12/11/2024 19:41:06
Абдель Рахим Атун, глава Совета Шуры Тахрир аль-Шама, недавно провел митинг в поддержку ХАМАС и последовательно выступает против Израиля. Его риторика резко контрастирует с попытками лидера группировки Мохаммеда аль-Джулани представить более умеренную и нейтральную позицию по отношению к Израилю.
ILH
12-11-2024 13:30
Последнее изменение: 12-11-2024 13:49
Контроль повстанцев над большей частью Сирии и падение режима Асада породили слабую надежду, что новый режим в Дамаске может занять прагматичную позицию по отношению к Израилю, избегая открытой поддержки его врагов. Эта надежда была подкреплена вчера, когда аль-Джулани заявил, что главным приоритетом его правительства является борьба с иранской осью.
Пока Иерусалим ждет, как будет действовать новая сирийская администрация, израильским читателям важно понять одну фигуру, чтобы понять мировоззрение Тахрир аш-Шам — движущей силы победы повстанцев над режимом Асада. Эта фигура — Абдель Рахим Атун, муфтий организации и глава Совета шуры правительства, которое она создала в Идлибе, прежде чем распространить свое влияние на большую часть Сирии.
Атун является близким доверенным лицом аль-Джулани и сыграл ключевую роль в формировании идеологической и политической основы организации, которая стремится управлять Сирией. Его влияние имеет решающее значение в переходе группы от глобального джихадизма и связей с аль-Каидой к принятию сирийской национальной идентичности, укорененной в исламистских принципах. Сам Атун преобразился, изменив свою риторику и даже внешность, сменив традиционные головные уборы и неухоженную бороду на костюм и аккуратно подстриженные волосы на лице, его часто можно увидеть сидящим рядом с аль-Джулани на встречах.
Сирийский повстанец. Фото: AFP
Несмотря на образ умеренности, антиизраильская позиция Атуна осталась непоколебимой и даже усилилась под его новым обличьем. Смесь националистических настроений со стремлениями к суннитскому исламистскому правлению сблизила Атуна с террористической организацией ХАМАС, с которой он последовательно выражает солидарность. Он восхвалял высокопоставленного деятеля ХАМАС, убитого Израилем в Ливане, Салаха аль-Арури, и отпраздновал нападение 7 октября на своем канале Telegram.
Атун не стесняется ясно излагать свою позицию. На конференции, которую он созвал во время наступления повстанцев, получившей название «От Идлиба до Газы», священнослужитель похвалил палестинцев и выразил солидарность с их борьбой против Израиля. «Региональный враг Сирии — Россия, а региональный враг палестинцев — сионизм. Братство ислама объединяет палестинцев, сирийцев и всех членов мусульманской уммы превыше всех других связей. Мы находимся в положении, когда наши обязательства выходят за рамки таких действий, как протесты», — заявил Атун во время мероприятия.
Лидер «Хайят Тахрир аш-Шам» Абу Мохаммад аль-Джулани. Фото: AFP.
Атун часто проводит параллели между «иранским проектом», имея в виду участие Тегерана во внутренних делах Сирии и его военное присутствие там, и «сионистским проектом», который, по его словам, вмешивается в дела Сирии и представляет для нее угрозу. В 2021 году он осудил США за поддержку Израиля, заявив: «Рана оккупации в Газе и рана оккупации Сирии — это одна и та же рана».
Пока не ясно, какую роль, если таковая вообще будет, будет играть Атун в новом сирийском правительстве, формируемом повстанцами в Дамаске. Однако его глубокое влияние на руководство повстанцев неоспоримо. Его заявления, сделанные под видом религиозного авторитета, вероятно, отражают, по крайней мере, частично мировоззрение тех, кто сейчас приходит к власти на северной границе Израиля.