01/11/2023 20:36:46
Тирания большинства — термин в политической науке, обозначающий возможную ситуацию в демократических системах, когда большинство навязывает свое мнение меньшинству, подобно тому, как тиран навязывает свою волю подданным. Эта ситуация упоминается либеральными мыслителями, которые подчеркивают необходимость признания прав меньшинств и их защиту.
Подобная проблема существует в любом демократическом государстве. В ситуации, когда права человека зависят от меняющегося политического большинства, демократия потенциально оказывается под угрозой.
На церемонии приведения судей к присяге в 2016 году председатель Верховного суда Мирьям Наор упомянула о тирании большинства: «Есть те, кто отождествляет демократию с властью большинства. Истец будет утверждать, что если какое-либо решение было принято большинством мнений, это все равно демократическое решение. Это ошибка. Правление большинства является необходимым, но не достаточным условием демократии. Если власть большинства не ограничивать, она может стать тиранией, и такие вещи происходили в прошлом. Господство большинства, которое лишает меньшинства их прав, – это уже не демократия».
Демократия основана на необходимости сбалансировать легитимность правления большинства и защиту всех групп населения и их прав. Эти права защищаются не только посредством закона и правовой системы, но также посредством механизмов и норм, которые призваны гарантировать толерантность, плюрализм и готовность прислушиваться ко мнению других.
Найти такой баланс непросто, он может меняться в зависимости от времени и места. Но только благодаря ему демократия будет справедливым режимом, который не только арифметически выражает волю большинства, но и защищает все слои и группы общества.
Остальные типы режимов основаны только на силе и подавлении. Из этого следует, что политическая дискуссия в условиях демократии требует уважительного отношения к несогласному с вами, позволяя ему свободно выражать свое мнение и не выставляя его нелегитимным. Как сказал Вольтер, «Я не разделяю ваших убеждений, но готов умереть за ваше право их высказывать».
Тирания меньшинства?
Но есть случаи, когда под эгидой государственной системы группы меньшинств навязывают свою точку зрения всему обществу, по сути дела диктуя большинству, эксплуатируя его и меняя его ценности. В конечном счете, такие действия подрывают государство и меняют его характер.
Именно это и происходит в Израиле сегодня. Правительство и Кнессет, которые должны представлять всех граждан страны, все больше становятся выразителями интересов ультраортодоксального меньшинства, которое не составляет и шестой части наших избранников.
Драматические изменения начались 45 лет тому назад, когда ультраортодоксы, вначале вообще отказывавшиеся признавать сионистское государство, стали неотъемлемой частью новых правительств. Меньшинство получило незаслуженные блага и предпочтения, когда ешиботники добились эксклюзивного освобождения от призыва в армию.
Все существовавшие с того времени правительства, как левые, и так и правые, не предприняли ничего, чтобы изменить ситуацию. Но в нынешнем правительстве положение усугубилось еще больше, и меньшинство обрело неслыханную власть над большинством, диктуя ему свою волю.
Вряд ли нынешний глава правительства Биньямин Нетаниягу разделяет взгляды своих ультрарелигиозных партнеров по коалиции, но он лишен выбора и вынужден принимать их условия. Партия «Ноам» Ави Маоза уже перешла к составлению «черных списков» неугодных журналистов, представителей академических кругов и общественных деятелей.
Миллиарды шекелей будут выделены на учебные учреждения ультраортодоксального сектора, в которых не будет преподавания английского языка и точных наук. Когда эти дети подрастут, они неизбежно станут общественным бременем и будут находиться на содержании у светского большинства. В результате в Израиле складывается совершенно неприемлемая, парадоксальная ситуация, при которой в защите нуждается не меньшинство, а большинство! И, в конечном счете, большинство, пока еще аморфное, не простит этого. Результаты могут стать трагическими не только для демократии, но и для всего еврейского государства, как это было уже дважды в истории нашего народа.
В современной истории Израиля мы уже имели дело с тиранией большинства, когда в правление партии МАПАЙ (а впоследствии «Авода») на работу в госучерждения фактически принимали только по партийной принадлежности. Сегодня возникла обратная ситуация, когда общество становится заложником тирании меньшинства.
Кто защитит нас от тирании? Может быть, судебная система, о необходимости реформы которой мы все чаще слышим? «Независимый суд фактически является последним оплотом человеческой свободы в наши дни. Когда крепость справедливости падет, нет больше спасителя для человека, который размывается между жерновами правителя», – сказал бывший премьер-министр и создатель «Ликуда» Менахем Бегин. Но судьи, которые должны стоять на охране демократии, тоже люди, они не всегда объективны и тем более не всесильны.
Единственные, кто может защитить нас от тирании и большинства, и меньшинства, – это… мы сами. Израиль по-прежнему остается демократическим обществом, и без демократии у еврейского государства нет будущего. Люди, которым будут навязывать чуждые им ценности, идеологию и взгляды, начнут просто покидать страну. Поэтому мы должны, во имя не только себя, но и наших детей, внуков и правнуков, не молчать, не пытаться отсидеться в стороне, но отстаивать свои интересы.