11/27/2022 21:02:34
Амос Харэль
Анализируя ситуацию на территориях, каждая спецслужба делает акцент на том, что ей ближе всего к сердцу — или, точнее, на сценарии, который вызывает у нее ночные кошмары. ШАБАК, служба общей безопасности, ищет организации профессиональных террористов, способных в ходе терактов причинить большой ущерб.
Военная разведка ЦАХАЛа озабочена последствиями явлений массового, народного уровня. Группа «Львиное логово» в Шхеме, ослабевшая под сильным давлением со стороны Израиля, разожгла воображение молодого поколения на Западном берегу и подорвала контроль Палестинской администрации на местах. Армия опасается, что у «Львиного логова» возникнут подражатели в других городах.
23 ноября кошмары ШАБАКа стали явью. Впервые за шесть с половиной лет в Иерусалиме были совершены теракты со смертельным исходом, в которых были задействованы взрывные устройства. Террористы заложили их на двух автобусных остановках и почти одновременно дистанционно привели в действие. Погиб 16-летний учащийся йешивы Арье Щупак, 22 мирных жителя ранены.
Это похоже на работу опытной, организованной террористической группы: с точки зрения планирования и синхронизации этот двойной теракт был хорошо продуман. Под носом у силовых структур палестинский отряд, на Западном берегу или в Восточном Иерусалиме, снова изготавливает смертоносные бомбы. Инцидент в Иерусалиме произошел примерно через неделю после ножевого теракта и тарана автомобилем возле Ариэля на Западном берегу, в результате которых погибли три мирных жителя.
Нынешняя волна террора на Западном берегу и в пределах «зеленой черты» началась около восьми месяцев назад с терактов в Беэр-Шеве и Иерусалиме. Большинство инцидентов происходит на севере Западного берега, когда ЦАХАЛ входит в лагеря беженцев и центры городов, чтобы арестовать разыскиваемых активистов. Но продолжается и террористическая деятельность одиночек, групп, которые организуются на местах, и, порой, более целенаправленных отрядов, которыми руководят уже существующие организации. Наряду с продолжающейся превентивной деятельностью, сотрудники спецслужб постоянно отслеживают события и тенденции, которые могут вывести стороны на более опасный и интенсивный курс конфронтации — преддверие третьей интифады.
Этого пока не произошло, главным образом потому, что широкая общественность на Западном берегу не присоединяется к конфронтации. ЦАХАЛ и ШАБАК объясняют это тем, что цена потерь для палестинцев будет слишком высокой. Пока их рабочие места — в Израиле и в промзонах поселений — не пострадают, большинство палестинцев на Западном берегу, похоже, предпочтут надежные средства к существованию риску еще одного крупномасштабного столкновения с Израилем, которое не обязательно приведет к лучшим политическим результатам, чем предыдущие.
Потенциальные очаги возгорания известны. Иерусалим является постоянным источником беспокойства, в основном в религиозном контексте, в связи с Храмовой горой. Руководителей служб безопасности также беспокоят затянувшиеся трения между палестинцами и поселенцами, особенно в районе поселенческих форпостов вокруг Шхема. В качестве примера можно привести деревню Хавара, расположенную на южном въезде в Шхем.
Израильские автомобили часто забрасывают камнями, и в ответ их пассажиры наносят ущерб собственности палестинцев, а иногда и нападают на самих местных жителей. Участки дорог, обслуживающих как израильтян, так и палестинцев, в течение многих лет считавшихся относительно спокойными, превратились в водоворот непрекращающегося насилия. Во многих смыслах убийство вооруженных боевиков в столкновениях с ЦАХАЛом воспринимается на Западном берегу как цена, которую палестинцы платят за противостояние. Гибель детей или женщин, особенно в столкновениях с поселенцами — нечто совершенно иное, и реакция на это соответствующая.
Сигналы палестинцам
Еще один вопрос касается масштабов участия террористических организаций в разворачивающихся на Западном берегу событиях. Если выяснится, что ответственность за два теракта, совершенных на этой неделе в Иерусалиме, лежит на отряде ХАМАСа или «Исламского джихада», который получал инструкции из сектора Газа, Израиль окажется перед дилеммой: нанести ли ответный удар по Газе и тем самым поставить под угрозу спокойствие, царившее там в течение последних трех месяцев.
