Горячие новости

Агент «Мосада», миллионы и таинственная смерть аргентинского прокурора

06/13/2020  18:10:25

Загадочная смерть федерального прокурора Аргентины Альберто Нисмана, руководившего расследованием взрыва в еврейском центре Буэнос-Айреса в 1994 году, продолжает оставаться загадкой.

Его обнаружили мертвым дома в январе 2015 года, за несколько часов до того, как он собирался представить парламенту серьезные обвинения против тогдашнего президента Кристины Фернандес де Киршнер.

Узи Шайя, бывший агент «Мосада», в интервью Илане Даян в программе «Факт» на 12 канале, возможно, пролил свет на то, что произошло с Нисманом. По словам Шайи, всего за несколько дней до таинственной смерти он вручил Нисману конверт с документами, доказывающими коррумпированность президента Кристины Киршнер.

Шайя отметил в интервью:

«Я довел до его сведения некоторую информацию, которая могла послужить причиной его смерти… Материал, который, очевидно, имел отношение к денежным переводам из Ирана на счета высокопоставленных аргентинцев, которые поддерживали обширные связи с иранцами».

Даян спросила, относилась ли эта информация к банковским счетам, принадлежащим Киршнер и ее сыну. Шайя ответил утвердительно. Конечная цель, по его словам, заключалась в том, чтобы предоставить прокурору улики против Киршнер, «чтобы у него были вещественные доказательства не только против Киршнер, но и других».

Нисман обвинил Киршнер в том, что она покрывала причастность иранцев к взрыву еврейского центра AMIA в 1994 году, в результате которого погибли 85 человек — это был самый смертоносный теракт в истории Аргентины. Нисман готовил обвинения против самой Киршнер, министра иностранных дел Гектора Тиммермана и еще целого ряда сотрудников ее администрации. Обвинения в том, что она покрывала участие Ирана в террористической деятельности в обмен на выгодные сделки по импорту нефти и других иранских товаров. Иран отрицал свою причастность к терактам, а Киршнер отрицала обвинения прокурора.

Смертельный долг

По работе в ШАБАКе, а затем в «Моссаде» Шайя знал Нисмана с начала 2000-х годов. В то время Нисман возглавлял группу по расследованию теракта в AMIA. Израильские разведслужбы помогали ему в этом расследовании наряду с ФБР и ЦРУ. Шайя утверждает, что Израиль предоставил Аргентине в то время информацию, доказывающую участие Ирана и «Хизбаллы» в этом нападении.

Шайя рассказал, как связался с Нисманом примерно за два года до его смерти и предоставил ему  материалы о деятельности американского хедж-фонда «Elliott Management».

«Elliott Management» — активный хедж-фонд, который ищет финансовые возможности по всему миру. Например, в Израиле ему принадлежали 5 процентов акций «Безека» в 2018-2019 годах. В прошлом он приобрел солидную часть акций немецкого концерна «ThyssenKrupp». В марте он приобрел значительный пакет акций «Twitter».

Гигантский фонд вел длительные судебные тяжбы по взысканию долга в миллиарды долларов с правительства Аргентины. Киршнер возражала против выплаты долга и даже выступала с публичными осуждениями в адрес «Elliott Management», что сделало ее главным препятствием для усилий фонда по взысканию долга.

Шайя работал с фондом не напрямую, а через американское частное детективное агентство, клиентом которого был и сам фонд, и его владелец — еврейский миллиардер Пол Сингер. Сингер является одним из крупнейших доноров Республиканской партии США. Он финансировал создание в Израиле центра «Start-Up Nation Central» (SNC), целью которого было представить Израиль иностранным инвесторам, которые интересуются стартапами в сфере высоких технологий.

По словам Шайи, желая получить выплаты, причитающиеся ему от Аргентины, фонд пытался оказывать давление на Киршнер при помощи компромата на нее и членов ее семьи.

Даян спросила, знала ли Киршнер, что Нисман располагает информацией о ее банковских счетах. Возможно, если бы она знала, что хедж-фонд может передать эту информацию следственным органам, она поняла бы намек и поспешила погасить этот долг? Шайя ответил утвердительно.

Шайя отмечает, что он никогда не говорил Нисману, что больше не работает на «Моссад», но, по его словам, Нисман знал это. Шайя утверждает, что хедж-фонд ничего не знал о его связях с Нисманом, они обращались к нему напрямую и по собственной инициативе.

«Ради этого не стоит умереть»

В декабре 2014 года Нисман отправился в отпуск в Европу. В январе 2015 Шайя организовал тайную встречу с ним в одной из европейских столиц. Цель состояла в том, чтобы передать Нисману конверт с документами, которые доказывают получение президентом Аргентины и членами ее семьи миллионов долларов из Ирана, которые хранятся на секретных банковских счетах в офшорах — на Сейшельских островах, Каймановых островах и на Кипре.

«Было много документов,

— говорит Шайя. —

Кристина-Иран, тайные счета, пропавшие деньги. Все, что смогли найти на президента Аргентины».

Сразу после встречи Нисман неожиданно прервал отпуск и вернулся в Буэнос-Айрес. 14 января 2015 года он подал официальную жалобу на президента Аргентины, обвинив ее в укрывательстве преступлений Ирана при расследовании нападения на еврейский центр AMIA.

В ночь на 18 января, за день до того, как он должен был представить парламенту все улики против Киршнер, в ванной комнате было обнаружено бездыханное тело прокурора. Он был убит выстрелом в голову одной пулей. Все документы, которые передал ему Шайя, исчезли.

«Мне было ясно, за что его убили»,

— сказал Шайя.

«Из всего, что вы сделали в своей жизни, вас мучают угрызения совести из-за этой истории?»

— спросила его Даян.

Шайя ответил «да».

«В конце концов, речь идет о работе… Это просто была его работа… Это не то, ради чего стоит умереть»,

— отметил он.

Если то, что говорит Шайя, правда, его должны были вызвать для дачи показаний по расследованию этого нераскрытого убийства. Ключ к этому должен быть в документах, которые, по его словам, он передал Нисману.

Программа «Факт» направила журналистский запрос в «Elliott Management Corporation» и попросила ответить на вопрос, передавал ли хедж-фонд Нисману улики против Киршнер. Но в официальном ответе говорится, что им ничего не известно ни о наличии таких документов, ни об их передаче в сыскное агентство.

Хагай Амит, «ХаАрец», Ц.З.

На снимке: портрет Альберто Нисмана на демонстрации по случаю второй годовщины его гибели, Буэнос-Айрес, 18.1.2017.

Фото: Marcos Brindicci, Reuters

Посмотреть также...

Йеменские хуситы сообщили об успешной атаке на «израильское судно» в Аденском заливе

04/26/2024  12:44:09 В ночь на 26 апреля йеменские повстанцы-хуситы сообщили об успешной атаке на израильское …