Прощай, безусловная поддержка. Раскол между Германией и Израилем становится все шире

Прощай, безусловная поддержка. Раскол между Германией и Израилем становится все шире

Реклама

07/27/2024  17:03:21

14:00

Я был там в первый день: 7 октября. Именно тогда в 6:29 утра меня в Тель-Авиве разбудили сирены, а затем раздались два громких взрыва. Когда я вернулся через 285 дней, чтобы рассказать про свою книгу о германо-израильских отношениях, война все еще бушевала.

Но больше всего меня поразило подобие нормальной жизни – по крайней мере, в центре страны. Люди занимались своими делами, рестораны были переполнены до поздней ночи. Трудно было представить, что эта жестокая война находится всего в часе езды от нас.

Считается, что таксисты – эхо настроений в обществе. Один из них указал на дом в центре Тель-Авива, когда мы проезжали мимо него. «Это штаб-квартира семей заложников и активистов, – сказал он, –  они думают только о себе, а не о стране». Другой водитель сказал, что все, чего он хочет, – это «мир, мир, мир». Во многих разговорах, которые я вел с давними знающими наблюдателями, был один общий знаменатель: неопределенность.

«Я никогда не видел ничего подобного ситуации, в которой мы сейчас находимся», – сказал один из моих друзей. Во время ужина в кругу самых разных израильтян, как «ястребов», так и «голубей», все говорили одно и то же: «Так больше продолжаться не может».

Известный военный аналитик, с которым я беседовал, выступал за эскалацию ударов по «Хизбалле», но в то же время считал, что стране нужно даже восстание против правительства Нетаниягу. «И как вы можете этого добиться?» – спросил я. «С помощью всеобщей забастовки», – ответил он.

Читайте также:
В США на повестке дня пересмотр отношений с Израилем. Китай ждет за поворотом
Генерал Брик: «Нетаниягу продолжает продавать обществу иллюзии»
Израиль опасается, что решение Международного суда приведет к выдаче МУС ордеров на арест Нетаниягу и Галанта

Однажды утром я надел кроссовки и побежал от улицы Дизенгоф вниз к пляжу, мимо отеля «Дан», где пятьдесят лет назад я останавливался, будучи тогда молодым иностранным корреспондентом немецкого радио ARD, освещавшим войну Судного дня. Я снова повернул налево и вернулся в сердце Тель-Авива.

Два утра спустя, вернувшись в Берлин, я проснулся от известия о том, что в районе, где я бегал, упал беспилотник хуситов, в результате чего один человек погиб, а другие получили ранения. Это, подумал я, несомненно, только усугубит ощущение нестабильности и неопределенности, ощущение того, что Израиль и регион находятся на грани еще большего пожара.

Похороны Евгения ФредераПохороны Евгения Фредера, погибшего в результате атаки БПЛА хуситов на Тель-Авив. AP/Ohad Zwigenberg
 

Я следил за реакцией на нападение: «Как могли израильские военные не суметь сбить такой относительно простой беспилотник?» или «Возмутительно! Тель-Авив под ударом! Неслыханно!»

Многие, кажется, забыли, что во время первой войны в Персидском заливе город подвергся массированному ракетному обстрелу со стороны Ирака. Я был тому свидетелем – как репортер. Или совсем недавно, 7 октября, и в последующие недели, когда Тель-Авив регулярно подвергался ракетным обстрелам со стороны ХАМАСа.

Всего за день до нанесенного хуситами удара кнессет проголосовал против разрешения израильско-палестинского конфликта на основе создания двух государств, приняв закон, в котором создание палестинского государства названо «экзистенциальной опасностью». Это положило конец любым иллюзиям, что правительство будет работать в этом направлении, которые могли существовать среди благонамеренных людей и правительств в остальном мире, включая Германию.

Реакция министерства иностранных дел Германии была быстрой. «Израиль отходит от подавляющего большинства международного сообщества и изолирует себя, – заявил представитель ведомства. – Мы все знаем, что изоляция – враг безопасности». По его словам, нет альтернативы двухгосударственному решению, при котором израильтяне и палестинцы имеют право на достойную жизнь и самоопределение.

