03/20/2023 12:00:56
На 75-м году своего существования возрожденное еврейское государство переживает не лучшие времена. Страна раскололась на два лагеря, и представители каждого из них тотально уверены в своей правоте. А редкие сторонники компромисса между ними являются малочисленным меньшинством.
Происходящие в Израиле процессы могут привести к самым катастрофическим последствиям для существования еврейской государственности, но, к сожалению, мало кто в пылу баталий это осознаёт. Буквально на днях я довольно долго беседовал с известнейшим израильским юристом по профессии и философом по призванию, имя которого я не могу назвать, так как не получил от него разрешения на публикации нашей беседы. Но о нескольких её моментах просто обязан рассказать.
Хотя основные страсти бушуют в Израиле вокруг судебной реформы, но главная причина происходящего, по мнению моего уважаемого собеседника, не в ней, а в утрате общенациональной идеи, которая до недавнего времени была тем цементом, который скреплял израильское общество.
«75 лет – это максимальный возраст жизни общества, построенного на том или ином идейном фундаменте, – объяснил он. – Этот период охватывает жизнь трех поколений, но у четвертого поколения эта идея уже не вызывает прежнего отклика. И всё начинает разваливаться». Потом он напомнил, что Советский Союз просуществовал всего 70 лет. «Если мы не найдем новую национальную идею, которая объединит израильское общество, ничего хорошего от будущего я не жду», – грустно резюмировал он.
Мой собеседник – сугубо светский человек, и потому я не стал ему в ответ на его горький скепсис напоминать, что у нас, евреев, уже есть идея, которая обеспечила нашему народу выживание на протяжении трёх с половиной тысяч лет. И идея эта не только не собирается умирать, но и, по большому счету, стала базовой идеей всей человеческой цивилизации.
Именно о ней нам напоминают два отрывка Пятикнижия – «Ваякгель» и «Пекудей», которые в обычные, не високосные годы читаются вместе, один за другим. Поскольку оба они посвящены аксессуарам и утвари Переносного Храма, одежд первосвященника Аарона и его сыновей, то плавно переходят один в другой.
Я понимаю, что слово «Ваякгель» для не знающих иврит читателей звучит более чем странно, но если вы попристальнее в него вглядитесь, то поймете, что оно происходит от того же корня, что и хорошо знакомое даже неевреям слово «кагал». Даль в своём словаре даёт этому термину даже не двойственное, а тройственное толкование: «Собрание еврейских мирских старшин, род думы, правления; вся жидовская община; громада, мир; шумная, крикливая толпа».
На моей памяти это слово тоже употреблялось в разных контекстах. Иногда с брезгливым презрением – с целью подчеркнуть, какой мы, мол, шумный и беспокойный народец, как скандально порой решаем свои внутренние проблемы. Но куда чаще – пусть и с примесью враждебности, но одновременно и с уважением – совершенно в другом контексте: вот, дескать, как эти евреи умеют держаться друг за друга, как могут в случае необходимости «всем кагалом» прийти на помощь своему собрату.
И если слово «кагал» означает «собрание», то «Ваякгель», соответственно, «И собрал» – так называется по-русски эта глава. А потому первая фраза переводится так: «И собрал Моисей всю общину сынов Израиля». И ключевое слово тут для нас сейчас, конечно, «всю».
Дело в том, что грехопадение, происходившее вокруг золотого тельца, раскололо еврейский народ на тех, кто ему поклонялся, и тех, кто, пусть и молча, но стоял в стороне и осуждал происходящее. И крайне важно было вернуть утраченное народом ощущение единства. Умение собрать «всю общину» и воодушевить ее некой единой целью – в этом и заключается сила подлинного национального лидера.
И любопытно, как Моисей начинает объединять народ. Общим делом – совместным сбором необходимых материалов для аксессуаров Переносного Храма. Того самого Храма, который станет собственностью и достоянием всего народа в целом и каждого еврея в отдельности – ибо каждый сделал свой взнос в его создание.
И, к слову, неслучайно не только религиозные, но и множество вполне светских евреев до сих пор формулировали главную национальную идею наших дней как «построение Третьего Храма» – пусть одни понимали эти слова в буквальном, а другие в фигуральном смысле. Но сегодня, пока нет Храма, такой общей собственностью всего еврейского народа является Государство Израиль. Не дай нам Б-г разрушить это наше достояние собственными руками!
Примечательно, что в этом же отрывке мы во всех деталях читаем, как Бецалель смастерил Ковчег Завета. На его «крыше» располагались два «керува», более известные русскоговорящим читателям как «херувимы». «Одного херувима сделал с одного края, а второго – с другого края. И простирали херувимы крылья вверх, покрывая своими крыльями крышку, а лица их – друг к другу обращены были», – описывает их Пятикнижие.
Талмуд же утверждает, что херувимы, представляя собой одно целое с крышкой, могли в то же время чудесным образом менять своё положение. Когда Небеса благоволили к еврейскому народу, фигурки были обращены другу к другу. Но когда Ветхий днями гневался на Свой народ, они словно отворачивались друг от друга.
Мне кажется, что аналогия с нынешними событиями вполне очевидна: находящиеся сегодня на разных концах политического спектра повёрнуты друг к другу затылками. Но, как и большинству моих соплеменников, мне хочется верить в лучшее. В то, что мы найдем в себе силы «ваякгель» – собраться в единое сообщество и вместе, всем кагалом еще не раз удивить человечество великой силой своей солидарности. Потому что именно эта солидарность обусловливает наше выживание.
Петр Люкимсон