07/12/2024 14:06:35
Дипломатические дела: Последний раз Нетаньяху был в Белом доме в сентябре 2020 года. Президентом был Дональд Трамп, а поводом послужило подписание Авраамских соглашений.
Автор: ХЕРБ КЕЙНОН
12 ИЮЛЯ 2024 09:32
Прошли те времена, когда перерывы между некоторыми поездками премьер-министра Биньямина Нетаньяху в Вашингтон можно было измерить месяцами: 10 месяцев между визитами в 2009–2010 годах, столько же в 2011–2012 годах, семь месяцев в 2014 году и девять месяцев в 2019 году.
Теперь разрывы растягиваются на годы.
Разница не незначительна. Когда премьер-министр Израиля приезжает в Вашингтон каждые девять, 10 или 11 месяцев, это посылает сигнал о близости и интимности, который не ускользает от друзей и врагов.
Однако когда такие визиты случаются реже и происходят гораздо реже, это также посылает сигнал как друзьям, так и врагам: о напряженности и ослаблении взаимопонимания.
Когда недавно созданный официальный государственный самолет Израиля — Wing of Zion — приземлится на авиабазе Эндрюс в Вашингтоне примерно через две недели после своего первого рейса с премьер-министром на борту, это станет первым визитом Нетаньяху в столицу США почти за четыре года.
Даже если учесть, что 18 месяцев из этого срока он не был премьер-министром, для него это все равно необычно долгий срок отсутствия в важнейшей столице мира.
Президент США Джо Байден, премьер-министр Биньямин Нетаньяху во время войны (фото: HAIM ZACH/GPO)
Нетаньяху выступит на специальном совместном заседании Конгресса и, находясь в городе, как ожидается, встретится с президентом США Джо Байденом в Белом доме. Чиновники администрации заявили, что визит «вероятен». Несмотря на то, что официальное приглашение еще не было отправлено, ожидается, что оно поступит в ближайшее время.
В последний раз Нетаньяху был в Белом доме в сентябре 2020 года. Президентом был Дональд Трамп, а поводом послужило подписание Авраамских соглашений.
Вскоре после этого и Трамп, и Нетаньяху проиграли выборы: Трамп в ноябре 2020 года, а Нетаньяху в марте 2021 года. К тому времени, когда Нетаньяху вернулся в офис в декабре 2022 года, Байден жил в Белом доме и не очень-то спешил приглашать нового/старого премьер-министра Израиля в свою резиденцию для беседы.
Они встречались в сентябре прошлого года на полях заседания Генеральной Ассамблеи ООН и еще раз в октябре, когда Байден прилетел в Израиль через несколько дней после ужасов 7 октября.
Однако отсутствие приглашения Байдена для Нетаньяху посетить Белый дом для встречи было явным, часто обсуждаемым и весьма тревожным признаком неодобрения президентом премьер-министра, нынешнего израильского правительства и его политики.
ЭТО было тогда, до провальных дебатов президента в прошлом месяце с Трампом, его предшественником и претендентом на пост преемника.
В 2023 году, когда Байден медлил с приглашением Нетаньяху, президент был политически силен, одержав победу на промежуточных выборах, когда ожидаемая «красная волна», которая должна была охватить республиканцев и взять под контроль обе палаты Конгресса, так и не состоялась.
С другой стороны, Нетаньяху, столкнувшийся с беспрецедентным противодействием своему плану реформы судебной системы, был политически слаб.
Радикальный сдвиг с момента последнего визита
Однако теперь динамика изменилась. Оба лидера слабы, и оба сталкиваются с громкими призывами отойти в сторону — Байден из своей собственной партии, а Нетаньяху, если еще не из своей партии, то, по крайней мере, со все более шумной улицы.
И именно потому, что оба лидера политически слабы, встреча в Белом доме через две недели может принести пользу им обоим.
Во-первых, относительно Нетаньяху: с тех пор, как в прошлом месяце он принял приглашение от руководства обеих партий в Конгрессе выступить на специальной совместной сессии, здесь начались публичные дебаты о том, следует ли ему его принять, — и это произошло еще до того, как стало известно, получит ли он приглашение встретиться с Байденом.
