04/10/2025 17:08:54
Предположим, что у Советов есть по крайней мере 25 000 единиц ядерного оружия, сказал министр обороны Дик Чейни еще в 1991 году, когда умирающий Советский Союз пытался отслеживать все свои системы вооружений. Если «они успешны на 99 процентов, это означало бы, что у вас все еще может быть до 250 единиц, которые они не могут контролировать».
Чейни просто сказал, не расслабляйтесь: усилия Советов могли быть почти идеальными и все равно стать катастрофой мирового масштаба. Эта цифра оказалась консервативной оценкой; по словам Грэма Эллисона , было 35 000 единиц ядерного оружия «на тысячах объектов по всей огромной территории Евразии, которая простиралась на одиннадцать часовых поясов». Более 3000 из них, как сообщается, были стратегическими ядерными боеголовками на ракетах, нацеленных на Соединенные Штаты.
И все же, как писал Эллисон в 2012 году, «прошло два десятилетия, а за пределами России не обнаружено ни одного ядерного оружия». Соединенные Штаты сыграли важную роль в этой истории успеха.
Эта история поучительна, когда читаешь немного пугающую историю о количестве химического оружия, которое все еще может быть разбросано по охваченной войной территории Сирии. Мы не говорим о свободном ядерном оружии, и мы не говорим о субъекте размером с СССР, конечно. Но я думаю, что существует широкое согласие, что свободное химическое оружие на Ближнем Востоке само по себе представляет довольно опасную ситуацию. Между тем, тщательные усилия по очистке потребуют гораздо большего участия международного сообщества, чем то, что сейчас на столе.
Организация по запрещению химического оружия оценивает, что все еще может существовать более 100 объектов химического оружия. «Предполагается, что эти объекты были связаны с исследованиями, производством и хранением химического оружия», — сообщает New York Times . «Г-н Асад использовал такое оружие, как зарин и хлорный газ, против повстанцев и сирийских мирных жителей в течение более чем десятилетия гражданской войны».
Одна из таких атак произошла в 2013 году, когда силы Асада применили химическое оружие, убив более тысячи человек в Гуте. Президент Обама установил такое злодеяние как свою «красную линию», которая вызвала бы военный ответ США, но президент струсил, и его госсекретарь Джон Керри выручил его. Керри предложил заключить сделку между США и Россией для контроля за вывозом химического оружия из Сирии.
В то время Керри считал, что существует 45 объектов химического оружия. Дальнейшие события были вполне предсказуемы: Асад солгал о своем запасе химического оружия, а администрация Обамы не особо беспокоилась — она просто хотела иметь возможность сказать, что проблема решена дипломатическим путем.
The Times отмечает, что количество таких объектов было «загадкой» с тех пор, как в прошлом году Хайят Тахрир аль-Шам возглавил повстанческую коалицию, которая изгнала Башара Асада из Сирии. По правде говоря, это все еще загадка, но число ОЗХО, безусловно, возможно, и всегда лучше перестраховаться в таких ситуациях.
Тем временем отголоски 1991 года становятся громче. «Эксперты с осторожным оптимизмом относятся к искренности правительства», — сообщает Times . «По словам людей, осведомленных о поездке, нынешнее правительство разрешило группе наблюдателей въехать в страну в этом году, чтобы начать работу по документированию мест раскопок».
Однако нынешний хаос в Сирии делает любой такой оптимизм глупым. Как сказал Чейни еще в 1991 году, даже если правительство было искренним в своих усилиях и достаточно компетентным в проведении чистки оружия, угроза почти наверняка останется. Плюс, новое сирийское правительство не совсем полностью контролирует всю свою территорию — и нет времени ждать, пока оно консолидирует свой контроль.
Еще одна параллель с 1991 годом заключается в том, что это свободное химическое оружие является реликвией распадающейся империи. Иран распространил свое влияние вплоть до Средиземноморья, а Асад был сатрапом Тегерана. Военные успехи Израиля в борьбе с двумя доверенными лицами Ирана — ХАМАС в Газе и Хезболлой в Ливане — в сочетании со свержением Асада привели к тому, что иранская волна на некоторое время отступила.
Новое сирийское правительство хотело бы, чтобы санкции США были сняты, а также хотело бы, чтобы Израиль как можно скорее отказался от своей расширенной буферной зоны. Ничто из этого не должно рассматриваться, пока не будет разработан план, желательно с участием США и Европы, по очистке каждого из этих мест хранения химического оружия.
www.commentary.org/seth-mandel/treat-syrias-chemical-weapons-like-the-ussrs-nukes/