В четверг 24 ноября ШАБАК объявил, что впервые арестовал палестинского рабочего из Газы. Этот человек, имевший разрешение на работу в Израиле, подозревается в том, что планировал привести в действие взрывное устройство в автобусе на юге страны. Он уже изготовил бомбу по указанию «Исламского джихада».
Когда уходящее правительство решило снова разрешить жителям Газы работать в Израиле, оно пошло на риск. Тщательно спланированный теракт в Иерусалиме ставит под угрозу средства к существованию 17 000 палестинцев Газы, работающих в Израиле. Наряду с терактами в Иерусалиме и принимая во внимание травмы, которую нанесли израильтянам теракты – взрывы автобусов, это свидетельствует о значительной эскалации насилия. Кто-то здесь решил повысить ставки.
Еще одна причина для беспокойства — ослабление контроля Палестинской автономии на севере Западного берега. Утром 24 ноября завершилась драма, тянувшаяся два дня: в Израиль было возвращено тело друзского юноши, похищенное вооруженными боевиками из больницы в Дженине.
Для того, чтобы возвратить тело, Израиль, совместно с США, арабскими странами и ООН, оказал сильное давление на ПА — и палестинское руководство пошло навстречу. Генштаб ЦАХАЛа по справедливости высоко оценил координацию мер безопасности, с которой, как обычно, хорошо справилось подразделение координатора правительственной деятельности на территориях под руководством генерал-майора Расана Алиана. Но сам факт того, что такой странный инцидент вообще имел место, показывает, что в Дженине царит анархия на уровне, близком к тому, что творится в Сомали.
Определенный вклад в развитие ситуации вносят политические события в Израиле. Палестинцы, внимательно следящие за всем, что здесь происходит, улавливают в формировании нового правительства два сигнала.
Во-первых, нет никаких шансов на возобновление политических переговоров, по крайней мере, до тех пор, пока администрация Байдена не будет принуждать стороны к переговорам (а американцы не проявляют такого намерения). Во-вторых, при новом правительстве крайне правые впервые займут ряд ключевых постов. Поселенцы и их сторонники будут оказывать большее влияние на повседневную политику и на такие вопросы, как легализация поселенческих форпостов и строительство палестинцами в зоне С на Западном берегу. В случае дальнейшей эскалации требования поселенцев, такие как призывы к жестким военным мерам, будут встречены властями более благосклонно.
Также невозможно игнорировать влияние громкой победы правых на выборах на события прошлых выходных в Хевроне. Около 30 000 евреев приехали в город, чтобы отметить «шабат Хаей-Сара». Десятки, если не сотни евреев нанесли ущерб собственности палестинцев и бросали камни в арабских жителей Хеврона. Эти события, по словам палестинцев — самые серьезные за последние годы, — почти не вызвали интереса в Израиле и почти не нашли отражения в СМИ. Представители поселенцев хмыкали, а будущий премьер-министр и его назначенцы хранили молчание. Двое ультраправых были задержаны по подозрению в нападении на двух молодых женщин — солдатку и офицера пограничной полиции, но не стоит ждать, затаив дыхание, что подозреваемые в нападении предстанут перед судом.
Учитывая характер правительства, которое, по всей вероятности, будет сформировано, все это не должно никого удивлять. Последствия изменений осознают как ультраправые активисты, так и солдаты и полицейские. Несколько лет назад Нафтали Беннет, который впоследствии стал премьер-министром, начал политическую кампанию под лозунгом «Хватит извиняться». В том, что касается насилия на территориях, правые уже давно перестали извиняться. Их метод прост: когда палестинцы или журналисты утверждают, что солдаты или поселенцы проявили жестокость, это нужно немедленно и полностью опровергнуть. А если утверждение подкреплено убедительными доказательствами, например, видеозаписью, нужно просто орать погромче. Все, что делается в рамках противостояния с палестинцами, оправдано по своей сути, независимо от обстоятельств.
