теми, кто этого не делает; между старыми правыми и новыми.
Партия Ле Пен, «Национальное объединение» (RN), ключевой член группы ID, ранее была «Национальным фронтом», соучредителем которого были коллаборационисты из дивизии Ваффен СС «Шарлемань» . Более десяти лет она пыталась очистить свою партию-преемницу от всех явных нацистских ассоциаций, особенно от антисемитизма. Цель чистки Ле Пен, которую она назвала « дедиаболизацией », — наконец стать президентом Франции в 2027 году.
Является ли раскол между старыми правыми и новыми реальным или просто тактическим, еще предстоит выяснить. Подозрение в простой тактике также висит над головой итальянского премьер-министра Джорджии Мелони, которая, похоже, активно поощряет двойственное отношение, кивая в одни дни на золотую середину, а в другие — на крайность.
Можно было бы ожидать, что из всех крайне правых европейских партий немцы будут наиболее осторожными, когда дело касается нацистского прошлого. Не так. На самом деле «мелонизация» – попытка найти золотую середину, выглядеть «проевропейски», поддерживать Украину, быть поцелованной в лоб президентом США Джо Байденом – стала ругательным словом среди их рядовых членов. «Люди вроде Ле Пен или Мелони не меняют Францию или Италию, они не хотят серьезно останавливать миграцию», — сказал мне на прошлой неделе один из высокопоставленных политиков АдГ. «Все, чего они хотят, — это продвинуться по карьерной лестнице».
В апреле Бьорн Хёке, лидер АдГ в земле Тюрингия, был оштрафован за произнесение лозунга нацистских штурмовиков «Все для Германии». Почетный глава партии, бывший консерватор ХДС Александр Гауланд, как известно, назвал 12 лет нацистского правления «простым птичьим дерьмом» в истории Германии. Это похоже на одержимость ими, политический синдром Туретта. Нацистское прошлое необходимо было реабилитировать любой ценой.
А почему бы и нет. Еще пару недель назад казалось, что АдГ набирает силу не вопреки, а благодаря усиливающейся радикализации. Неспособность сменявших друг друга немецких правительств любого толка, консервативных или социал-демократических, остановить миграцию в последние годы, несомненно, способствовала ее росту. Согласно версии АдГ, Германия поражена как нелегальной миграцией, так и насильственными преступлениями, предположительно связанными с ней. В результате школы, общественные службы и система социального обеспечения перегружены и испытывают трудности.
Но дело Кра, а также обвинения в коррупции со стороны представителей АдГ и шпионаже в пользу России и Китая, а также разоблачения о «ремиграции» после зловещей встречи в Потсдаме, похоже, переломили ситуацию.
Хотя опросы в начале года обещали АдГ долю голосов в 23%, сейчас поддержка колеблется на уровне около 14%. Патриотизм партии, которая утверждает, что в ее основе лежит любовь к Германии, теперь поставлен под сомнение. Когда почти все, что АдГ может сказать о федеративной республике на 75-м году ее демократической конституции, наполнено отвращением, но можно найти теплые слова в адрес путинской России или Коммунистической партии Китая, избирателям может быть трудно увидеть любовь в что-нибудь из этого.
Но в этом загадка всех движений, принадлежащих к так называемым «Новым правым». Первоначально этот бренд обещал оставить позади навязчивые идеи и знаки различия старых правых. «Старые правые мертвы», — заявил французский философ Ален де Бенуа, один из самых влиятельных мыслителей новых правых во Франции и в Германии. «Это было заслужено. Старое право погибло, живя за счет своего наследия, своих привилегий и своих воспоминаний. Оно погибло из-за отсутствия видения будущего и цели».
Для новых правых врагом больше не были левые, чью социальную политику, стиль действий и идеи они скорее копировали. Врагом новых правых является либерализм, находящийся в предполагаемом союзе с «глобализмом», «вокеизмом» и капитализмом. Права человека в глазах новых правых являются инструментом угнетения и империализма, создания «единого мира», который отчуждает людей от их происхождения.
Приверженцы новых правых представляют себя интеллектуально амбициозными. Сам Кра недавно опубликовал книгу под названием «Политика фон Рехтс» и стремится представить себя «эрудированным, дружелюбным, элегантным», а не таким задумчивым и «вспыльчивым», как старый. Новые правые утверждают, что заменили расизм своих предков «этноплюрализмом» – все народы равны, но должны жить отдельно. Дебаты о «ремиграции» выдвинули на первый план лицемерие этой концепции. Означает ли «этническая принадлежность» в конечном итоге «белизна»?
В любом случае, крайне правые могут получить гораздо больше голосов на выборах в Европейский парламент, которые начнутся 6 июня, а в Германии пройдут 9 июня. Перестановки, инициированные Ле Пен, могут в конечном итоге объединить ее в новую «супергруппу» с Мелони, чья партия «Братья Италии» возглавляет «Европейских консерваторов и реформистов» (ECR). Ле Пен предложила то же самое на этой неделе. Если это произойдет, это сделает их силой, с которой придется считаться.
Однако Крах, возглавляемый АдГ, далек от униженного отступления. Он может вести себя сдержанно до 9 июня. Но за кулисами Кра был занят созданием альтернативной группы – с экстремистскими партиями и деятелями, такими как голландец Тьерри Боде или болгарин Костадин Костадинов, которые уже выразили свою солидарность с Кра в социальных сетях.
Другими словами, любой триумф крайне правых на июньских выборах может также стать моментом их наиболее заметного раскола. Смогут ли от этого выиграть их либеральные оппоненты – другой вопрос.
-
Мариам Лау — политический обозреватель Die Zeit.www.theguardian.com/commentisfree/article/2024/may/31/afd-obsession-third-reich-realignment-europe-far-right