07/09/2024 19:18:34
Андрей Харазов
Читаю много явных глупостей по поводу призыва, непризыва, «обязательного призыва для всех». Причем и на иврите тоже. Люди (и не только в комментариях, но и в профессиональных как бы журналистских материалах) пишут явную неправду. По незнанию они это делают или по злому умыслу, неважно. Важно, что людей сбивают с толку. И не просто сбивают, а сеют, как говорят у нас на иврите, «беспричинную ненависть», она же «синат хинам».
В последнее время начальство пеняет, что обычные тексты для массового читателя слишком сложны, надо больше материалов писать в форме простых вопросов и ответов. Так вот, FAQ по призыву ультраортодоксов.
вопрос: Кто обязан служить в ЦАХАЛе?
ответ: По закону об оборонной службе от 1986 года (срочная и резервистская служба в армии) «военнообязанный» – гражданин или резидент в возрасте 18 лет и старше, не достигший возраста освобождения от военной службы.
вопрос: Нужен ли какой-либо дополнительный закон о всеобщем призыве, чтобы служили реально все?
ответ: Нет, закон об оборонной службе от 1986 года и так подразумевает всеобщую воинскую повинность для любых граждан (и даже резидентов, не обладающих гражданством) от 18 лет до «потолочного» возраста (40 лет для младшего состава, 45 для офицеров, 49 лет для ряда уникальных армейских специальностей).
вопрос: Почему же тогда не служат ортодоксы?
ответ: В армии служит множество ортодоксов. Ортодокс – это любой религиозный еврей, придерживающийся классических канонов иудаизма. В Израиле практически любой верующий еврей будет ортодоксом – здесь не принято исповедовать «облегченные» версии иудаизма, характерные для США и в меньшей мере европейских общин. Не следует путать обычных верующих евреев (ортодоксов) с ультраортодоксами («харедим»), ревностно придерживающимися норм Галахи.
вопрос: Хорошо, тогда почему не служат ультраортодоксы?
ответ: Ультраортодокс – понятие растяжимое и непостоянное. По сложившейся практике армия не призывает большинство учащихся ультраортодоксальных иешив, достигших призывного возраста.
вопрос: Армия не призывает ультраортодоксов потому, что это запрещено законом?
ответ: Отнюдь. В Израиле нет ни одной категории граждан, которых армии было бы запрещено призывать. По умолчанию призыву подлежат все. А дальше армия в соответствии со своими нуждами сама решает, кого призывать, а кого нет.
вопрос: А почему армия сама решает не призывать ультраортодоксов?
ответ: Как уже говорилось, ультраортодоксы – понятие растяжимое. Армия формально не «не призывает» ультраортодоксов, а предоставляет учащимся ешив годовую отсрочку на время обучения, продлеваемую ежегодно.
вопрос: Хорошо, но если посмотреть глобально, то армия все-таки не призывает ешиботников – ведь они обычно учатся до непризывного возраста и так и не идут в армию. Почему?
ответ: Армия глобально не заинтересована в учащихся ешив, потому что они фанатично соблюдают религиозные заповеди и не готовы нарушать таковые даже под страхом тюрьмы. Небесные законы они почитают превыше земных, а постановления своих раввинов – превыше любой гражданской или военной власти. Массовый призыв ультраотодоксов потребовал бы серьезной перестройки армии под суровые религиозные запросы. Либо создания двух параллельных армий – одной побольше, светской, и одной малой и строго религиозной – с глатт-кошером, без женщин в брюках, да и вообще без женщин, с регулярными молитвами и попутным изучением Торы. На это не готовы ни ЦАХАЛ, ни израильское общество. Поэтому единственное, что может делать армия в этом вопросе – разные программы по постепенной интеграции ультраортодоксов, причем тех немногих из них, что отсеиваются из ешив и по сути прекращают ультраортодоксальный образ жизни. Потому что ни один настоящий ультраортодокс в светской армии служить не будет по определению.
вопрос: Уклоняются ли ультраортодоксы от армии?
