04/28/2025 11:28:31
Президент Ицхак Герцог затрагивает острые проблемы, с которыми сталкивается израильское общество, в интервью газете Israel Hayom, которое будет опубликовано в День независимости.
В преддверии 77-го Дня независимости Израиля президент Ицхак Герцог оказался в почти безвыходном положении — между двух огней.
Столкнувшись с серьезной критикой, Герцог рассматривает эти проблемы в специальном интервью для Israel Hayom , которое должно быть опубликовано в День независимости. «Меня называли «президентом-капланистом» и «президентом-бибистом» — что, возможно, показывает, что я сохраняю равновесие. Я очень стараюсь сохранять равновесие и действовать ответственно», — сказал он. «Резиденция президента — одно из немногих мест, куда все по-прежнему готовы прийти и поговорить. Такова моя роль: не принимать чью-либо сторону, а помогать исцелять раскол».
В вопросе заложников, удерживаемых ХАМАС, Херцог оставался осторожным. «У войны две цели — разгром ХАМАС и возвращение заложников. Это не обязательно должна быть ситуация «или-или»; есть место для действий, которые могут достичь и того, и другого. Мы можем изменить реальность, одновременно вернув заложников домой», — сказал он.
«Определенные заявления, особенно заявления президента, могут нанести ущерб усилиям. Когда президент говорит определенные вещи, это может повысить цену [переговоров], поэтому есть вещи, о которых я не буду говорить», — добавил он.

Херцог также рассказал о своих усилиях по посредничеству в дискуссиях о создании государственной комиссии по расследованию событий, предшествовавших атакам 7 октября. «Даже среди тех, кто выступает против комиссии, есть согласие в том, что расследование должно быть. Дебаты ведутся о том, как должна быть сформирована комиссия. Я считаю, что Закон о комиссии по расследованию — это правильный инструмент, но он допускает гибкость, которую нужно использовать с умом», — пояснил он. «Я встречался с председателем Верховного суда, и он, в своем благородстве, сказал: «Хорошо, я откажусь от своей чести и проконсультируюсь со своим заместителем [судьей Ноамом Сольбергом], чья правовая школа мысли отличается, чтобы мы могли создать доверие».
Говоря об уголовных делах, возбужденных премьер-министром Биньямином Нетаньяху, Герцог сказал: «Когда я слышу, как [бывший председатель Верховного суда] Аарон Барак говорит: «Идите на сделку о признании вины», я думаю, нам нужно прислушаться. Пришло время поговорить об этом. Это имеет смысл».
«Душили друг друга»
Президент сообщил, что пытался выступить посредником в споре между премьер-министром и главой службы безопасности Шин Бет. «Я говорил с премьер-министром и главой Шин Бет. Вместо того чтобы сосредоточиться на угрозах, мы заняты тем, что душим друг друга. Я пытался успокоить их», — сказал Херцог.
По вопросу о призыве на военную службу ультраортодоксальной общины Херцог отметил, что «в ультраортодоксальной общественности есть течения, которые более охотно выслушивают планы армии. Мне не нравятся нападки на ультраортодоксов; я выступаю за диалог».

Герцог резко раскритиковал главного сефардского раввина Ицхака Йосефа, который недавно заявил, что приказы о призыве в армию следует выбросить «в мусор». «Я был потрясен этими высказываниями; мои внутренности перевернулись. Это совершенно неприемлемо для меня. Я думаю, что многим людям в ультраортодоксальной общине тоже было не по себе от этих заявлений. В конце концов, мы приносим в жертву наших сыновей и дочерей», — сказал Герцог.
Оглядываясь на размежевание с Газой в 2005 году, Герцог сказал: «Теперь мне ясно, что размежевание было ошибкой. Не желание отделиться от двух миллионов палестинцев — это было логично , — а сам акт, который из-за слабости Палестинской администрации привел к захвату власти в Газе движением ХАМАС».