Кстати, такое приглашение на встречу с президентом не является данностью. Например, когда Нетаньяху выступал в Конгрессе в 2015 году, тогдашний президент Барак Обама был возмущен тем, что Нетаньяху выступал в Конгрессе против иранской ядерной сделки, которую он организовал, и отказался с ним встречаться.
Аргументы против принятия Нетаньяху приглашения выступить в Конгрессе включали тот факт, что такой визит — поскольку он был инициирован спикером Палаты представителей от Республиканской партии Майком Джонсоном и явно не соответствовал интересам Белого дома или демократов — лишь подчеркнет партийные разногласия по Израилю.
Более того, поскольку десятки законодателей-демократов наверняка не будут присутствовать на этой речи, она также подчеркнет глубокие разногласия по поводу Израиля внутри самой Демократической партии — а выносить их на первый план не в интересах Израиля.
Затем следует время проведения. Между Республиканским национальным съездом в Милуоки на следующей неделе и Демократическим национальным съездом в Чикаго 19 августа найдутся те, кто обвинит Нетаньяху в очередной попытке вмешаться в политику США, что может еще больше обострить его отношения с администрацией Байдена и демократами.
Теперь, когда ожидается встреча с Байденом, остается только ждать, будет ли организована встреча с Трампом, и как она пройдет.
Премьер-министры нередко встречаются с обоими кандидатами во время поездок в США, как это сделал Нетаньяху, когда он встречался с Хиллари Клинтон и Трампом осенью 2016 года перед выборами того года.
Тем не менее, многие воспримут действия Нетаньяху как вмешательство во внутреннюю политику США.
ВСТРЕЧА с Трампом также поставит Нетаньяху в положение, в котором непредсказуемый предполагаемый кандидат от Республиканской партии может побудить Нетаньяху принять чью-либо сторону.
Подобное уже случалось однажды: всего за две недели до выборов 2020 года, когда президент разговаривал по телефону с премьер-министром после того, как было объявлено, что Судан станет третьим государством, нормализовавшим отношения с Израилем в рамках Авраамских соглашений.
«Как ты думаешь, Сонный Джо мог бы заключить эту сделку, Биби? Сонный Джо? Я думаю — как ты думаешь, он бы как-то заключил эту сделку? Я так не думаю», — сказал Трамп. Нетаньяху дипломатично отступил, и — согласно сообщению Politico того времени — «Улыбка на лице президента померкла, когда он выслушал ответ премьер-министра.
«Да», — вмешался Трамп, указывая на представителя пресс-службы Белого дома, чтобы задать вопрос.
С точки зрения израильтян, время этой поездки в Вашингтон также вызывает удивление. В разгар войны в Газе и на пороге другой, более масштабной войны в Ливане – с заложниками, все еще томящимися в плену у ХАМАС – не пора ли премьер-министру покинуть страну?
Однако с первого дня было ясно, что Нетаньяху воспользуется этой возможностью. Есть ли риски? Конечно. Но Нетаньяху, не известный отсутствием уверенности в собственных силах, считает, что выгоды перевешивают риски.
КАКИЕ преимущества дает выступление в Конгрессе? Во-первых, это дает Нетаньяху колоссальную платформу для представления точки зрения Израиля по многочисленным вопросам. Если он пожелает, он может изложить свое видение Газы после войны, остановиться на злонамеренных планах Ирана или даже обсудить возможное региональное соглашение, включающее Саудовскую Аравию. Поскольку переговоры о заложниках продвигаются вперед, это может быть платформа, на которой он объявит о потенциальной сделке.
Будут ли некоторые законодатели бойкотировать или уйдут? Конечно, но многие другие останутся на своих местах — обязательно будут стоять и аплодировать — и речь даст Нетаньяху шанс сформировать свое мнение по этим вопросам.
Аналогичным образом речь и ожидаемая встреча с Байденом вызовут широкое освещение в СМИ.
С одной стороны, СМИ сосредоточат внимание на законодателях, бойкотировавших речь, и подчеркнут напряженность между Вашингтоном и Иерусалимом по поводу войны и того, как она ведется.
