09/29/2024 11:34:19
Серия израильских ударов изменила военные расчеты на Ближнем Востоке, но они остаются такими же опасными
Ярослав Трофимов
Обновлено 29 сентября 2024 г., 12:00 по восточному времени
ДУБАЙ — Спустя несколько недель после того, как 7 октября ХАМАС напал на Израиль, лидер ливанской боевой группировки «Хезболла» выступил с громогласной речью, в которой объяснил, почему его люди присоединяются к борьбе с «сионистским врагом».
Израиль «трясся и дрожал» от страха, «слабее паутины», сказал Хасан Насралла . В отличие от предыдущих конфликтов с еврейским государством, эта война «была исторической и решающей», и все поддерживаемые Ираном движения сопротивления — от Ливана до Сирии, Ирака и Йемена — были обязаны участвовать, сказал он .
Сегодня Насралла мертв , как и большая часть высшего руководства Хезболлы. Оставшаяся часть организации была уничтожена серией ударов, которые продемонстрировали ошеломляющее проникновение израильской разведки .
Оглядываясь назад, можно сказать, что это стало результатом двух стратегических ошибок Насраллы: он сильно недооценил своего врага, Израиль, и переоценил возможности своего покровителя, Ирана, и его сети союзных боевых группировок в регионе.
Хезболла обладает огромным арсеналом ракет и снарядов, включая баллистические ракеты с точным наведением. Это было сделано для сдерживания израильской эскалации. Ее оружие пока не нанесло Израилю существенного ущерба.
По данным ливанского министерства здравоохранения, с 16 сентября в Ливане погибло более 1000 человек в ходе израильской кампании по прекращению ударов Хезболлы, из-за которых десятки тысяч человек покинули свои дома на севере Израиля. Ни один израильтянин не погиб в результате ударов Хезболлы с 19 сентября.
Израильская система ПВО ведет огонь по перехвату ракет, запущенных из Ливана в субботу, как видно из северного Израиля. Фото: Баз Ратнер/Associated Press
«В нынешних столкновениях мы увидели очень важную вещь: хотя «Хезболла» действует как армия, они не могут сравниться с Израилем ни по огневой мощи, ни по военно-воздушным силам, ни по разведданным, ни по технологиям», — сказал Фуад Синьора, критик поддерживаемой Ираном группировки, занимавший пост премьер-министра Ливана, когда «Хезболла» и Израиль вели войну в 2006 году.
Иран, тем временем, продемонстрировал, что его концепция «единства фронтов» — это улица с односторонним движением, и его союзники в регионе, как ожидается, будут проливать кровь за иранский режим, но без какой-либо взаимности со стороны Тегерана. «Иран готов сражаться до последнего ливанца», — съязвил Синьора.
В то время как Хезболла стала жертвой собственной гордыни, Израиль теперь рискует попасть в похожую ловушку, особенно если он начнет наземное вторжение в Ливан и попытается перекроить политический облик Ливана. Его вторжение в Ливан в 1982 году, которое было направлено на это, привело к созданию Хезболлы и затяжной оккупации, которая закончилась односторонним выводом израильских войск из южного Ливана в 2000 году. Израиль убил предшественника Насраллы, Аббаса Мусави, в 1992 году.
Несмотря на гибель Насраллы и многих старших командиров, «Хезболла» по-прежнему сохраняет тысячи закаленных в боях бойцов и большой арсенал, который она может использовать для нанесения значительных потерь на подготовленной местности в своих южноливанских опорных пунктах.
«Хезболла» с нетерпением ждет, когда Израиль начнет действовать на юге Ливана, потому что этот момент может стать для них переломным моментом, поворотным моментом, который позволит им восстать из пепла и вновь обрести поддержку широких слоев ливанского общества», — предупредила Ксения Светлова, бывший израильский депутат и приглашенный старший научный сотрудник Атлантического совета.
Хотя израильские командиры осознают опасности наземных боев и помнят потери кампании 2006 года, политическая проблема заключается в том, что заявленная цель Израиля — возвращение около 60 000 израильтян, перемещенных в результате атак Хезболлы из районов вдоль границы — труднодостижима только с помощью авиации. Несмотря на недавние удары, Хезболла отказывается прекратить приграничный огонь, пока Израиль также не согласится на прекращение огня с ХАМАС в секторе Газа. «Они не могут этого сделать — это будет для них унизительным поражением», — сказал Эяль Зиссер, специалист по региону и проректор Тель-Авивского университета.
Танк на севере Израиля в субботу. Фото: Atef Safadi/EPA/Shutterstock
Резкое ослабление «Хезболлы» создает особую проблему для Ирана, который полагается на ракеты и снаряды ливанской группировки как на сдерживающий фактор против любого потенциального нападения Израиля на его собственную ядерную программу.
