Пустые угрозы Трампа на Ближнем Востоке не конвертируются в политику

Реклама

03/23/2025  11:45:08

«Каждый выстрел, произведенный хуситами, теперь будет считаться произведенным Ираном, — предупредил на этой неделе президент США Дональд Трамп. — Иран будет привлечен к ответственности и пострадает от последствий, и они будут очень серьезными».

Возобновление запусков ракет хуситами по Израилю должно вызвать ожидания — некоторые сказали бы, надежду — что вскоре на экранах радаров появятся точки, которые возвестят об американском авиаударе или запуске ракет по Ирану.

Хотя Трамп отдал приказ об атаке баз хуситов беспрецедентного масштаба, до сих пор неясно, какова конечная цель этой атаки. Сдерживание? Лишение возможностей? Крах режима хуситов? И, возможно, желание заставить хуситов пойти на переговоры о прекращении их атак?

В августе прошлого года Трамп насмешливо написал: «Кто ведет переговоры от нашего имени на Ближнем Востоке? Бомбы падают повсюду. Сонный Джо спит на пляже в Калифорнии после того, как его выслала демократическая партия». Теперь бомбы Трампа «падают повсюду», американский ответ более грозен, чем в эпоху Байдена, но это пока не остановило ракеты хуситов.

А как насчет угрозы Ирану? Около недели назад начался отсчет 60 дней, которые Трамп предоставил иранскому руководству для разработки нового ядерного соглашения, — согласно сообщению Барака Равида в Axios. Неизвестно, содержит ли письмо, которое Трамп передал верховному лидеру Ирана Али Хаменеи через Объединенные Арабские Эмираты, угрозу Ирану, если он не ответит на его «приглашение» к обсуждению. Откроет ли президент врата ада и для него, или же судьба этой угрозы будет такой же, как и у других угроз, которые Трамп распространял за два месяца своего президентства?

На фото: баллистическая ракета «Саджил» в Тегеране рядом с портретом аятоллы Али Хаменеи. Фото: AP Photo Vahid Salemi

Иран, кстати, уже привык к угрозам Трампа. В январе 2020 года, через несколько дней после убийства Касема Сулеймани, Трамп пригрозил Ирану: «Мы обозначили 52 иранских объекта (по числу американских заложников, взятых Ираном), некоторые из которых важны для Ирана и иранской культуры. Мы можем нанести по ним и по Ирану очень быстрый и очень сильный удар».

Итак, цели существуют, новая причина уже созрела. Но лучше не задерживать дыхание, поскольку трудно угадать, предпочтет ли Трамп дождаться ответа Ирана на письмо с приглашением к переговорам, или же он решит испортить шанс на переговоры, напав на Иран из-за того, что хуситы запустили ракеты по Израилю, или же не сделает ни того, ни другого.

Между тем, похоже, что, помимо приглашения к переговорам, у Трампа нет реалистичного плана действий, дипломатического или военного, в отношении Ирана. Так же, как его выход из ядерного соглашения в 2018 году не имел стратегии «на следующий день».

У Трампа не было альтернативного плана первоначальному ядерному соглашению, а «максимальное давление», как он выразился, которое он оказал на Иран после выхода, привело к расцвету ядерной программы, значительному увеличению количества обогащенного урана и опасному повышению степени обогащения до 60% вместо 3,67%, как было предусмотрено в первоначальном соглашении.

Иран не единственный, кто ждет реализации угроз и обещаний Трампа. Более двух миллионов жителей Газы не знают, следует ли им начать собирать вещи, оставшиеся после бомбардировок, и готовиться к переезду в «красивые места, откуда им никогда не захочется возвращаться», или лучше найти пустующую палатку или здание, которое не было полностью разрушено, чтобы пережить возобновившуюся войну — и неизвестно, как долго она продлится.

Трамп успел отказаться от грандиозного плана по захвату Газы и дал понять, что принудительной миграции не будет. Однако в Египте, Иордании и Саудовской Аравии все еще пытаются понять, что означает «непринудительная миграция».

Возобновление войны и ее расширение на наземные операции после смертоносных израильских бомбардировок, в результате которых, как сообщается, погибли сотни людей, вызывают в Египте опасения, что они направлены на то, чтобы подтолкнуть жителей Газы к переходу границы. Единственным препятствием, которое встанет у них на пути, станет египетская армия, которая готовится на границе отразить вторжение сотен тысяч жителей Газы. Это кошмарный сценарий для Египта, который все еще пытается убедить Вашингтон принять план гражданского контроля над Газой через «экспертное управление», подчиненное Палестинской администрации.

