10/26/2024 12:15:40
Аналитика
Яков Файтельсон
Из цикла статей «Две стратегии еврейского народа».
Статья четвертая
После Шестидневной войны карта Государства Израиль резко изменилась. Территории Иудеи, Самарии, Голанских высот и Синая перешли под контроль Израиля. Сразу после войны в израильском обществе раздались голоса, призывающие к созданию еврейских поселений на этих территориях.
Уже в июле 1967 года была создана организация «За неделимый Израиль»1, поставившая своей целью добиваться продолжения осуществления сионистского проекта на всех освобожденных территориях и определения границ, которые надежно обеспечат безопасность Еврейского государства.
Среди сторонников этой организации были члены социалистического крыла в сионистском движении, в том числе один из лидеров партии МАПАМ Ицхак Табенкин, легендарный создатель и руководитель службы Моссада Исер Харэль, создатель кибуца Лохамей ХаГетаот Ицхак Цукерман и вдова президента Израиля Рахель Янаит Бен-Цви.
Среди членов организации были Исраэль Эльдад, один из руководителей «Лохамей Херут Исраэль» (Лехи), еврейской подпольной организации, действовавшей против британского мандата в Палестине, герой Шестидневной войны генерал Авраам Йоффе, а также выдающиеся писатели и поэты – лауреат Нобелевской премии по литературе Шмуэль Агнон, Ури Цви Гринберг, Натан Альтерман, Хаим Гури, Моше Шамир и многие другие известные личности в сионистском движении.
Правительство Израиля уже 10 июня 1967 года начало обсуждать вопросы, связанные с результатами войны.2 14 июня было принято решение о восстановлении Еврейского квартала и о переселении в другие места в Иерусалиме арабов, проживающих в домах евреев, захваченных Иорданским легионом во время Войны за Независимость.
На заседании правительства 15 июня 1967 года Игаль Алон предложил аннексировать всю территорию Хевронского нагорья вплоть до Мертвого моря, включая пустыню Негев и Большой Иерусалим, вместе со всем арабским населением, проживающим на этой территории. «Получим еще одну Галилею» – сказал он. Что касается Иудеи и Самарии, он предложил создать автономную область, жители которой не будут иметь право голоса на выборах в Кнессет.
На это предложение премьер-министр Эшколь сказал следующее: «Я согласен с тем, что река Иордан является границей. Однако мы не можем принять дополнительно миллион или миллион двести тысяч арабов, потому что тогда мы пропали. Мы их не догоним по рождаемости, а через несколько лет они будут спрашивать, почему у них нет права голоса на выборах, и тогда у нас будут ужасные международные проблемы».
На это ответил министр Менахем Бегин: «Что касается восточной Земли Израиля – мы не должны возвращать ни одной пяди земли, потому что вернуть – значит передать ее под чужеземное владычество. Мы освободили часть Страны Израиля, в которую также входит сектор Газа. У нас есть исторические права.
Теперь вопрос в том, что будет с арабами. Я вижу очень большую опасность в создании автономного региона, поскольку этим мы можем вызвать давление на создание палестинское государство. Я бы предложил подумать о таком раскладе – в течение семи лет они будут иметь статус постоянных жителей, но не граждан. По истечении семи лет мы сможем спросить каждого из них, хочет ли он быть лояльным гражданином или, может быть, он хочет переехать в другую страну».
Министр обороны Моше Даян выступил против предложений Игала Алона и Менахема Бегина, заявив, что он считает неправильно начать с продолжением поселенческой деятельности, как это было в прошлом, ни в Гуш Эционе, ни в Араве, ни в Хевроне. Вместо этого надо ввести военную администрацию, не создавать автономию и не разрешить свободное передвижение арабов из территорий внутрь территории Государства Израиль. «Что касается Иерусалима, то его статус такой же, как у Назарета. При этом получим еще 100 тысяч арабов».
Более того, едва в эфире прозвучали слова генерала Моты Гура, командира парашютистов, освободивших Иерусалим, «Храмовая Гора в наших руках», как почти сразу на это ответил министр обороны Моше Даян, который заявил, что «Нам не нужен этот Ватикан». И передал контроль над самым святым для евреев местом под управление чиновникам администрации Королевства Иордании, армия которой лишь недавно обстреливала жилые кварталы Западного Иерусалима.