Но с другой стороны, это освещение также даст Нетаньяху шанс объяснить и сформировать восприятие политики и действий Израиля. Он не из тех, кто упускает такую возможность.
Затем, для Нетаньяху есть потенциальная внутренняя выгода, которую следует рассмотреть. Выступление на мировой сцене всегда было сильной стороной Нетаньяху, и он хорошо играл дома.
В течение многих лет он наслаждался ролью мирового государственного деятеля, одинаково комфортно и непринужденно общаясь как с президентом США, так и с президентами России и Китая или премьер-министром Индии.
Он утратил эту ауру с момента возвращения в должность в декабре 2022 года, особенно с 7 октября. Эта поездка может позволить ему вернуть часть ее.
То же самое произошло бы, если бы Нетаньяху просто собирался выступить с речью в Конгрессе — ожидаемая встреча с Байденом теперь добавляет дополнительный бонус.
Эта встреча позволит ему продемонстрировать своим избирателям внутри страны, что он по-прежнему может поддерживать прочные связи с самым важным союзником страны.
Кроме того, если будет видно, что он противостоит сильному давлению США — будь то в отношении целей войны или когда разговор зайдет о «двухгосударственном решении», — то это даст ему дополнительную политическую поддержку.
«Лекция» Нетаньяху Обаме в Белом доме в мае 2011 года о еврейской и ближневосточной истории, последовавшая за заявлением президента о границах 1967 года с обменом землями в качестве основы для будущих соглашений, укрепила имидж премьер-министра среди многих израильтян, хотя это и не принесло ему друзей в Белом доме. Израильтяне оценили, как Нетаньяху выступил против президента, которого многие из них считали несправедливым по отношению к Израилю.
Нетаньяху успешно применил эту тактику против сильного и популярного президента США. Теперь, когда Байден политически ослаблен, а его статус как кандидата от Демократической партии неопределен, Нетаньяху сталкивается с меньшим дипломатическим риском, решительно выступая против требований и давления Байдена.
Такая позиция, скорее всего, принесет политические выгоды его электорату на родине, но при этом будет иметь меньше последствий ввиду нынешней уязвимости Байдена.
БАЙДЕН И его советники, несомненно, также знают об этом, поэтому они вряд ли будут публично слишком сильно давить на Нетаньяху или подчеркивать свои разногласия.
На данный момент президент не получает от этого особой политической выгоды. У Байдена политические проблемы, он отстает от Трампа почти во всех опросах после дебатов и, что самое важное, в шести из семи ключевых колеблющихся штатов, в которых ему нужно победить, чтобы сохранить Белый дом.
Хотя ранее в этом году политика Байдена по отказу от части его прежней, твердой поддержки Израиля, казалось, была направлена на то, чтобы успокоить прогрессистов и арабских американцев, недовольных этой поддержкой, его готовность высоко размахивать своей поддержкой Израиля во время недавних дебатов с Трампом указывает на то, что произошла смена тактики: поддержка Израиля — это то, что он хочет продемонстрировать, а не скрыть. Четыре месяца до выборов — не время публично бодаться с Нетаньяху.
А затем возникает вопрос возраста и вопроса о том, справится ли Байден с этой работой в свои 81 год. Как внутренние, так и международные СМИ будут пристально следить за его запланированной встречей с Нетаньяху.
Таким образом, это будет еще один шанс для президента продемонстрировать свою остроту ума. Это также может быть шансом для него показать, что он не слабак.
Неслучайно, что кураторы Байдена, пытаясь развеять опасения по поводу его умственных способностей, выделили разговор президента с Нетаньяху в апреле как признак того, что Байден все еще с этим и во многом контролирует ситуацию. The New York Times сообщила, что Байден твердо дал понять Нетаньяху, что США выступают против жесткой израильской контратаки.
«Позвольте мне быть предельно ясным», — якобы сказал Байден. «Если вы начнете большую атаку на Иран, вы будете предоставлены сами себе».
Поскольку оба лидера сейчас политически слабы, при встрече они могут использовать друг друга в качестве фона, чтобы казаться сильными и решительными перед своими избирателями: Нетаньяху стремится подтвердить свою государственную мудрость, а Байден стремится продемонстрировать свои лидерские способности и умственную проницательность.