«Это преобразует регион, потому что Хезболла — это не просто еще один доверенный агент Ирана. Это часть оборонительной доктрины Ирана и его главный инструмент сдерживания Израиля», — сказал Майкл Горовиц, глава разведки в консалтинговой фирме Le Beck International. «Это ставит Иран в очень трудное положение, потому что Хезболла была создана для защиты Ирана, но теперь Иран столкнулся с дилеммой потенциальной необходимости защищать Хезболлу».
Расчеты Ирана — менее чем через два месяца после того, как Израиль убил лидера ХАМАС Исмаила Ханию в правительственном гостевом доме — еще больше осложняются неопределенностью относительно того, насколько глубоко Израиль проник в его собственную систему безопасности. Иран, находящийся под западными санкциями, должен закупать большую часть своего оборудования и компонентов через теневых посредников. Израиль, который проник в цепочку поставок Хезболлы, чтобы оснастить ее рации и пейджеры взрывчаткой, мог аналогичным образом вмешаться в иранские сети связи или оружие, по словам военных аналитиков.
Вали Наср, профессор Школы передовых международных исследований Университета Джонса Хопкинса и бывший старший советник Госдепартамента, считает, что с учетом того, что новый президент Ирана Масуд Пезешкиан пытается наладить отношения с Западом и возможного возвращения к ядерным переговорам, которые смягчат санкции в отношении пострадавшей экономики Ирана, Тегеран, скорее всего, воздержится от прямых действий в интересах «Хезболлы».
«В Тегеране все время было настроено не клюнуть на приманку. Они знают, что Израиль хочет войны сейчас, потому что у него есть разведывательное и военное преимущество, потому что в Соединенных Штатах политический вакуум и потому что ВМС США находятся в Средиземном море», — сказал Наср. «Иран сейчас не готов, потому что еще не время. Но время еще будет».
Атака ХАМАС 7 октября, в результате которой погибло около 1200 израильтян и которая привела к вторжению в Газу, в результате которого погибли десятки тысяч палестинцев, стала унизительным провалом разведки Израиля. Однако одной из причин, по которой Израиль не следил за Газой, было именно то, что с 2006 года израильские военные и разведывательные службы были сосредоточены на том, что они считали неизбежной войной с Хезболлой. Последовательность ударов в сентябре продемонстрировала, насколько глубоко Хезболла была внедрена, и помогла восстановить запятнанную репутацию израильской разведки.
Дым клубится в субботу над южными пригородами Бейрута, которые стали целью израильских авиаударов. Фото: Амр Абдалла Далш/Reuters
«Эти удары, очевидно, чрезвычайно разрушительны для «Хезболлы» как в публичном, так и в оперативном плане. Но что вырастет из этой новой ситуации, неясно», — сказал Эндрю Таблер, бывший сотрудник Белого дома и Госдепартамента, работавший на Ближнем Востоке, а теперь старший научный сотрудник Вашингтонского института ближневосточной политики. «Действительно ли это меняет стратегическую ситуацию? Не уверен».
Хезболла, конечно, не исчезла, и движение сохраняет тысячи бойцов и значительную часть своего арсенала. «Возможности сопротивления все еще нетронуты, несмотря на неудачу, которую оно получило от израильтян. Если это безумие не прекратится, Израиль может ожидать грубое пробуждение», — предупредил политический аналитик из Бейрута Камель Вазне.
ПОДЕЛИТЕСЬ СВОИМИ МЫСЛЯМИ
Стоит ли Израилю начать сухопутное вторжение в Ливан? Почему или почему нет? Присоединяйтесь к обсуждению ниже.
Но то, что Хезболла явно потеряла внутри Ливана, так это ауру непобедимости, которая позволила ей фактически контролировать ливанское государство. В стране не было президента с октября 2022 года из-за обструкционизма Хезболлы и ее союзников, которые не позволили парламенту страны провести голосование.
«Хезболла» теперь рискует своими позициями, имея базу в шиитской общине Ливана, особенно с учетом того, что жители преимущественно шиитских районов на юге и в долине Бекаа покидают свои дома из-за израильских авиаударов.
«Война Хезболлы дала обратный эффект, большие части Юга разрушены, и сотни тысяч шиитов находятся в пути или, по сути, являются беженцами в своей собственной стране. Как Хезболла гарантирует, что не потеряет этих людей?» — сказал политический аналитик Майкл Янг. «Другая проблема заключается в том, что внутри страны Хезболла изолирована, когда дело доходит до открытия второго фронта с Израилем. Во многих общинах сейчас царит определенная доля злорадства по поводу того, что с ней происходит».