03/09/2025 14:25:04
Вопрос не в том, стоит ли, просто потому, что других вариантов не осталось. Сценарий «бей и беги» с участием небольшого количества самолетов, как те, что были применены израильскими ВВС в Ираке в 1981 году или в Сирии в 2007 году, не имеет значения. Против нескольких объектов, некоторые из которых находятся под землей, понадобится гораздо больше самолетов, возможно, в нескольких волнах атак.
«История не закончится после удара по Ирану», — говорит иностранный дипломат. Его краткое заявление эффективно суммирует многочисленные дискуссии и сложные дилеммы, с которыми сейчас сталкиваются многие люди во многих странах. С одной стороны, действия против Ирана — это не вопрос «если», просто потому, что других вариантов не осталось. С другой стороны, мы не говорим об одной бомбардировке, и мы закончили, поскольку военный вызов существенен и имеет последствия и последствия, выходящие далеко за рамки локальной конфронтации между Израилем и Ираном.

Между тем, в последнем отчете Международного агентства по атомной энергии установлено, что «если Иран решит производить оружейный уран (обогащение 90%) вместо 60% (в настоящее время), он может сделать это быстро… (и достичь) достаточного запаса для производства четырех-пяти единиц ядерного оружия в течение примерно одного месяца», как резюмирует Институт науки и международной безопасности на основе выводов МАГАТЭ.
Как широко известно, ядерная инфраструктура Ирана разбросана по всей огромной стране. Это означает, что сценарии «бей и беги» с участием небольшого количества самолетов, подобные тем, что были реализованы израильскими ВВС в Ираке в 1981 году или в Сирии в 2007 году, не имеют значения. Против нескольких объектов, некоторые из которых находятся под землей, понадобится гораздо больше самолетов, возможно, в нескольких волнах атак.
Сколько? Зохар Палти, занимавший множество ключевых должностей в сфере безопасности, заявил в подкасте Надава Перри, что США способны нейтрализовать ядерную программу Ирана за восемь часов, но американский источник, с которым я говорил, считает, что эта оценка слишком оптимистична. По словам источника, вопрос в том, какой ущерб хотят нанести иранскому проекту. Во-вторых, вероятно, потребуются операции по смягчению и подготовке до восьми часов удара по самой системе.
Таким образом, по данным этого источника, американцам нужно два дня, чтобы ликвидировать ядерную программу Ирана. В любом случае, даже если восьми часов будет достаточно для американцев, израильским ВВС, не имеющим бомб, которыми они располагают, понадобится гораздо больше времени.
Более того, удар по Ирану не начнется и не закончится вылетами израильских ВВС, а потребует столь обширной региональной подготовки, что ее невозможно будет скрыть. Это означает, что Израиль может отправлять и возвращать самолеты в одиночку и неожиданно, но и израильские, и американские официальные лица сомневаются в осуществимости такого сценария.