В прошлую среду министры иностранных дел Египта, Саудовской Аравии, Иордании, Объединенных Арабских Эмиратов и Катара, а также Хусейн аш-Шейх, генеральный секретарь Исполнительного комитета ООП, встретились в Дохе, столице Катара, со Стивом Уиткоффом, спецпредставителем США на Ближнем Востоке, и обсудили с ним египетский план. По сообщениям, было решено, что стороны продолжат консультации для продвижения плана. Хотя Трамп отклонил его, объявив, что он не отражает реалий Газы, министры покинули встречу с чувством, что обсуждение с Уиткоффом и его согласие изучить план указывают на то, что он видит в нем потенциальную основу для планирования управлением Газой.

Главным препятствием на пути реализации плана является то, чего в нем не хватает: он не содержит пункта по удалению ХАМАСа из Газы, в нем не говорится о разоружении организации, и нет ни одной страны, которая была бы готова направить военные или полицейские силы, которые могли бы справиться с ХАМАСом.

Без ответов на эти вопросы, и когда Израиль ставит непреодолимый барьер для присутствия Палестинской администрации в Газе, у США нет иного выбора, кроме как согласиться не высылать население силой. Это оставляет продолжающийся контроль Израиля над Газой без политического решения — и позволяет ему делать то, что ему заблагорассудится.

На фото: палестинцы покидают лагерь беженцев Джебалия на севере сектора Газа. Фото: AP Photo Enas Rami

Возобновление войны в Газе не было приговором судьбы или неконтролируемым развитием событий. Оно является прямым продолжением одностороннего нарушения Израилем соглашения о прекращении огня, над которым Уиткофф упорно трудился на протяжении многих дней.

3 февраля было запланировано начало переговоров по второму этапу, который включает вывод войск ЦАХАЛа со всей территории сектора Газа (за исключением периметра вдоль границы с Израилем) и объявление постоянного прекращения огня, то есть окончания войны и освобождение всех заложников.

Израиль, как известно, даже не отправил делегацию для начала переговоров по второму этапу. Затем он в одностороннем порядке прекратил ввоз гуманитарной помощи и отключил последние соединения электросетей между собой и сектором Газа. Эти нарушения не получили прямого ответа со стороны Трампа. Только посол США в ООН Дороти Шеа заявила, что «ХАМАС несет исключительную ответственность за возобновление войны в Газе, и США поддерживают шаги Израиля».

Около двух недель назад освобожденные заложники сообщили Трампу, что он дал им надежду и был «послан Богом». Срок действия этой надежды, по-видимому, истекает, и, похоже, божественная миссия Трампа будет исчерпана тем, что ему удалось сделать на данный момент — и за это он заслуживает благодарности.

Трамп, разочарованный крахом мечты о трансфере «де люкс», без альтернативного плана или стратегии на следующий день после войны, может бросить заложников, оставить Газу Израилю и посвятить свое время более увлекательным вопросам, таким как роспуск министерства образования США или объятия своего друга Путина.

Гуманитарная катастрофа в Газе на самом деле его не интересует, а теперь у него нет и конгресса, который бы противостоял ему, угрожая закрыть поток оружия в Израиль — как конгресс, который заставил Трампа заблокировать оружейные сделки с Саудовской Аравией, чтобы остановить войну в Йемене.

На периферии, между Йеменом, Газой и Ираном лежат другие заброшенные дела, ожидающие целенаправленной американской политики. Удержание территорий в Ливане и Сирии и обозначение сухопутной границы между Израилем и Ливаном, разработка стратегии в отношении нового режима в Сирии, вывод американских войск из Сирии и американская готовность защищать там курдов, смертоносная гражданская война в Судане.

Также пока неизвестно, как Трамп намерен заниматься продвижением нормализации отношений между Израилем и Саудовской Аравией, и пойдет ли он на оборонный союз с Эр-Риядом и без нормализации. Судя по количеству угроз, которые он успел сделать (и тех, от которых он отступил), обещаний, мечтаний и иллюзий, которые он посеял, похоже, что Трамп уже выполнил квоту целой каденции.

Цви Барэль, «ХаАрец», И.Н. AP Photo John McDonnell ∇

detaly.co.il/pustye-ugrozy-trampa-na-blizhnem-vostoke-ne-voploshhayutsya-v-politiku/

Посмотреть также...

Ожидается еще один раунд переговоров о сделке по освобождению заложников, Израиль готовится к эскалации

05/03/2025  13:03:41 Палестинские источники сообщают, что в то время как Израиль готовится к эскалации конфликта …