Принц Персии: кто станет следующим верховным лидером Ирана?
Моджтаба Хаменеи. Фото: из Википедии

Принц Персии: кто станет следующим верховным лидером Ирана?

11/02/2024  14:31:35

Поскольку западные СМИ сообщают о тяжелой болезни верховного лидера Ирана Али Хаменеи, которому сейчас 85 лет, разгораются спекуляции о его преемнике. Его сын Моджтаба Хаменеи, похоже, готов занять место отца. Возникает один вопрос: является ли он реформатором или консерватором, умеренным или сторонником жесткой линии, и как его назначение может повлиять на планы Ирана по уничтожению Израиля? 

 Шахар  Клейман
 Опубликовано  11-01-2024 22:08
 Последнее изменение: 11-01-2024 22:29

Теневой правитель, миллиардер и привратник верховного лидера Ирана – сыновья многих лидеров по всему миру были бы более чем счастливы получить хотя бы один из титулов Моджтабы Хаменеи. Рассматриваемый некоторыми как «человеческий тест Роршаха», Моджтаба попеременно предстает как воинствующий консерватор, прагматичный интеллектуал, кандидат на пост верховного лидера или даже как претендент на пост президента.

На этой неделе, на фоне израильской атаки на Иран , обсуждение его достигло берегов Америки. В аналитической статье в The New York Times ветеран-журналист Стивен Эрлангер написал о назревающей борьбе за престол в Тегеране, отметив, что 85-летний аятолла Али Хаменеи может быть серьезно болен. В духовном истеблишменте Ирана царит беспокойство, и многие все чаще упоминают, что сын лидера, 55-летний Моджтаба Хаменеи, может однажды стать его преемником.

На этом спутниковом снимке от Planet Labs PBC показано поврежденное большое здание в Космическом центре Корпуса стражей исламской революции имени Шахруда в провинции Семнан, Иран, вторник, 29 октября 2024 г. | Фото: AP/Planet Labs PBC

Арабские СМИ недавно заявили, что Иран теперь стоит перед двумя путями после израильской атаки: дипломатическое урегулирование с Западом или гонка за ядерным оружием, рискуя широкой региональной конфронтацией. Сторонники дипломатии возлагают надежды на Моджтабу, видя в нем потенциального «архитектора перемен». Для них сын Хаменеи может быть на самом деле хорошей новостью.

Ключевой фактор: Революционная гвардия

«Постепенный подъем Моджтабы позволил ему наращивать влияние в рамках режима», — написал ливанский журналист Надим Котейш в статье для саудовской газеты Asharq Al-Awsat . «Он известен своими прочными связями с Революционной гвардией и своим стратегическим влиянием за кулисами, а также своим участием в управлении огромными активами Ирана, которые, по оценкам, находятся в пределах от 100 до 200 миллиардов долларов под контролем его отца». Исследователь из Персидского залива оценил личное состояние Моджтабы примерно в 3 миллиарда долларов, в основном хранящееся в банках Великобритании и других стран.

Баллистические ракеты продемонстрированы публике в Иране. Фото: AP.

Котейш подчеркнул: «Абсолютная преданность Моджтабы идеологическому ядру режима сочетается с прагматичным пониманием геополитических реалий. Его роль приобрела значение после смерти Раиси, с приходом к власти нынешнего президента Масуда Пежчяна и его контролем за признаками перемен, которые несет Пежчян».

Внезапная кончина президента Ибрагима Раиси, погибшего в авиакатастрофе в мае прошлого года, была не единственным событием, которое пошло на пользу Моджтабе. Убийство в 2020 году Касема Сулеймани, командующего силами «Кудс», устранило важного соперника. Оба были видными кандидатами на место Хаменеи-старшего, причем Раиси обладал значительным опытом и более высоким религиозным положением, в то время как Сулеймани стал символом еще при жизни и считался почти приемным сыном Хаменеи.