Это, конечно, давняя мантра немецкой политики. Тем не менее, раскол между Берлином и Иерусалимом становится все шире. Немецкому правительству, поддерживаемому всеми основными партиями мейнстрима, приходится балансировать на тонком канате. Обещание «Staatsräson» поддерживать существование Израиля, несмотря ни на что, находится под огромным давлением.

 
Прощай, безусловная поддержка. Раскол между Германией и Израилем становится все ширеМинистр иностранных дел Германии Анналена Бербок делает заявление на Форуме Герцлии 24.6.24 AP/Maya Alleruzzo
 

Министр иностранных дел Германии Анналена Бербок стала выразителем все более критического отношения к нынешнему израильскому правительству и тому, как оно ведет войну. В своем недавнем выступлении в Израиле на конференции по безопасности в Герцлии она не стеснялась в выражениях. По ее словам, «ее глубоко беспокоят» обвинения в жестоком обращении с задержанными из Газы, причем не только в тюрьме «Сде Тейман», сообщения о том, как экстремисты-поселенцы на Западном берегу безжалостно, с применением грубой силы изгоняют палестинцев из их домов, причем слишком часто без должного судебного преследования. Но и совсем недавно появившиеся сообщения о том, как некоторые члены израильского кабинета министров добиваются «финансового разорения Палестинской автономии и принятия мер, которые еще больше укрепляют оккупацию Западного берега».

Впечатление от нарастающего беззакония усугубило нападение в воскресенье израильских поселенцев в масках на местных палестинских фермеров вблизи деревни Кусра, которое еще раз подтвердило, насколько безрассудно и, похоже, безнаказанно действуют эти погромщики на Западном берегу.

Среди иностранных и местных активистов, пытавшихся помочь фермерам, был немецкий студент Давид Хуммель; он был избит и ранен поселенцами, которые также сожгли фермерские угодья местных палестинцев.

Посол Германии Штеффен Зайберт в своем сообщении на сайте X заявил, что эти нападения являются «преступным поведением и должны преследоваться всеми законными способами». Поскольку это происшествие (к несчастью для поселенцев) было заснято на видео, оно было показано по немецкому телевидению, что еще больше способствовало формированию критических настроений в отношении Израиля.

 
Прощай, безусловная поддержка. Раскол между Германией и Израилем становится все ширеФотографии на Площади похищенных в Тель-Авиве. Фото: Моти Мильрод.
 

Уже в январе правительство Германии в тесном сотрудничестве с Белым домом прекратило поставки некоторых видов оружия в Израиль и потребовало увеличить объем гуманитарной помощи для голодающих в Газе – сильный сигнал неодобрения того, как правительство Нетаниягу ведет эту войну.

На фоне ужасного нацистского прошлого Германии трудно найти правильный баланс между солидарностью с еврейским государством и законной критикой правительства в Иерусалиме, главной целью которого, похоже, является сохранение власти любой ценой.

Израиль дорого платит за это. Еврейское государство изолировано, как никогда раньше. Теперь, если эти тенденции сохранятся, оно рискует потерять и твердую, безоговорочную поддержку Германии, которая была для него краеугольным камнем международной поддержки.

Мой недавний визит в Израиль убедил меня в том, что я солидарен со многими израильтянами, которые надеются на перемены. Израильтянами, которые верят, что этот кошмар кажущейся бесконечной войны должен закончиться и что это правительство, которое отказывается брать на себя ответственность за тяжесть своих катастрофических действий, должно быть, наконец, отстранено от власти.

Вернер Зонне, «ХаАрец», М.Р. На снимке: канцлер Германии Шольц и Нетаниягу во время визита в Израиль. Фото: Оливье Фитусси.
Зонне – автор книги «Израиль и США — история особых отношений» («Israel und wir — Geschichte einer besonderen Beziehung»). Более 40 лет он работал корреспондентом немецкой телерадиокомпании ARD ∇

Посмотреть также...

Житель Ноф-ха-Галиля подозревается в шпионаже на Иран

Житель Ноф-ха-Галиля подозревается в шпионаже на Иран

12/09/2024  12:24:24 Артем Золотарев из Ноф-ха-Галиля арестован по подозрению в совершении преступлений в сфере безопасности, …