ответ: Нет. Учащиеся ешив не служат на полностью законных основаниях, получая официальную отсрочку. То есть некоторые, наверное, уклоняются – есть такие, которым и отсрочку получать лень, а они просто не выходят на контакт с военкоматом, их ловят и сажают в армейскую тюрьму, как и любых других дезертиров. Но те, кто утверждает, что ультраортодоксы в целом «косят от службы», просто искажают реальную картину. Ешиботники не служат на тех же формальных основаниях, что и любые студенты, получающие отсрочку на время обучения. Поэтому и издавать законы, устрожающие наказание для «уклоняющихся от службы» личностей, в этом плане абсолютно бессмысленно. Ешиботников они в любом случае не затронут.
вопрос: Где в Торе написано, что религиозному еврею запрещено служить и работать?
ответ: Нигде. Но в Торе написано, что еврею нельзя нарушать заповеди. Поэтому, как уже говорилось, ревностно соблюдающие эти заповеди евреи по определению не станут служить в «нееврейской» армии. В еврейской, то есть соблюдающей заповеди, было бы готово служить намного больше ультраортодоксов. Сейчас армия в определенной мере «заточена» просто под евреев, соблюдающих традиции – там практикуется довольно условный кашрут и довольно условный шабат. Но с точки зрения ультраортодоксов она абсолютно не удовлетворяет базовым требованиям еврейского образа жизни.
В том, что касается работы – проблем никаких нет. По статистике, работает более 80% ультраортодоксальных женщин и 53% мужчин-ультраортодоксов – то есть абсолютное большинство этой прослойки населения, за исключением учащихся ешив и колелей.
вопрос: Тогда почему бы не отправить ультраортодоксов на альтернативную службу?
ответ: Потому же, почему и в армию. На альтернативной службе никому не нужны те, кого приволокут туда силой, кто не будет сотрудничать с кураторами, а станет бойкотировать женщин, требовать глатт-кошерную еду и сидеть, постоянно уткнувшись в сефер-Тору. Альтернативная служба – это по большей части «Красный магендавид», разные общественные организации, взаимодействующие с молодежью и проблемными слоями населения. Там работают отнюдь не суровые командиры, а озабоченные текучкой тети и дяди, которым совершенно не нужна дополнительная нагрузка в виде навязанных ешиботников. А нужна им прилежная сознательная молодежь, которой у нас вполне хватает. Или не такая уж сознательная, но которая, по крайней мере, в отличие от ешиботников, социально вменяемая, не желающая сидеть в тюрьме и не ставящая указания своих духовных наставников выше любого светского начальства. Если у вас есть конкретные предложения по поводу того, как можно поставить ультраортодоксов на службу родине – выдвигайте. Только без «стройбатов» и «всех на уборку урожая» – это тоже нереальные варианты применительно к ультраортодоксам (да и вообще к любым категориям населения, освобождаемым от армейской службы).
вопрос: Если армия сама не призывает ешиботников, тогда о чем вообще весь сыр-бор с этими БАГАЦами и законами о призыве?
ответ: Это споры не о том, призывать или не призывать ультраортодоксов. Если вам внушают, что это так – вам врут. Массово ультраортодоксов призывать невозможно в любом случае. Это споры о том, по какой процедуре их не призывать. Министерство обороны пытается установить процедуру, по которой учащимся ешив отсрочка может выдаваться по общему признаку – именно как учащимся ешив. Левые оспаривают этот порядок и требуют ставить на учет каждого ешиботника индивидально и с его отсрочкой разбираться в индивидуальном порядке.
вопрос: Что конкретно постановил вчера БАГАЦ?
ответ: Он постановил, что «огульная» отсрочка от армии для целой категории населения противоречит закону об оборонной службе и потребовал отменить действующий сейчас порядок. То есть оформлять отсрочку каждому ультраортодоксу в индивидуальном порядке. Что в принципе не нравится ультраортодоксам, уже привыкшим к тому, что они получают отсрочку коллективно, оформляя ее через администрацию ешив, но в целом не представляет для них особой проблемы.
вопрос: А какой закон тогда пытается сейчас продвигать правительство?
ответ: Закон, который все же закрепляет возможность для армии давать ешиботникам «централизованную» отсрочку – при условии, что определенное число ультраортодоксов, приемлемое для армии, будет ежегодно призываться на службу. Этот закон был подан еще при правительстве Беннета-Лапида-Ганца-Либермана и именно с учетом армейских нужд.