Котейш перечисляет преимущества Моджтабы: «Его влияние в Корпусе стражей исламской революции делает его стабилизирующей фигурой, укрепляя его позицию на переговорах, если он решит возглавить внутренние и региональные переговоры. Его прочные связи с высокопоставленными военными и деятелями безопасности дают ему авторитет, позволяющий гарантировать поддержку ревностной базы Ирана во время потенциального перехода. Как сын Верховного лидера, он рассматривается как символ идеологической преемственности революционного режима, что потенциально дает ему уникальные полномочия для проведения реформ, направленных на адаптацию и устойчивость системы. Кроме того, в возрасте 55 лет он рассматривается как часть молодого поколения в стареющем режиме, что теоретически наделяет его гибкостью и пониманием внутреннего давления Ирана и последствий международной изоляции. Это может помочь ему завоевать поддержку молодого поколения, разочарованного застойным состоянием Ирана».

Испытание ракетного пуска в Иране (архив). Фото: AFP.

Однако многие в Иране принципиально не приемлют любые намеки на наследственную монархию, особенно если лидерство будет передаваться от отца к сыну. Моджтаба широко рассматривается не как реформатор или голубь, а как человек, преданный идее искоренения Израиля. Многие заявляют, что он «умрет прежде, чем придет к власти». Его образ, воспринимаемый как неотделимый от правящей элиты, омрачен сомнениями в том, что он может возглавить реальные перемены. Некоторые считают его экстремистом, не менее преданным, чем его отец, уничтожению Израиля.

Другие распространяли слухи о коррупционных скандалах и даже о «покушении», которое он якобы планировал против своего отца. В фильме иранского режиссера Мохсена Махмальбафа утверждается, что Моджтаба захватил огромный участок земли в Мешхеде для частной собственности, сотрудничая с тогдашним мэром Калибафом. Согласно фильму, Моджтаба контролирует крупнейший в городе торговый центр и крупный проект коммерческой недвижимости. Сообщается, что у него есть доступ к частному самолету и вертолету для срочных рейсов, и он путешествует в колонне роскошных автомобилей Mercedes.

Боец, вернувшийся из пустыни

Моджтаба родился в 1969 году в Мешхеде, втором по величине городе Ирана, как второй сын видного шиитского священнослужителя, который позже стал лидером Ирана и одним из его многочисленных учителей. До революции конца 1970-х годов против режима шаха Моджтаба и его трое братьев стали свидетелями жестоких арестов своего отца. После прихода Хомейни к ​​власти семья переехала в Тегеран, и их социально-экономическое положение резко улучшилось, поскольку Али Хаменеи был назначен на многочисленные должности, включая должность заместителя министра обороны.

Моджтаба достиг совершеннолетия во время жестокой ирано-иракской войны. В 19 лет он присоединился к битве в южных пустынях Ирака с иранским батальоном под названием Хабиб ибн Мазахер. Степень его участия в боевых действиях неясна. Хотя некоторые источники описывают его как героически сражавшегося, к этим утверждениям следует относиться с осторожностью. Иногда туман войны — это всего лишь дымовая завеса подхалимов.

Известно, однако, что Моджтаба не пользовался никакими особыми привилегиями из-за того, что был сыном Хаменеи – тогдашнего президента Ирана. Но он заключил союзы с бойцами и командирами, которые позже были назначены на руководящие должности, сформировав коалицию политиков, священнослужителей и офицеров Революционной гвардии. Самым выдающимся среди них был Хоссейн Таеб, который позже возглавил разведывательное крыло организации. Другим союзником был Хасан Мохакек, командир батальона Моджтабы, который позже стал заместителем начальника разведки. Через несколько лет после вербовки Моджтаба был вызван обратно в Тегеран своим отцом.

Хаменеи. Человек, который стоит за Хезболлой и ХАМАС. Фото: AFP

Западные источники сообщают, что Моджтаба дважды выходила замуж по «временным» соглашениям о браке — практика, одобренная революционным основателем Ирана Рухоллой Хомейни, которая допускает отношения с женщиной без долгосрочных обязательств и, часто, против ее воли. Позже Моджтаба вступила в более политически стратегический брак с дочерью тогдашнего спикера парламента, ныне одной из советников Хаменеи-старшего. Пара несколько раз ездила в Великобританию для лечения бесплодия, в конечном итоге у них родились два сына и дочь. Кажется, что передовая медицинская помощь иногда стоит западного крюка.

