08/13/2024 20:08:21
Хочет того человек или нет, но обстоятельства рождения, воспитания и опыта помещают его в систему концентрических кругов, с которыми он – опять же, волей-неволей – ассоциирует себя. Круг семьи, круг друзей, круг единомышленников, круг «общественной группы», круг народа. Без этой самоидентификации невозможно ощущать себя полноценным человеком – именно поэтому социоПАТы и психоПАТы проходят по разряду патологии.
Знаю, что эта геометрическая картина не понравится тому, кто гордо именует себя индивидуалистом (то есть ассоциирует себя с кругом индивидуалистов). Что ж, не беда, о вкусах не спорят. Правда, тот факт, что как раз индивидуалисты особенно горько сетуют на одиночество, заставляет усомниться в добровольности их выбора.
Меня же, напротив, вышеописанная схема привлекает своей простотой и наглядностью. Круг предполагает круговую поруку – любители красивых слов обычно переименовывают ее в «лояльность» или «солидарность» (к последнему слову обычно прилагается прилагательное «классовая»). Нарушение круговой поруки называется «предательством» или «изменой». Если порука порушена в отношении тебя, ты ощущаешь себя преданным. Если ее нарушаешь ты, то становишься предателем сам.
Чем меньше круг, чем ближе он к человеку – центру этой концентрической системы – тем сильнее боль, когда человек видит, что изменяют ему. Но – и это может показаться парадоксом – тем легче становится предателем он сам. И наоборот: когда кто-то другой нарушает круговую поруку самого большого круга, человек ощущает лишь легкую досаду. Но в то же время, его собственное предательство внешнего, далекого круга оказывается катастрофой для самого изменника.
Этот парадокс действительно кажущийся и вот почему. Измена жены – пренеприятнейшая штука, которая, тем не менее, отнюдь не означает полного крушения по той простой причине, что всегда есть шанс организовать себе новый ближний кружок. Факт: люди расходятся и, восстановившись после некоторого периода душевного хаоса, продолжают жить едва ли не счастливей, чем раньше. Аналогично – с друзьями и единомышленниками: мы сплошь и рядом наблюдаем переход из одного политического лагеря в противоположный или отказ от прежней веры.
Сколько ни изменяй жене, изменником тебя назовет разве что она. Сколько ни изменяй убеждениям, всегда можно с полным основанием сказать, что своего мнения не меняет только осел. В обоих этих случаях ты чувствуешь себя спокойно, поскольку уже защищен новыми «внутренними» кругами, которые обеспечивают тебя новой круговой порукой.
Но куда перейдешь, выпав из самого большого, внешнего круга – то есть, изменив своему народу? Ответ один: некуда. Иного «внешнего», самого большого круга попросту не существует в природе. Вернее, существует – но для других, а не для тебя. Ты – чужой в их кругу, и эту самоидентификацию не подменить, как ни старайся. Ее разрушение ВСЕГДА завершается последующим крушением личности. Этот вид измены (собственно, лишь он и именуется в нашем сознании «настоящим» предательством) не может быть оправдан ничем и никогда. Предатель своего народа обречен жить и подыхать во тьме, в состоянии глубочайшего душевного разлада.
Мне давно хотелось описать феномен предательства – его психологический фон и мотивы, его мучения и самооправдания. Впервые приступив к этой теме, я естественным образом обратился к истории Евно Азефа – человека, которого российская историография записала в ультимативные предатели. И, обнаружив совершенно иную человеческую трагедию, увлекся ею и забросил первоначальный замысел. Так появился на свет роман «Пасынок в бегах» – своеобразная апология Азефа – отнюдь не предателя в терминах вышеописанной модели.
Потом возникли другие темы и, соответственно, другие тексты: «Четыре овцы у ручья», «Колечко жизни», «Двойка, шестёрка, туз». Но, как выяснилось, потребность исследовать «жёлтый цвет черноты» (желтый в западной традиции – цвет измены; черная тьма – среда обитания души изменника) никуда не исчезла и в конце концов потребовала возвращения к столу.
«Жёлтый цвет черноты» – роман о предательстве и предателях. О современных нам штинкерах и провокаторах, внедряемых ШАБАКом в среду поселенцев Шомрона и Иегуды. Об их предшественниках из второй половины позапрошлого века – наиболее наполненного провокаторами периода российской истории. О чудовищной аморальности, одинаково общей для тех и других.
Наверное, какие-то моменты покажутся читателю узнаваемыми. Какие-то детали истории, хорошо известные лишь специалистам – познавательными. Ну а в сумме, надеюсь, будет интересно. Роман выставлен для скачивания (небесплатного) на моем сайте (ссылка в первом комменте). Приятного чтения!