вопрос: Сейчас левые утверждают, что тот закон уже неактуален, поскольку после 7 октября армии «нужно много солдат». Так ли это?
ответ: Это утверждение крайне спорно и похоже на политические выдумки. Сама армия ничего не говорила по этому поводу и не подавала никаких запросов правительству на расширение боевого состава, тем более за счет заведомо необучаемого контингента.
вопрос: Почему же тогда этот закон некоторые авторитетные политики называют «Законом об откосе от армии»?
ответ: Врут-с. Пытаются манипулировать сознанием людей, которые не очень разбираются в вопросе и не знают формальной стороны дела. В данный момент на рассмотрении Кнессета нет никаких инициатив, которые узаконивали бы освобождение от службы в армии или отсрочку от нее для ешиботников – то есть лишали бы армию полномочий по призыву этой категории населения.
вопрос: Но поймите, все это хорошо, однако ведь есть простой принцип – служить должны все! Вы тут много понаписали, но это не отменяет необходимости равенства и всеобщего долга перед страной.
ответ: Это совершенно неверная постановка вопроса, не военная. Служить должны не все, а только те, кто нужен системе, и ровно в той мере, в которой они нужны. В армии огромная дифференциация по условиям службы, риску, нагрузкам. Никакой справедливости в ней нет. Кто-то приезжает на базу неподалеку от дома к восьми утра, сидит в офисе или дежурит на воротах до пяти вечера – и домой. Или пописывает в армейской газете. А кто-то, неделями не видя дома, потеет и мерзнет в Иудее, Самарии, в Негеве, на Голанах, целыми днями ползая, бегая, стреляя, патрулируя кишащую подозрительными арабами местность. С точки зрения вторых первые не служат вообще. Кто-то после срочной службы ходит на сборы каждый год по две-три недели, а про кого-то армия совершенно забывает вплоть до 40 лет. Кого-то в армию вообще изначально не призывают, потому что он не нужен. Все эти «все должны» никакого отношения к реальности не имеют, и никакого равенства в армии, как и в жизни, не бывает. Если вы сами не хотите служить – этого вполне можно добиться при реально упорном нежелании. Если идете служить – то кивать на то, что кто-то служит так-то, а кто-то так-то, а кого-то вообще не призывают, смысла нет. Так устроена жизнь.
вопрос: Вы говорите полную чушь! Служить должны все, и точка, понятно?
ответ: Не нервничайте. У вас, похоже, нездоровая зацикленность на этой теме, а сами вы явно не служили в армии. Те, кто сам служил, относятся к этой теме намного спокойней. Расслабьтесь, включите голову. Смиритесь с мыслью о том, что имеете дело с внушенной ложной проблемой. Задумайтесь – не является ли эта абсолютна пустая навязчивая озабоченность признаком общей ненависти к евреям, особенно религиозным. Если вам так хочется приобщиться к борьбе за справедливость, выберите какой-нибудь более актуальный пунктик. Например, прогрессивное налогообложение. Почему, если обычный охранник, работая без напряга по 9 часов в день и зарабатывая 7000 шекелей в месяц, должен платить 10% подоходного налога, а если он пашет как лось, работая еще и в выходные или на двух работах, чтобы зарабатывать на жизнь и семью, и получает 10000 тысяч, то он должен платить уже 20% подоходного налога, то есть за себя и за того парня? Ведь оба охранника получают равные услуги от государства. И это только один вариант, а ведь сколько реальной несправедливости на этом свете.
Подытожим:
Призыв в Израиле уже обязателен для всех – дополнительных дублирующих законов не требуется.
Армия сама предоставляет отсрочку от службы ультраортодоксам на протяжении всей истории Израиля, ее никто не заставляет этого делать.
Если армии действительно понадобится расширять кадровый состав за счет учащихся ешив, нет никаких формальных препятствий, мешающих ей это сделать в любой момент.
Споры по поводу «закона о призыве» в реальности никак не касаются призыва/непризыва ешиботников, они касаются только упрощения/усложнения характера процедуры, по которой те получают отсрочку, а отсрочку эту они будут получать в любом случае.