04/27/2025 11:34:39
В связи с тем, что ортодоксы служить отказываются, а в армии недостает 10.000 солдат, кадровое управление утвердило приказ 77
Вести-Ynet|
Из-за острой нехватки личного состава: кадровое управление ЦАХАЛа (АКА) продвигает приказ 77 (פקודת 77), названный по аналогии с одноименной инструкцией генштаба (הקוד 77), в соответствии с которой срочники, завершившие службу, продолжают ее в своих подразделениях в течение четырех последующих месяцев — теперь уже как резервисты. Об этом в воскресенье, 27 апреля, сообщает Ynet.
Таким образом, как отмечается в публикации, «отныне и до улучшения ситуации с безопасностью» каждый солдат срочной службы продолжит оставаться в частях еще четыре месяца — на тех же условиях, как резервист, мобилизованный по приказу 8 (цав 8). Таким образом срок нахождения на службе вернется к 3 годам (в 2021 году срок службы был сокращен, составив для мужчин — до 32 месяцев, для женщин — до 24).
После завершения активной фазы операции в секторе Газы и прекращения боевых действий на севере командиры некоторых бригад позволили своим подчиненным выйти в запас после двух лет и восьми месяцев службы. В соответствии с уставом, им был предоставлен отпуск (חופשת השחרור), предшествующий завершению службы.
Однако, как выяснил Ynet, это «послабление» было отменено в связи с возобновлением боевых действий в Газе. Военнослужащие выразили возмущение, так как почти половину срочной службы они провели в изнуряющих боях на секторе Газы и в Ливане.
Теперь же, как следует из публикации в Ynet, глава АКА генерал Дадо Бар-Калифа решил формализовать инструкцию 77 генштаба, позволяющую увеличивать срок срочной службы в чрезвычайной ситуации. Этот шаг последовал несмотря на огромные нагрузки на срочников, продолжительность службы которых фактически возвращается к трем годам — причем без специального на то законодательства.
В этой связи напоминается, что ЦАХАЛ неоднократно обращался к политическому эшелону с просьбой увеличить срок срочной службы до 3 лет, так как армия «не вывозит» нагрузку в условиях кадрового дефицита и в условиях войны, которая продолжается уже почти 19 месяцев. Чтобы хоть немного разгрузить срочников, призываются резервисты, однако и они уже находятся на пределе, получая призывные предписания в третий и четвертый раз.
При этом тысячи призывников из числа ультраортодоксов остаются за рамками призыва (или открыто саботируют призыв). Продвигаемый коалицией закон о призыве закрепит на законодательном уровне уклонение от армии этой категории призывников.
►Что предусматривает приказ 77
Приказ 77 фактически отменяет 2-недельный отпуск перед увольнением в запас. Взять его можно будет лишь через четыре месяца после официального завершения срочной службы, продолженной в качестве резервиста. При этом эти 14 дней отпуска «поглотят» 9-дневный отпуск, положенный по завершении службы в резерве (милуим).
По мнению военнослужащих, такой приказ ущемляет их права, уменьшая дни отпуска, которые в ЦАХАЛе называются «днями привыкания к гражданской жизни за счет армии».
Кстати, резервистам боевых частей положен такой отпуск, продолжительность от двух недель до одного месяца. Формально он включается в дни резервистской службы и таким же образом оплачивается. В ЦАХАЛе, объясняя разницу, говорят: «Нельзя сравнивать срочников, которые продолжают служить в резерве, с резервистами, которые уже проходят третий или четвертый цикл с начала войны».
Новый приказ устанавливает, что на срочников, которые продолжают службу в резерве, будут распространяться все те же требования к внешнему виду, что и прежде. «Мы не хотим, чтобы в одном регулярном батальоне бригады «Гивати» находился безупречно выбритый солдат, как и положено срочнику, и заросший бородой и в слегка неопрятной форме резервист. Они одного возраста, фактически выполняют одну и ту же задачу, так что и требования одинаковые», — пояснили в армии.
Вместе с тем приказ наделяет правом каждого командира батальона освобождать от дополнительных четырех месяцев службы до 30% солдат, подлежащих от увольнению в запас. Это послабление направлено на то, чтобы сформировать запас «полноценных резервистов», которые будут проходить службу в соответствии со специальным мобилизационным предписанием.
Действие приказа распространяется не только на солдат боевых частей, но и вспомогательных подразделений — поваров, водителей, оружейников и пр.
«В конечном итоге экономически солдат срочной службы только выиграет: он выйдет на гражданку с гораздо большим количеством денег, даже если ему придется отдать еще три месяца службы сверх ожидаемого», — объяснили в армии. И добавили, что речь идет о десятках тысяч шекелей.
В ЦАХАЛе, поясняя необходимость принятого решения, говорят, что оно «частичное и вынужденное» в условиях «беспрецедентного дефицита кадров», который в настоящее время достигает 10.000 военнослужащих, в том числе 7000 из боевых войск. В армии считают, что новый приказ будет действовать «до изменения закона о призыве или изменения текущей ситуации безопасности». Возможность призыва ультраортодоксов не рассматривается реалистичным сценарием.
Широкомасштабная наземная операция в Газе, если она произойдет, потребует привлечения большого количества резервистов. В настоящее время там действуют бойцы-срочники из «Голани», «Гивати» и 188-й бригады.
В некоторых резервных батальонах на службу призывали личный состав уже в этом году, отслужив по два с половиной месяца. Чтобы понять масштаб нагрузки на резервистов, достаточно вспомнить, что до войны 2,5 месяца продолжался милуим только для офицеров на позиции комбата, а средняя продолжительность сборов не превышала 20 дней.
«На фронте уже есть резервисты, которые провели в форме 500 дней. А когда закончится война, никто не знает», — говорят в армии.