Иран терпит удар «исторических масштабов» из-за падения Асада
Разбитое изображение иранского генерала Касема Сулеймани в Дамаске, Сирия, после того, как силы оппозиции взяли город под контроль. Фото: Гейт Альсайед/Associated Press

Иран терпит удар «исторических масштабов» из-за падения Асада

Реклама

12/10/2024  14:06:23

Тегеран теряет опору своей стратегии национальной безопасности, готовясь к новой конфронтации с Трампом

Суне Энгель Расмуссен

Обновлено10 декабря 2024 г. 12:11 утра ET

Иран потратил десятилетия и миллиарды долларов на создание сети ополченцев и правительств, которые позволили ему оказывать политическое и военное влияние на всем Ближнем Востоке и сдерживать иностранные нападения на своей территории.

За считанные недели основы этого союза рухнули. 

Уход Башара Асада из Сирии — это последняя стратегическая катастрофа, которая заставит Иран пересмотреть десятилетиями проводимую политику безопасности, в то время как он сталкивается с избранием избранного президента Дональда Трампа и его обещаниями нового давления на Тегеран .

Отстранение Асада также является кульминацией каскада событий, спровоцированных нападением ХАМАС на Израиль 7 октября прошлого года, что привело к самым фундаментальным изменениям в ландшафте безопасности Ирана с момента американского вторжения в Ирак в 2003 году. Но хотя свержение Саддама Хусейна в конечном итоге предоставило Ирану возможность, на этот раз Тегеран оказался в невыгодном положении.

За год с лишним атак Израиль разгромил ХАМАС , главного палестинского союзника Ирана. С сентября Израиль убил большую часть руководства Хезболлы, ливанского ополчения, являющегося самым могущественным союзником Ирана, и отправил ее выживших высших командиров в укрытие. Свержение Асада уничтожает оставшуюся линию фронта того, что Иран называет своей «передовой обороной», сказал Али Ваез , директор проекта по Ирану Международной кризисной группы.

«Исламская Республика считала, что атака ХАМАС 7 октября стала поворотным моментом в истории. Это правда, но в совершенно противоположном направлении, чем то, на что она надеялась», — сказал он. «Костяшки домино для ее западного фронта падают одна за другой».


Президент Сирии Башар Асад встретился с Верховным лидером Ирана аятоллой Али Хаменеи в Тегеране в начале этого года. Фото: Офис Верховного лидера Ирана/Zuma Press

Сирия была единственным союзником Ирана на Ближнем Востоке. Что еще важнее, она предоставила Ирану сухопутный доступ к Хезболле, центральному элементу его самопровозглашенной «оси сопротивления», которая благодаря поддержке Тегерана стала самым вооруженным негосударственным субъектом в мире.

«Не существует оси сопротивления без доступа к «Хезболле»», — сказал Ваез.

Иран борется с этим новым ландшафтом безопасности в то время, когда его духовное руководство стареет, а верховному лидеру аятолле Али Хаменеи в следующем году исполнится 86 лет. Популярность исламского правительства на родине падает, а его заклятый враг Израиль набирает смелость.

Неудачи прошлого года вызвали опасения, что Иран может ускорить свою ядерную программу, чтобы восстановить сдерживание против иностранных атак. В течение нескольких месяцев иранские чиновники открыто обсуждали, следует ли наращивать свои ядерные усилия и следует ли пересмотреть двадцатилетнее обещание Хаменеи не приобретать оружие массового поражения.

В докладе разведки США, опубликованном на прошлой неделе, указывается на растущие риски решения Ирана создать бомбу . Атомное агентство ООН заявило в пятницу, что Иран начал крупное расширение производства высокообогащенного урана. Оно предупредило, что без новых соглашений о мониторинге с Тегераном увеличение производства может затруднить для них обеспечение того, что Иран не производит обогащенный уран оружейного качества или не использует расщепляющиеся материалы.

После возвращения Трампа к власти Иран заявил, что готов обсуждать свою деятельность по обогащению урана, но не подал никаких признаков того, что готов вести переговоры о своей региональной деятельности, включая поддержку ополченцев и его ракетной программы, которую Трамп во время своего первого срока настаивал, чтобы любые ядерные переговоры включали в себя.

Устранение Хамаса и Хезболлы из числа непосредственных угроз Израилю ослабило сдерживание, которое Иран ранее имел против израильских атак. Ранее в этом году Израиль провел два раунда прямых авиаударов по Ирану, которые поразили военные объекты и вывели из строя предоставленные Россией системы ПВО. Израиль также убил командиров Корпуса стражей исламской революции (КСИР).


Член сирийской оппозиции сжигает портрет покойного лидера «Хезболлы» Хасана Насраллы и иранского верховного лидера Али Хаменеи. Фото: Мохаммед Аль Рифаи/Shutterstock

В конечном итоге Тегеран открыто отказался от Асада, защищая его правление на протяжении более чем десятилетия гражданской войны, заявил Норман Роул , главный сотрудник разведки США по Ирану с 2008 по 2017 год.

«Израиль убил поколение командиров «Хезболлы» и КСИР, имевших опыт работы в Сирии, например, и они унесли с собой бюрократические сети и координационные возможности», — сказал Рул. Он сказал, что крах режима Асада стал «стратегическим ударом исторического масштаба» для Ирана.

