04/14/2025 18:31:16
Подозрения в том, что Эяль Замир является тем начальником Генштаба ЦАХАЛа, который служит интересам премьер-министра Биньямина Нетаниягу, возникли отчасти из-за решения Замира сотрудничать с государственным контролером, проводившим расследование поведения военных 7 октября.
Его предшественник, Герцль Халеви, запретил военным сотрудничать с контролером. Согласно сообщениям, Замир даже передал в офис контролера некоторые важные документы, которые Халеви хранил для, как он надеялся, будущей государственной комиссии по расследованию.
Это дало основания подозревать, что Замир помогает Нетаниягу избежать создания такого органа, по сути, представляя расследование, проведенное контролером Матаниягу Энгельманом, как адекватную альтернативу государственной комиссии.
При всем уважении, следует сказать, что Замир не изменил своей позиции по отношению к контролеру после того, как возглавил ЦАХАЛ. Еще до своего назначения, будучи генеральным директором министерства обороны, Замир и бывший министр обороны Йоав Галант полностью сотрудничали с Энгельманом. Министерство обороны при Замире передавало госконтролеру все документы, которые он запрашивал — несмотря на то, что министерство считается не менее ответственным за фиаско 7 октября, чем армейская верхушка — вероятно, это отражает представление о том, что любой официальный государственный орган обязан подчиняться верховенству закона и сотрудничать с государственным контролером, как это закреплено в Основном законе.
Во-первых, офис премьер-министра сам сотрудничал с контролером. Зачем Нетаниягу соглашаться на передачу секретных документов, «касающихся работы кабинета безопасности, протоколов обсуждений в Совете национальной безопасности, дневников премьер-министров последних лет и документов, полученных от органов безопасности», — как того требовал контролер, — если он не был уверен, что предоставление такой информации не вернется бумерангом и не навредит ему?
Во-вторых, из 39 отчетов, которые контролер готовит в рамках своего обзора того, как велась война в различных сферах до и особенно после 7 октября, только пять касаются вопроса ответственности за катастрофу на политическом уровне. Нетаниягу может легко уклониться от одного из них — касающегося действий сил безопасности в день резни, учиненной ХАМАСом.
Очевидно, что ответственность премьер-министра за управление фактическим днем бойни ничтожно мала. Это означает, что осталось всего четыре отчета, которые могут представлять угрозу для Нетаниягу, — те, что касаются поведения разведки и правительства после получения информации о намерениях ХАМАСа совершить нападение; полного отсутствия надлежащей стратегии национальной безопасности; поведения кабинета безопасности; и финансовых аспектов продолжающейся войны с терроризмом.
Является ли тот факт, что всего четыре расследования контролера посвящены политической ответственности за начало войны, свидетельством попытки минимизировать роль правительства в этой масштабной национальной трагедии?
В-третьих, существует вопрос о графике: тридцать девять одновременных проверок — это непосильная ноша, и ведомство госконтролера действительно работает на полную мощность, чтобы справиться с этой задачей, оставив на время все свои другие дела. Согласно отчету управления, 14 проектов отчетов уже опубликованы для комментариев, а еще 10 отчетов находятся на продвинутой стадии разработки.
Однако даже базовая работа по вопросам, касающимся участия правительства, еще не началась, и, по оценкам, этот процесс расследования будет завершен только через год. Может быть, государственный контролер затягивает с подготовкой именно тех отчетов, которые представляют потенциальную угрозу для Нетаниягу?
Все эти подозрения, вероятно, оправданы лишь отчасти. Канцелярия Нетаниягу изначально ограничила круг передаваемых документов документами, датированными двумя годами до бойни (т. е. с конца 2021 года), в очевидной попытке скрыть давнюю роль премьер-министра в разработке ошибочной «концепции» относительно планов ХАМАСа и, конечно, переложить большую часть ответственности на его предшественника в так называемом правительстве перемен, Нафтали Беннета.