Игаль Алон ответил на заявление Даяна следующим образом: «В Хевроне, Вифлееме и окрестных деревнях проживает около 60 000 арабов, и это не такое уж ужасное число, чтобы мы отказались от этого важного анклава как по историческим и религиозным причинам, так и по стратегическим соображениям. Из-за дополнительных несколько тысяч я бы не отказался от Хеврона.
В то же время необходимо создать факты поселений на Хевронском нагорье и в его районе. В районе Хеврона и Вифлеема должны быть созданы 12 поселений и кибуцев. Нельзя ждать даже одного месяца, мы должны немедленно приступить к созданию цепочки поселений именно в период шока от результатов войны.
Арабы Западного Берега должны начать привыкать к тому факту, что из места своего проживания они не смогут двигаться на восток или на запад в пределы сегодняшнего Государства Израиль».
В ответ премьер-министр Эшколь заявил: «Мне ясно одно. Я не хочу больше земли и не хочу больше арабов. Вопрос в том, когда мы станем меньшинством в стране».
Статус территорий был определен как «контролируемые» или как «удерживаемые», а не как освобожденные земли Страны Израиля. Предполагалось, что они могут послужить залогом для ведения переговоров о заключении мирных договоров и в случае их подписания, будут возвращены арабским странам. Суверенитет Израиля был распространен лишь на Восточный Иерусалим.
В конечном итоге правительство Израиля приняло следующие решения:
■ Проблема арабских беженцев должна быть решена в арабских странах, на Синайском полуострове и в отдельных местах на Западном берегу.
■ Объединенный Иерусалим под суверенитетом Государства Израиль.
■ Военная администрация продолжит управлять Западным берегом в качестве этапа переходного периода
■ Граница между Израилем и Иорданией проходит по реке Иордан
Условия для мирного договора с Египтом включают следующие пункты:
■ Мирный договор с Египтом будет основан на линии международно признанной границы
■ До подписания мирного договора Израиль сохранит свой контроль на Синайском полуострове
■ Сектор Газа включен в территорию Государства Израиль в рамках международно признанной границы
■ Свобода судоходства в Суэцком канале и Тиранских проливах
■ Свобода авиаполетов над Тиранскими проливами и Красным морем
■ Отмена всех видов экономического бойкота
■ Полная демилитаризация Синайского полуострова
Условия для мирного договора с Сирией включают:
■ Мирный договор на основе международно признанной границы
■ До заключения мирного договора Израиль сохраняет за собой контроль над занятыми территориями
■ Полная демилитаризация сирийских высот
■ Полноценная гарантия обеспечения свободного течения воды из природных источников Иордана в Израиль
После войны сотни высокопоставленных жителей города Бейт-Лехема (Вифлеем), большинство населения которого составляли тогда христиане, во главе с мэром Элиасом Фрейджем обратились к израильскому правительству с просьбой распространить суверенитет Израиля и на этот город, включив в его территорию церковь Рождества Христова. Правительство Израиля отказалось это сделать по демографическим причинам.
В 1995 году Элиас Фрейдж сделал еще одну попытку защитить свой город и обратился к премьер-министру Ицхаку Рабину, попросив его не покидать город в рамках соглашений Осло из опасения за будущее христиан в Бейт-Лехеме. В ответ Рабин попросил официального и публичного обращения глав церквей по этому поводу. Они отказались сделать это, и Израиль передал контроль над городом Палестинской автономии.
Ясер Арафат одним росчерком пера создал в Бейт-Лехеме мусульманское большинство, присоединив к территории города соседние лагеря беженцев и мусульманские поселения. С тех пор значительная часть его христианских жителей эмигрировала заграницу из-за преследований со стороны мусульман и руководства Палестинской автономии.
Тем не менее, в правительстве Израиля все еще были сторонники продолжения сионистского проекта, которые обладали значительным влиянием на его решения. Уже в сентябре 1967 года был сделан первый шаг возобновления поселенческого движения, когда было принято решение о восстановлении кибуца Кфар-Эцион в регионе Гуш Эцион.
