Голем, порожденный Нетаниягу, застиг своего творца врасплох

Реклама

11/02/2022  14:21:31

Аншель Пфеффер

Община религиозных сионистов (она же национально-религиозный лагерь, на иврите – «дати леуми») стоит на пороге своей крупнейшей в истории Израиля победы на выборах. Если результаты экзитполов будут подтверждены при окончательном подсчете голосов, то партия «Религиозный сионизм» с 14 или 15 мандатами стала третей по величине в кнессете.

На пике своего развития почтенная МАФДАЛ (Национально-религиозная партия) в 1960-х и 1970-х годах несколько раз завоевывала в кнессете 12 мест, но к 1980-м ее результаты снизились до однозначных цифр. Нафтали Беннет с ее ребрендингом – партией «Еврейский дом» – сравнялся с этим рекордом в 2013-м.

Это будет невероятным достижением, особенно учитывая то, что многие избиратели, считающие себя религиозными сионистами, не чувствуют, что на этих выборах у них есть политический дом. Конечно, не в партии, которая носит их имя всуе. Эта партия представляет максимум половину общины «вязаных кип», а возможно, и того меньше.

Ублюдок-зомби, которого создал Биньямин Нетаниягу, заставив ультраортодоксов-националистов, неокаханистов и гомофобов объединиться в одном списке, чтобы не потерять ни одного голоса крошечных ультраправых партий, не преодолевающих электоральный барьер, ответил на запрос, о существовании которого никто не знал.

Кто предполагал, что так много спящих фашистов только и ждут лидера? Тысячи впервые голосующих подростков, жаждущих померяться силами со старшими? Столько ликудников, для которых дрейф партии в сторону авторитаризма все еще был недостаточным? И так много хабадников путинистского толка и батальонов молодых харедим, которым надоело, что им говорят голосовать так, как всегда голосовали их родители? Нетаниягу не предполагал.

Впервые с тех пор, как в 1984 году появилась ШАС и этнический избиратель «мизрахи» стал реальностью, появился новый политический электорат.

Нетаниягу не единственный, кого застали врасплох. Даже Бецалель Смотрич, человек, якобы возглавляющий партию «Религиозный сионизм», этого не ожидал. Он хотел создать лишь более ультраортодоксальную и экстремистскую версию старой Национально-религиозной партии: маленькую, секторальную партию, где он и его друзья могли бы чувствовать себя как дома. Ему не нужен был весь этот сброд, и именно поэтому пока Нетаниягу не вынудил его, он не хотел объединять свою партию «Национальный союз – Ткума» с «Еврейской мощью» Итамара Бен-Гвира.

Смотрич знает, что большинство тех, кто голосует за его партию, едва ли знают о его существовании. Они совершенно ясно говорят, что «голосуют за Бен-Гвира» или еще не определились между «Биби и Бен-Гвиром». Это не партия Смотрича.

Возвышение Итамара Бен-Гвира не должно быть сюрпризом. Оно даже не обязательно свидетельствует о радикализации израильского общества. Его избиратели не стали в одночасье ненавистниками арабов, леваков и членов общины ЛГБТК+. Как и их двойники в США, Франции и Италии, они просто ждали, когда появится подходящий кандидат и с помощью жаждущих рейтингов СМИ преодолеет барьеры, отделяющие их от мейнстрима.

Нетаниягу думал, что он просто собирает отколовшиеся партии, и не понимал, что дает свое благословение тем многочисленным избирателям «Ликуда», которые хотят двинуться еще дальше вправо. Его нелепое желание не фотографироваться с Бен-Гвиром не смогло предотвратить распространение информации: Бен-Гвир – это Биби в квадрате с дополнительной порцией расизма и с печатью кашрута от «раввина Нетаниягу».

Независимо от того, поможет ли созданный им монстр достичь своей цели – 61-го места в кнессете (окончательные результаты выборов еще неизвестны), Нетаниягу не только подарил Бен-Гвиру значительную часть ликудников. Он также пошатнул основы блока Нетаниягу – его самого ценного политического актива.

Блок был построен на очень четких правилах: «Ликуд» может иметь младшего партнера – религиозную, правую партию, которая не должна выходить за рамки, иначе Нетаниягу заберет всех ее лишних избирателей. И еще есть две партии харедим.

Сделка между Нетаниягу, «Еврейством Торы» и ШАСом была предельно ясна: он не воспользуется своей популярностью в ультраортодоксальной общине и не станет переманивать их избирателей. Тогда они остаются полностью лояльными ему, соглашаются работать в любом правительстве, которое он сформирует, или уйти за ним в оппозицию.

Но Бен-Гвир не играет ни по каким правилам. Он уже показал на последних выборах в марте 2021 года, что он – крысолов из Кирьят-Арбы и как таковой может привлечь многих молодых харедим.

Бен-Гвир разрушил миф о том, что избиратели-харедим всегда будут слушать своих раввинов. Он доказал, что в кнессете существует целая куча недовольных избирателей-ультраортодоксов, и теперь Нетаниягу тоже не может сдерживаться. Он чаще дает интервью ультраортодоксальным радиостанциям, рассылает сообщения на «кошерные» мобильные телефоны и наносит поздние ночные визиты в рестораны Иерусалима и Бней-Брака, где подают чолнт и тусуются ученики йешив.

Лидеры ультраортодоксальных партий находятся в предынсультном состоянии. Как будто мало того, что им приходится отбиваться от Бен-Гвира, теперь им в затылок дышит Нетаниягу. Но они попали в ловушку своего с ним договора. Поэтому вместо этого они борются между собой.

ШАС и «Еврейство Торы» никогда не были братскими партиями, но уровень взаимной злобы в последние недели (как и между хасидами и «литваками» внутри «Еврейства Торы») – уже много лет не достигал такого накала. Между тем они – пленники блока Биби. Судьбы лидера ШАС Арье Дери, который только что подписал соглашение о признании вины в уклонении от уплаты налогов, и Нетаниягу переплетены. Если он надеется когда-нибудь снова работать в правительстве, податься ему некуда.

Моше Гафни из партии «Еврейство Торы» хотел бы разорвать союз, но его уже подозревают в запрещенных связях с «левыми» Бени Ганцем и Яиром Лапидом, поэтому, боясь потерять еще больше избирателей, он должен при любой возможности клясться в верности Нетаниягу. Пока рано говорить о том, что фундаменталистский лагерь Нетаниягу распадается. Однако дурная кровь, накопившаяся внутри четырех партий (которых на самом деле семь), не исчезнет после окончания выборов.

Если Нетаниягу получит в кнессете большинство, коалиционные переговоры станут затяжным кошмаром, а его новое правительство – недолговечным адом. Если он снова потерпит неудачу, каждый из его разъяренных партнеров найдет свой способ его наказать.

Аншель Пфеффер, «ХаАрец», М.Р. AP Photo/Tsafrir Abayov √
Источник: https://detaly.co.il/golem-porozhdennyj-netaniyagu-zastig-svoego-tvortsa-vrasploh

Посмотреть также...

Видео нейтрализации террориста в Старом городе Иерусалима

04/17/2024  11:06:39 Обнародовано видео задержания террориста, поддерживающего ХАМАС. Террорист прилепил к телу нож и искал …