Самый большой проигравший: Хезболла

Иран уже дал понять, что попытается сохранить влияние в Сирии. Министерство иностранных дел Ирана в воскресенье призвало к формированию правительства, представляющего всех сирийцев, заявив, что отношения между двумя странами имеют долгую, дружескую историю.

«Ожидается, что эти отношения продолжатся благодаря мудрому и дальновидному подходу двух стран, основанному на общих интересах», — говорится в заявлении.

Однако первые признаки из Сирии после Асада не были дружелюбными. Многие сирийцы возлагают ответственность на Тегеран, наряду с Хезболлой, за помощь Асаду в его репрессиях. Хотя повстанцы пощадили российское посольство после того, как вошли в Дамаск, они разграбили иранскую миссию.

В то время как будущее Сирии находится в состоянии неопределенности, маловероятно, что какое бы руководство ни появилось, оно «поддержит цели Ирана так, как это могло бы сделать контролируемое Асадом сирийское национальное правительство», — считает Сэм Хеллер , эксперт по Сирии из прогрессивного аналитического центра Century International.


Сирийцы празднуют отстранение своего президента в Дамаске. Фото: Билал Аль Хаммуд/Shutterstock

Потеря Сирии также будет иметь экономические последствия для Ирана, находящегося под санкциями. Только в 2023 году Сирия импортировала из Ирана около 40 миллионов баррелей нефти, согласно онлайн-изданию Syria Report, которое отслеживает экономику Сирии. Сирия платила за нефть по кредитным линиям, а ее общий долг Ирану оценивается иранскими законодателями в десятки миллиардов долларов.

Для Хезболлы, признанной США террористической организацией, Сирия стала финансовым и логистическим спасательным кругом. Группировка получала прибыль от контрабанды иранской нефти и других товаров, захвата имущества и контроля торговых путей. Она собирала металлолом в разбомбленных деревнях для производства оружия, по словам сирийских активистов, отслеживающих ее деятельность.

«Хезболла» также получала прибыль от контрабанды наркотиков, в частности, амфетаминоподобного каптагона , который производится в пустынях Сирии и составляет, по оценкам, 6 миллиардов долларов США в год. Торговля в основном контролируется подразделением сирийской армии под командованием брата Асада Махера аль-Асада .

«Больше всего проиграет «Хезболла», причем не только в политическом, но и в экономическом плане», — сказал Хайд Хайд , научный сотрудник-консультант Chatham House.

Будущая опора

Хезболла, ХАМАС и Асад составляли передовую линию доктрины «передовой обороны» Тегерана. Ее крах теперь выводит в центр внимания непосредственного соседа Ирана, Ирака, жизненно важного канала для экономической деятельности Тегерана, включая уклонение от санкций, и его наиболее насущной проблемы безопасности. После вторжения США в 2003 году Иран создал сети лояльных, в основном шиитских ополченцев, которые позволили ему проецировать военную и политическую власть за рубежом. Многие из его ополченцев из Сирии отступили в Ирак перед лицом наступления повстанцев. Теперь Иран сосредоточится на Ираке, чтобы держать конфликт вдали от дома, сказал Ренад Мансур , директор проекта Иракской инициативы в Chatham House.

«То, что произошло с «Хезболлой», то, что произошло с «Хамасом», даже то, что произошло с Асадом, было в какой-то степени периферийным. Ирак гораздо ближе к дому», — сказал он.

Конечно, отношения Ирана с Сирией глубже, чем его связи с Асадом. Сирия была первым арабским государством, признавшим Исламскую Республику Иран в 1979 году, и эти двое были стратегическими союзниками с 1980-х годов. Иран добился лояльности в регионе отчасти деньгами и оружием, но также и опираясь на широко распространенное противодействие американскому и израильскому доминированию.

Эти фундаментальные опасения все еще существуют, и Иран остается единственным мусульманским государством на Ближнем Востоке, которое открыто противостоит Израилю и серьезно поддерживает палестинское дело, сказал Фоад Изади , профессор Тегеранского университета. Иран исторически находил опору в раздробленных государствах и, возможно, сможет сохранить некоторое влияние в Сирии, независимо от политического будущего страны.

«Демократическое сирийское правительство не будет дружелюбно относиться к Израилю, оно будет поддерживать палестинское дело», — сказал он. «И если у вас будет хаос, и Сирия превратится в еще одну Ливию, это тоже то, с чем Иран может справиться».

По словам бывшего сотрудника разведки США Роула, Иран также остается мощной военной державой, имея более 100 000 бойцов ополчения по всему региону, тысячи собственных элитных войск и сторонников жесткой линии у власти в Иране.

«Хуситы [в Йемене] сильнее, чем когда-либо. Хезболла, похоже, выживет и восстановится в Ливане. Даже ХАМАС может восстановиться», — сказал он. «Чтобы гарантировать, что неудача Ирана станет постоянной, необходим региональный и международный план, который не позволит Тегерану восстановить свои логистические и учебные линии с остатками марионеток».

В подготовке статьи принимал участие Лоуренс Норман.

www.wsj.com/world/middle-east/syria-iran-assad-axis-of-resistance-6289667a?mod=hp_lead_pos1

Посмотреть также...

За сутки ВВС атаковали около 40 террористических объектов в секторе Газа

За сутки ВВС атаковали около 40 террористических объектов в секторе Газа

04/18/2025  12:47:37 Новости 12:37 Силы ЦАХАЛа продолжают вести активные боевые действия против террористических организаций по всему …