09/25/2024 11:28:08
Бывший глава СНБ анализирует ситуацию, складывающуюся в регионе
Гиора Айленд
|11:03
ЦАХАЛ уже неделю наносит болезненные удары по Хизбалле. Уместно предположить, что шейх Насралла уже не раз пожалел о поспешном решении открыть второй фронт против Израиля 8 октября 2023 года. Не менее логичным выглядит предположение, что главарь Хизбаллы отдал бы сегодня многое за сделку в Газе, которая даст и ему возможность завершить войну на севере, что называется — «сохранив лицо».
Если бы противостояние ЦАХАЛа с Хизбаллой происходило в удаленной пустыне, то можно было смело объявить о нашей абсолютной победе. Но мы не в пустыне. А посему существуют опасения, что усиление ударов по Хизбалле приведет к более масштабным атакам по израильскому тылу. Отсюда вопрос: какой сценарий должен предпочесть Израиль? Должен ли он продолжить войну, нанося все новые удары по Хизбалле, разрушая ее военный потенциал, созданный за последние 20 лет, или, воспользовавшись замешательством в лагере противника, попытаться создать новую реальность на северной границе?
Сегодня в мире никто (от США, Франции и Саудовской Аравии и до Ирана, Китая и России) не заинтересован в двух моментах: а) в разрушении Ливана, б) перерастании ливанского конфликта в региональную войну. Такой консенсус играет на руку Израилю. Большинство глав государств, включая Путина и даже президента Ирана, призывают к прекращению военных действий в Ливане. На практике это означает разделение двух фронтов — северного и южного. Поэтому Израиль должен четко заявить: мы будем рады завершить войну на северных рубежах, если будут созданы условия для создания здесь новой реальности.
Несмотря на соблазн продолжить удары по Хизбалле, Израилю лучше согласиться на окончание войны. Например, в том случае, если будет найдено решение, которое отдалить Хизбаллу от границы.
В пользу такого варианта есть четыре причины.
Причина № 1. Можно начать восстановление севера прежде, чем эта задача станет непосильной.
Причина № 2. Израиль получает шанс на восстановление международного статуса, включая отмену частиhttps://rishonim.info/wp-admin/post-new.phpчного эмбарго на поставки оружия.
Причина № 3. На данном этапе Израилю стоит воздержаться от прямого конфликта с Ираном.
Причина № 4 (менее очевидная). Ситуация поможет Западу быстрее прозреть в отношении разрушительных действий Ирана в регионе.
Прозрение вряд ли наступит из-за опасений самому существованию Израиля (мировое сообщество это не очень беспокоит). И вряд ли в связи с угрозами из-за иранской ядерной программы. Речь идет об угрозе региональной стабильности — в результате симбиоза двух важных составляющих иранской политики.
Первый фактор: разрушение государств региона изнутри путем создания прокси-формирований, которые, подобно раковой опухоли, уничтожают нормальную жизни независимых государств. Иран, который сам превратился из процветающего государства в режим аятолл, полностью преуспел в Ливане и Йемене, частично — в Ираке и Сирии. Однако аппетиты Тегерана растут. Следующие на очереди — Судан, Иордания и Бахрейн, после них — Саудовская Аравия.
Второй фактор: иранские поставки продвинутого вооружения своим прокси. Речь идет не о террористах в «арафатках» с автоматами Калашникова в руках, а об организованных армиях. У скольких армий в мире на вооружении имеются ракеты и дроны 2000-километрового радиуса действия (как у хуситов)? Сколько мировых армий обладают тем же арсеналом, что Хизбалла?
На Западе со скрипом, но начинают понимать, что речь идет не только об Израиле, но и о стабильности всего региона. Осознав это, Запад сможет выставить требования (в основном — экономического характера) иранскому руководству. Поэтому нам лучше стать частью международных усилий вместо того, чтобы продолжать конфронтацию с Западом.
Иными словами, можно требовать разоружения Хизбаллы с помощью международного давления на Иран и Ливан, используя при этом впечатляющую военную мощь Израиля, как это происходит сейчас.
Есть и дополнительная причина предпочесть этот сценарий. Впервые создалась ситуация, в которой у Ирана есть четкий интерес надавить на ХАМАС для достижения сделки, поскольку такой сценарий может спасти имидж Насраллы. Не факт, что Иран в состоянии воздействовать на Синвара, однако не исключено, что такая возможность существует.
Автор — генерал-майор запаса, в прошлом начальник Оперативного управления генштаба ЦАХАЛа и Совета национальной безопасности
Полный текст на иврите — здесь
www.vesty.co.il/main/opinions/article/b1ud4vw0r