Во-первых, если Израиль захочет застать врасплох, американская система обнаружения и оповещения быстро обнаружит израильскую активность. Действительно, если мы не обновим CENTCOM заранее, могут возникнуть трения между нашими самолетами и их американскими коллегами. Во-вторых, даже если американцы не будут участвовать в реальном ударе, Израилю будет очень выгодно получать от президента Дональда Трампа помощь в обороне в режиме реального времени.
В сообщениях американских СМИ утверждалось, что во время операции Израиля в Иране прошлой осенью американские силы были готовы спасти наших пилотов, если, не дай Бог, кто-то будет сбит в иранском небе. Кроме того, Иран мог бы ответить в режиме реального времени, выпустив ракеты по Израилю, по американским базам в регионе или по союзникам США. И, конечно, Иран мог бы ответить позже, и действительно пригрозил сделать это, если произойдет худшее с его точки зрения — уничтожение его ядерного проекта.
Хотя Израиль значительно повредил ракетный массив Ирана, у аятолл их все еще осталось немало. Они тоже не почивают на лаврах, и, согласно сообщениям международных СМИ, китайский корабль, перевозивший топливо для крылатых ракет, недавно пришвартовался в Иране. Кроме того, хуситы полностью вовлечены в это, как и ополченцы в Ираке и Хезболла. Да, организация понесла серьезный удар, но она все еще сохраняет многочисленные возможности.
Или возьмите Азербайджан, союзника Израиля и заклятого врага аятолл. Баку, который уже пострадал от терактов со стороны Ирана, окажется под его прицелом, если Израиль начнет действовать. Стоит вспомнить, что даже между Ираном и Пакистаном происходили перестрелки и бомбардировки, косвенно связанные с соперничеством с Израилем.
Другими словами, действия в Иране могут воспламенить области, гораздо более обширные, чем ракетная война между Тель-Авивом и Тегераном. Чтобы минимизировать ущерб от такого развития событий, необходимо региональное оборонительное развертывание, более обширное, чем то, которое международная коалиция готовила для предотвращения предыдущих иранских атак на Израиль. В тех двух случаях бомбили только Израиль. Оборона коалиции значительно минимизировала влияние Ирана.
На этот раз, даже если Израиль ударит в одиночку, Иран обещает нанести ответный удар по всему региону. Поэтому требуется региональная оборонительная установка, возглавляемая, конечно, США. Ее подготовка занимает недели, и это тоже нельзя скрыть. Так что в любом случае и сценарии предварительная координация с американцами представляется необходимой.
Израиль хотел бы видеть американское партнерство в нападении, а не только в обороне. Но вопрос в том, насколько заинтересован президент Трамп. Из-за опасений региональной войны бывшие президенты Обама и Байден не хотели, чтобы Израиль бомбил Иран. Трамп менее склонен к риску, чем эти двое, но он также не рвется в бой.
В начале его встречи с премьер-министром Биньямином Нетаньяху в Белом доме месяц назад я спросил президента: «Теперь, когда Иран находится в самом слабом состоянии, не пора ли предпринять военные действия против его ядерной программы?» Трамп оспорил посыл вопроса. «Вы говорите, что Иран слаб, но он очень силен. Байден укрепил его, переведя им миллиарды. Мы введем против него санкции», — ответил президент. Действительно, на данном этапе Трамп снова пытается оказать «максимальное давление» посредством экономических санкций на Иран и его должностных лиц. Военные действия, по всей видимости, сейчас не входят в его планы. В то же время он просит Россию выступить посредником между ним и Ираном для заключения нового ядерного соглашения. Поэтому в настоящее время его внимание сосредоточено на дипломатии, а не на военных вопросах.
Проблема в том, что санкции или возобновленное соглашение не заставят аятолл остановить свою ядерную программу. Если они откажутся от уступок Байдена, они, безусловно, не преодолеют разрыв с более жесткими требованиями Трампа. Что касается санкций, история учит, что они лишь изредка заставляли страны отступать от того, что они считали служащим их национальной безопасности. Сам Иран находится под экономическими и другими санкциями уже 40 лет. Это на него не повлияло. Нет никаких оснований полагать, что сейчас, когда они находятся на пороге бомбы, что-то изменится.
Возможно, что перед тем, как обратиться к военному варианту – или разрешить Израилю сделать это – Трамп хочет исчерпать дипломатические инструменты. Прекращение войн по всему миру было одним из его предвыборных обещаний. Другими словами, он даст санкциям и переговорам несколько месяцев. Когда они не сработают, он примет решения.

Такова оценка Дэна Шапиро, занимавшего руководящую должность в Пентагоне во времена администрации Байдена, а ранее бывшего послом США в Израиле. По словам Шапиро, сама подготовка (к военным действиям) будет сигналом Ирану, что мы настроены серьезно. На столе должна быть реальная военная угроза. Момент истины (действовать или нет) наступит этой осенью. Шапиро сделал эти комментарии на конференции Института исследований национальной безопасности (INSS).
Он добавил, что Иран находится в самом слабом положении из-за серьезного ущерба, нанесенного его системе ПВО осенью прошлого года Израилем. По его оценке, у США значительно больше возможностей, чем у Израиля, но Израиль может нанести значительный ущерб ядерной инфраструктуре Ирана. В любом случае ему понадобится помощь США, как это произошло при нападении Израиля на Иран в октябре .
Среди профессионалов мнения разделились относительно того, полностью ли открыто иранское небо или Иран сохраняет значительные оборонительные возможности. Здесь также следует предположить, что Иран не теряет времени и использует каждый день для размещения новых радаров и зенитных ракетных батарей.
Каким же будет практический результат всех этих обсуждений? Высокопоставленные должностные лица в Израиле при каждом удобном случае неоднократно заявляют, что они «не спускают глаз с мяча», имея в виду, что они осознают возможности, риски и срочность.
Сенатор Линдси Грэм заявил во вторник в ответ на сообщения о том, что Россия выступит посредником в ядерной сделке между Ираном и США, что «нет никаких шансов на то, что будет заключено ядерное соглашение. Нацистские аятоллы хотят уничтожить Израиль. Президент Трамп должен предоставить Израилю инструменты для уничтожения ядерной программы Ирана». Накануне премьер-министр Нетаньяху заявил в Кнессете, что «есть вещи, которые лучше не говорить, лучше делать тихо». Он, конечно, прав, при условии, что на этот раз они наконец будут сделаны.
www.israelhayom.com/2025/03/06/attacking-iran-this-is-how-its-going-to-unfold/