Депутат кнессета Итамар Бен-Гвир («Еврейская мощь») и его сторонники уже обещают смягчить правила открытия огня для полицейских и солдат, при этом каждый выстрел будет считаться полностью оправданным. Нет уверенности, что эти правила будут закреплены в законе, но их дух будет воплощен в политику как среди младших командиров на местах, так и среди сотрудников следственных органов, в подразделении Главного военного прокурора и в подразделении министерства юстиции, которое расследует проступки полицейских.
Эти изменения находят благодатную почву в среде общественности. На следующей неделе Израильский институт демократии организует свою ежегодную конференцию по вопросам национальной безопасности и демократии. Как обычно, перед конференцией был проведен опрос среди 800 израильтян, посвященный вопросам международного права и боевой морали. Сравнение данных опроса этого года с данными, собранными четыре года назад, показывает, насколько радикализировалось израильское общество в своем отношении к применению военной силы. (Опрос проводится среди еврейских гражданских лиц, поскольку в прошлом арабы, большинство из которых не проходят военную службу, отказывались отвечать на вопросы по существу).
В ходе опроса 71% респондентов заявил, что террористы, осужденные за убийство израильтян, должны быть казнены, по сравнению с 63% в 2018 году. Не менее 55% поддерживают убийство террориста, лежащего на земле после того, как он был нейтрализован и больше не представляет угрозы, по сравнению с 37% в прошлом опросе. Почти половина респондентов, 45,5%, выступают за применение шквального огня по местам скопления палестинского населения, «чтобы вбить в их сознание, какова цена провокаций», по сравнению с 27,5% четыре года назад. Кроме того, в 2018 году 80% респондентов согласились с тем, что «при планировании военной операции ЦАХАЛ должен следить за тем, чтобы она не нарушала международные правила ведения войны». В этом году доля согласившихся снизилась до 63%.
Это показательные цифры, которые отчасти свидетельствуют и о влиянии двух знаковых эпизодов, связанных с правилами ведения боевых действий для солдат на территориях. В 2016 году разразился скандал из-за того, что в Хевроне солдат Эльор Азария застрелил раненого нападавшего через 11 минут после того, как палестинец был «нейтрализован». А в прошлом году боец пограничной полиции Барель Хадария Шмуэли был убит выстрелами ХАМАСа на границе сектора Газа, когда палестинские демонстранты подошли на очень близкое расстояние к снайперской позиции, где находился Шмуэли. В обоих случаях правые сделали аналогичные заявления, которые получили значительную общественную поддержку. Утверждалось, что правила открытия огня сковывают солдат, бросают их на милость врага и могут стоить израильтянам жизни.
Разница между этими двумя событиями связана не только со сдвигом общественного мнения вправо. В случае с Азарией тогдашний начальник Генштаба Гади Айзенкот сделал все возможное, чтобы сохранить ценности ЦАХАЛа, даже ценой самосуда над ним со стороны правых, а также молчания перепуганного премьер-министра Биньямина Нетаниягу. Преемник Айзенкота, Авив Кохави, нынешний начальник Генштаба, был уже гораздо более осторожен в отношении острых политических вопросов. Даже после событий в Хевроне и предыдущих инцидентов на Западном берегу он ограничился осуждением нападений на солдат, не занял никакой позиции в отношении нападений поселенцев на палестинцев и не предпринял решительных действий по сдерживанию еврейского насилия на территориях. Еще более сложная задача предстоит следующему начальнику Генштаба, Герцлю Халеви, при ультраправом правительстве и в свете общественной атмосферы, которая стала явно экстремистской.
Доктор Идит Шафран Гиттельман, директор программы «Военные и общество» в Израильском институте демократии, сказала, что, по ее мнению, невозможно отделить процессы, происходящие в израильском обществе, от того, что происходит в ЦАХАЛе. «То, что мы видим снаружи, в конечном итоге просачивается к солдатам. Нынешние настроения в обществе отличаются от ценностей, которые стремятся привить командиры, и поэтому задача высшего командования становится более сложной, — отмечает она.
Амос Харэль, «ХаАрец», М.Р. На снимке: боевики военной организации «Фатха» «Бригады мученников Аль-Аксы». AP Photo Mohammed Zaatari
Источник: https://detaly.co.il/chto-meshaet-volne-terrora-na-zapadnom-beregu-pererasti-v-polnomasshtabnoe-palestinskoe-vosstanie