Этот кибуц был основан еще 1943 году и разрушен иорданцами, оккупировавшими территорию группы еврейских поселений во время Войны за Независимость. Первыми поселенцами Кфар-Эцион, стали молодые члены семей основателей первоначального поселения, к которым присоединились члены движения Бней Акива из Израиля и диаспоры.
Сразу после освобождения Хеврона член Кнессета Давид Бен-Гурион призвал к немедленному заселению города евреями, «чтобы прояснить миру право Израиля на территории, которые всегда были еврейскими и были потеряны в Войне за Независимость».
Зимой 1968 года сформировалась группа религиозных и светских евреев с целью восстановления еврейского поселения в Хевроне. В эту группу входили раввины Моше Левингер и Элиэзер Вальдман, адвокат Элияким ХаЭцни и писатель Аарон Амир. Правительство Израиля обсудило этот вопрос и приняло решение о создании еврейского городского квартала на холме к востоку от самого города, отдельно от его арабских жителей.
После войны Судного дня возникло общественно-политическое движение Гуш-Эмуним, которое при поддержке Исраэля Галили, председателя комитета министров по делам поселений при правительствах Голды Меир и Ицхака Рабина, министра обороны Шимона Переса и министра строительства Авраама Офера, начало активную деятельность по созданию еврейских поселений по всей территории Иудеи, Самарии и Сектора Газа.
По мнению, высказанному министром Исраэлем Галили, поселенческая политика правительства совершенно ясна, поскольку «в первую очередь она вытекает из социалистической сионистской идеологии и рассматривается также, как необходимость для обеспечения безопасности страны».3
В общей сложности в период с 1967 и по 1977 год социалистическими правительствами Леви Эшколя, Голды Меир и Ицхака Рабина только на территории Иудеи и Самарии было создано 52 поселения. Среди них были Гило, Маале Адумим, Офра, Бейт Эль, Кирьят Арба, Кдумим, Карней Шомрон, Шавей Шомрон, Элькана, Алон Швут и другие поселения в Гуш Эцион, а также поселения в Долине Иордана.
По данным ИЦСБ на август 2024 года, население только этих 52 поселений составило около 91 500 жителей, или 18% от жителей всех еврейских поселений в Иудее и Самарии.
Прошло всего 25 лет с момента принятия решения ООН о создании Еврейского Государства, и в 1972 году 65% от всего населения в Стране Израиля, «от моря и до реки Иордан», были евреями.
Доктрина поэтапного освобождения Страны Израиля, осуществлявшаяся Бен Гурионом, взявшего на вооружение принципы «Железной стены» Жаботинского, привела к результатам, опровергнувшим прагматические ожидания как светских, так и ультрарелигиозных антисионистов.
Казалось бы, что история доказала состоятельность «мессианской» идеи Герцля на фоне трагического результата деятельности последователей прагматической теории культурной автономии Дубнова.
Однако несмотря на очевидный успех осуществления сионистской идеи, гены раба, выступавшего против Моисея, не исчезли из ДНК у евреев, обрекая народ, вышедший из Египетского рабства, на сорокалетнее скитание в пустыне.
Отсюда и повторяющаяся из поколения в поколение борьба между теми, кто, искренне веря в правоту идеи Моисея, действовал для осуществления стратегической цели Авраама, и теми, кто готов покорно смириться с существующей на данный момент реальностью и препятствовал ее изменению.
Как показали дальнейшие события эта борьба продолжается и в наши дни.
1 Движение за неделимый Израиль. Движение за неделимый Израиль — Википедия
2אמיר אלון . “בגין: “אין להחזיר שעל“; אשכול: “נהיה מיעוט במדינה“. הפרוטוקולים מששת הימים נחשפים.”
3 מפ“ם קובלת על פעולות ועדת השרים להתיישבות. דבר, 6 בנובמבר 1975.
kontinentusa.com/yakov-fajtelson-smena-strategii-i-upushhennye-vozmozhnosti-1967-1972/