Документы также предоставлялись очень медленно, но после того, как гражданские группы подали в Высший суд справедливости иск против любого расследования поведения военных в военное время, а суд вынес временное постановление, заморозившее расследование деятельности армии контролером, — министерство обороны попыталось заявить, что оно тоже не смогло передать необходимые документы в канцелярию Энгельмана.
Канцелярия контролера жестко отреагировала на эти попытки уклониться, заявив в заявлении, направленном в канцелярию премьер-министра: «Наш офис обратился к вам с просьбой разрешить нашей аналитической группе ознакомиться с протоколами обсуждений, проведенных премьер-министром в последние годы, в частности, с чиновниками оборонного ведомства».
Запрашиваемые документы — это документы из собственного бюро премьер-министра; они являются частью обычной работы, которая велась в канцелярии премьер-министра в течение последних нескольких лет. Тот факт, что премьер-министр встречался с представителями ЦАХАЛа и ШАБАКа, не позволяет считать эти документы соответствующими временному постановлению Высшего суда справедливости», — написала канцелярия контролера, отвергнув попытку использовать в суде ходатайство об отказе армии передать документы.
Кроме того, контролер настаивал на получении всех документов, независимо от того, когда они были составлены, написав: «Ваше заявление о непредоставлении документов группе по обзору было не единственным препятствием на пути нашей работы, поскольку в последние месяцы, несмотря на письменные и устные обращения, ваше ведомство отказывалось передавать группе по обзору документы, относящиеся к периоду до октября 2021 года».
В конце концов, канцелярия премьер-министра смирилась, и после шести месяцев затягивания начала сотрудничать с государственным контролером в июне прошлого года. Одно из объяснений этому — борьба, которую вел бывший начальник генштаба Халеви против сотрудничества с контролером: Нетаниягу понимал, что военные, по сути, делали за него его работу, и на практике задерживали способность контролера обнародовать отчеты, в которых говорилось об ответственности военных и правительства за провал 7 октября. Вместо того чтобы подвергнуть себя публичной критике за отказ подчиниться требованиям канцелярии Энгельмана, Нетаниягу предпочел сотрудничать, доверив военным задерживать отчеты за него.
«Молодец, Герцль Халеви», — цинично говорят осведомленные источники, объясняя, что если бы не отказ военных от сотрудничества, из-за которого работа офиса контролера затянулась почти на 14 месяцев, большинство отчетов, вероятно, уже были бы готовы, включая те, в которых рассматривается вопрос об ответственности правительства за войну.
На самом деле, офис Энгельмана получил множество документов от канцелярии премьер-министра, включая семилетней давности, и сейчас, когда рассмотрение этой информации подходит к концу, все еще ждет от военных. Последние, в свою очередь, отвечают крайне медленно, предоставляя информацию по каплям, а не всю сразу, после того как попросили не перегружать их.
Такая ситуация, а также длительное время, необходимое для получения необходимых комментариев по проектам отчетов, означает, что Энгельману потребуется еще около года, чтобы опубликовать окончательные отчеты, включая самые важные, касающиеся политической ответственности за фиаско этой войны.
Такие сроки, безусловно, играют на руку Нетаниягу и усиливают подозрения в злом умысле. Однако следует признать, что в настоящее время у страны нет другой альтернативы: Пока Нетаниягу находится у власти, не только нет никаких шансов на создание государственной комиссии по расследованию катастрофы 7 октября, но даже если такой орган будет создан, ему потребуется около трех лет, как минимум, для завершения своей работы.
Короче говоря, отчеты государственного контролера на данный момент являются лучшим вариантом для выяснения того, что же на самом деле произошло 7 октября. Будем надеяться, что мы не проиграем эту ставку.
Мейрав Арлозоров, «ХаАрец», М.Р.
На фото: государственный контролер
Матаниягу Энгельман. Фото: Давид Бахар.
detaly.co.il/eto-vozmozhno-edinstvennyj-shans-vyyasnit-chto-imenno-proizoshlo-7-oktyabrya/