На первый взгляд, Моджтаба не кажется естественным преемником. Его старший брат, Мустафа, 59 лет, носит титул аятоллы, который предоставляется шиитским ученым, завершившим углубленное изучение ислама. В отличие от Моджтабы, он обладает значительным религиозным авторитетом и лично участвовал в ирано-иракской войне. Несмотря на свое обучение в Куме, Моджтаба так и не достиг большого религиозного авторитета и не имеет преимущества над братом за пределами своих политических амбиций.

Однако оба страдают от схожей проблемы. Основатель Исламской Республики Рухолла Хомейни выступал против наследственного лидерства. Даже Али Хаменеи, по крайней мере публично, выступал против этого. Однако, если Моджтаба будет постепенно включен «по правилам» в руководство и выбран Ассамблеей экспертов, переход может быть принят. Неслучайно Моджтаба считается старшим должностным лицом в офисе своего отца. С момента назначения отца положение Моджтабы неуклонно росло.

С 1990-х годов он занимался политическими и охранными вопросами. Его окружали ветераны ирано-иракской войны, занимавшие должности в органах безопасности. Этот круг подозревается во влиянии на результаты выборов в Иране. Таким образом, его влияние широко отмечено в разведывательном управлении Корпуса стражей исламской революции и в милиции «Басидж», ответственной за подавление протестов. Однако эти связи сделали его противоречивой фигурой: потенциальным лидером, но глубоко ненавистным как иранским оппозиционерам, так и некоторым политикам истеблишмента.

Хозяин марионеток

В просочившейся британской служебной записке в Государственный департамент США, опубликованной через WikiLeaks, он описывается следующим образом: «Сын верховного лидера Али Хаменеи, считающийся в рамках режима влиятельной фигурой и опытным управленцем, возможно, предназначенным унаследовать по крайней мере часть национального руководства. Он имеет тесные связи с высшими командирами Революционной гвардии и регулярно получает от них брифинги».

Неудивительно, что Министерство финансов США ввело санкции против Моджтабы. Эти санкции были направлены против Генерального штаба иранских военных и девяти лиц, назначенных или действующих от имени лидера Ирана. В заявлении говорилось, что «Моджтаба Хаменеи представляет Верховного лидера, не будучи никогда избранным или назначенным на государственную должность, за исключением работы в офисе своего отца. Он тесно сотрудничал с командующим силами «Кудс» Касемом Сулеймани и «Басидж».

Иранские ракеты на фоне банкноты иранских риалов (Getty Images / Антон Петрус)

Короче говоря, Моджтаба не просто местный политик, но и влиятельная региональная фигура, влияющая на арабские столицы и шиитские ополчения, финансируемые и направляемые сетью Сулеймани. В 2018 году посол Ирана в Ираке принимал Моджтабу и Сулеймани на ифтаре Рамадана, где они обсуждали формирование коалиции шиитских фракций в Ираке.

Iran International недавно сообщил, что на секретном заседании Революционной гвардии генерал Амир Али Хаджизаде похвалил роль Моджтабы в финансировании программы беспилотников и разработки ракет, той же сети, которая, как сообщается, подверглась нападкам со стороны Израиля на прошлой неделе. Во время этой встречи высокопоставленный чиновник похвалил военный опыт Моджтабы, в то время как Моджтаба воспользовался возможностью, чтобы раскритиковать правительство Раиси за то, что оно «завело страну в тупик».

Кажется, его влияние в Иране распространяется почти везде, от назначений в СМИ до университетских операций по всей Исламской Республике, и он, безусловно, участвует в принятии решений, связанных с региональными конфликтами с Израилем и переговорами по ядерному проекту с Западом. Но, как и наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед бин Салман, настоящее испытание Моджтабы Хаменеи наступит после смерти его отца, когда ему придется либо отстраняться от власти, либо долгосрочно удерживать лидерство в Иране.

www.israelhayom.com/2024/11/01/prince-of-persia-who-is-irans-next-supreme-leader/

Посмотреть также...

Житель Ноф-ха-Галиля подозревается в шпионаже на Иран

Житель Ноф-ха-Галиля подозревается в шпионаже на Иран

12/09/2024  12:24:24 Артем Золотарев из Ноф-ха-Галиля арестован по подозрению в совершении преступлений в сфере безопасности, …