03/10/2025 11:05:55
Военный аналитик поясняет, что подразумевает каждый из сценариев, и предлагает свой выбор
Гиора Айленд|
Израиль находится на перепутье, ему предстоит выбрать один из трех вариантов дальнейших действий. Выбор может оказаться судьбоносным.
Первый вариант — сделка по освобождению всех заложников сразу. Это означает согласие как на немедленное завершение войны, так и на вывод ЦАХАЛа из всего сектора Газы.
Второй вариант — возобновление военных действий. Прежде чем предпочесть такое развитие событий, лицам, принимающим решения (политикам и военным), следует дать самим себе ответы на 7 вопросов:
-
Что можно достичь сейчас из того, чего не удалось достичь за предшествовавшие 15 месяцев боевых действий? Имеется ли у нас «секретное оружие», которое не было доступно ранее?
-
Сколько времени потребуется для того, чтобы достигли целей новые боевые действия?
-
Как возобновление войны повлияет на судьбу заложников?
-
Оправдывают ли ожидаемые издержки эти действия? Речь идет не только о людских потерях, но и об увеличении нагрузки на резервистов, которые уже сейчас находятся на пределе своих возможностей.
-
Как перенаправление значительных сил в Газу повлияет на другие фронты, особенно на Иудею и Самарию. Йеменские хуситы, вероятно, также возобновят ракетные обстрелы.
-
Как данный шаг повлияет на отношения с арабскими государствами, которые пытаются найти долгосрочное решение для Газы?
-
Как этот шаг повлияет на экономику Израиля? Например, иностранные авиакомпании возобновили полеты в нашу страну, а возобновление войны может повернуть колесо вспять.
При рассмотрении столь важного вопроса необходимо проводить четкое различие между объективной реальностью и субъективным фактором в подходах к целесообразности этого шага. Кроме того, процесс принятия решений требует открытого диалога между политическим и армейским руководством. Нельзя соглашаться на иерархический процесс, при котором политический эшелон определяет цели войны, а военные должны решать, как эти цели реализовать. Многие из величайших неудач в истории произошли из-за несоответствия между определением целей и двумя другими факторами: средствами, позволяющими их достичь, и ожидаемыми затратами, даже если цели в конечном итоге будут достигнуты.
Третий вариант — продлить первый этап обменной сделки еще на два месяца. Это означает освобождение определенного числа заложников в обмен на освобождение палестинских заключенных, продолжение прекращения огня и возобновление поставок гуманитарной помощи в Газу.
Преимущество этого варианта заключается в том, что оно позволяет избежать необходимости принимать реальное решение — и уже сегодня. Этот вариант соответствует подходу Нетаниягу, который любит выжидать и все откладывать «на потом». Помимо прочего, такой вариант позволяет премьеру сохранить коалицию до утверждения бюджета. Цена очевидна: живые заложники, которые не будут освобождены в результате этого этапа, могут умереть в мучениях в результате такой отсрочки.
Если бы выбор зависел от меня, я бы предпочел первый вариант. Если сделка по заложникам будет завершена, после нее откроются многие возможности для свержения правления ХАМАСа в Газе — и не обязательно только военными средствами.
ХАМАСу будет трудно контролировать Газу без восстановления и без получения средств извне. В обоих этих вопросах Израиль будет иметь решающее влияние. Более того, Израиль может откликнуться на египетский план при двух условиях: первое — полная демилитаризация сектора, и второе — передача всей ответственности за Газу Египту и арабским странам, включая поставки электроэнергии и воды, а также окончательное разрушение КПП между Газой и Израилем. Но прежде всего необходимо вернуть всех заложников.
Автор — генерал-майор запаса, в прошлом глава Оперативного управления генштаба ЦАХАЛа и Совета национальной безопасности
Полный текст на иврите — здесь