12/09/2024 11:52:27
Режим Башара Асада в Сирии рухнул . Суннитские повстанцы, поддерживаемые Турцией и Катаром, вчера вечером завершили молниеносное наступление после всего нескольких коротких дней боев.
Во-первых, краткий салют сирийскому народу. Они сильно страдали при отце Башара, жестоком диктаторе Хафезе Асаде , в течение 29 лет, и пережили краткий момент надежды, когда Башар пришел к власти в 2000 году после смерти своего отца. Но Башар, офтальмолог, прошедший обучение в Лондоне, оказался таким же жестоким, как и его отец. Гражданская война в Сирии , которая разразилась в 2011 году на фоне вспышки Арабской весны, побудила Башара заручиться поддержкой России, Ирана и Хезболлы, чтобы расправиться с собственным народом. Было убито около полумиллиона сирийцев. Целые города были превращены в руины. И миллионы сирийцев были перемещены , тем самым изменив политику и стабильность европейских стран, которые их приняли. Сирийский народ, наконец, может начать думать о будущем после Асада.
Для тех, кто обеспокоен великодержавными устремлениями России, это также хорошие новости. Россия вышла на сирийскую арену после провала «Красной линии» администрации Обамы в 2013 году . Российский сильный лидер Владимир Путин занял пустоту после того, как Обама — после абсолютного обещания сделать это — отказался наказать Асада за использование химического оружия против собственного народа. Путин установил форпосты по всей стране после того, как помог Асаду (временно) победить суннитских джихадистов, угрожавших его правлению. Теперь способность Путина проецировать силу на Ближний Восток теперь равна нулю. Справедливости ради, он уже был на жизнеобеспечении после того, как израильтяне относительно легко разбомбили российские системы ПВО С-300 в Иране еще в октябре.
Что касается израильтян, то сегодня утром они настроены осторожно и оптимистично. Сирия Асада была ключевым компонентом иранского « шиитского полумесяца » — большого куска ближневосточной недвижимости, простирающегося на восток от Ирана, через Ирак, Сирию и в Ливан. Сирия была ключевым транзитным пунктом для иранского оружия, контрабандой ввозимого в Ливан для «Хезболлы». Что еще важнее, это было марионеточное государство, выхолощенное Корпусом стражей исламской революции (КСИР) для иранского режима, чтобы проецировать власть по всему региону. Теперь этого больше нет.
Однако израильтяне еще не открыли шампанское. Неподтвержденные сообщения свидетельствуют о том, что Армия обороны Израиля (АОИ) уже нацелилась на объекты по производству химического оружия в Сирии, чтобы гарантировать, что это смертоносное оружие не попадет в руки суннитских боевиков, которые только что захватили страну. Израильтяне нацелились на иранские объекты, используемые для сборки современного оружия, которое когда-то использовалось для вооружения Хезболлы. Израильские чиновники также обеспокоены самолетами, современными ракетами и беспилотниками, а также другими платформами, которые были захвачены джихадистскими силами, которые теперь контролируют Сирию.
Однако в целом, вероятно, будет справедливо сказать, что Израиль рад падению режима Асада, отъезду иранских дипломатов и советников и поспешному отступлению боевиков «Хезболлы», которые не смогли защитить режим.
Но теперь сложный вопрос: что дальше?
Самой мощной боевой силой, стоящей за разгромом режима Асада, является «Хайят Тахрир аш-Шам» (ХТС). Ранее известная как «Фронт Нусра», это дочерняя группа «Аль-Каиды» в Сирии. Она подверглась фейслифтингу в 2016 году по настоянию катарского режима, который стремился придать исламистской группировке более доброе, более мягкое лицо (среди прочих, включая ХАМАС в 2017 году ).
Нет никаких оснований полагать, что эта группа умеренная, не говоря уже о прагматичной. Некоторые могут указать на покровительство номинальных американских союзников Катара и Турции как на причину для надежды. Но стоит помнить, что Катар, даже несмотря на то, что он является «крупным союзником США вне НАТО», является спонсором ХАМАС, Аль-Каиды, Талибана и даже Исламского государства. Турция, фактический член НАТО, также выступала в качестве покровителя ХАМАС, Аль-Каиды и Исламского государства. Анкара помогла Ирану отмыть более 20 миллиардов долларов наличными и золотом, как раз в разгар кампании санкций США, призванной помешать его ядерным достижениям в период с 2012 по 2016 год. Оба режима и их лидеры являются открытыми сторонниками «Братьев-мусульман» и связанных с ними исламистских движений. Мягко говоря, это не рецепт регионального мира.
Граница Сирии с Израилем, теперь укрепленная сухопутными войсками и авиацией, — это то, за чем стоит следить в ближайшие недели и месяцы. Израильтяне уже заняли буферную зону на Голанских высотах. Но Северная Сирия — это еще одна горячая точка, за которой стоит следить. Это курдский регион, который уже является целью для турок и их суннитских джихадистов. Курдские Отряды народной самообороны или YPG постоянно вызывают беспокойство у Анкары из-за тесных связей группы с Рабочей партией Курдистана (РПК), признанной террористической группой в Турции и в Соединенных Штатах. Неважно, что YPG сыграли значительную роль в кампании США по разгрому ИГИЛ. Тревожно, что у Турции есть незаконченные дела в Сирии. Курдский народ, который сильно страдал на протяжении всей своей истории, обречен на новые страдания.
Тревожно, что администрация Байдена, хромая утка, выглядит как сторонний наблюдатель. Регион вместо этого смотрит на X-канал избранного президента Дональда Трампа , который посоветовал Америке просто позволить драме в Сирии разыграться. Это может быть в конечном счете американским интересам, но приходящая команда Трампа должна предупредить покровителей сирийских повстанцев — Турцию и Катар — держать своих бойцов подальше от союзников Америки. Это должно включать как Израиль, так и курдов.
Некоторые аналитики полагают, что консолидированное сирийское государство под контролем суннитов после более чем полувекового господства алавитского меньшинства страны может предвещать стабильность. Другие же считают, что могут возникнуть сектантские кантоны. Другие же видят возможную балканизацию страны. Очевидно, что еще слишком рано делать прогнозы, но, безусловно, похоже, что суннитские повстанцы будут доминировать над большей частью страны, если не над всей, когда замолчат пушки.
Как бы в конечном итоге ни выглядела карта, мы наблюдаем возвращение соревнования между двумя легендарными империями Ближнего Востока. Иранские устремления к возрождению Персидской империи вчера потерпели сокрушительное поражение. Но те в Турции, кто стремится к неоосманскому порядку на Ближнем Востоке, ликуют. Другими словами, Сирия за одну ночь превратилась из иранского сатрапа в османский санджак .
Борьба за Сирию, похоже, окончена. Конец режима Асада — историческое событие. Но история все еще пишется. Региональная война, начатая ХАМАС 7 октября, ужасно ударила по его покровителям в Тегеране. Пока неясно, последуют ли за этим другие непреднамеренные последствия.