04/15/2023 13:01:22
Кроме отдельных личностей, которые пострадали от Холокоста, нацистов преследовали спецслужбы, к примеру, советский КГБ и израильский Моссад. Непреклонность и храбрость «охотников за нацистами» помогли отыскать немало преступников, которые понесли заслуженное наказание. Вот лишь некоторых из «охотников».
Фриц Бауэр
Этот выходец из еврейской семьи, судья по специальности, в течение восьми месяцев в 1933 году находился в концентрационном лагере. Его обвиняли в организации протестных акций против нацистских властей. В 1936 он, убежав из Германии, проживал в Швеции и Дании. А по окончании войны, возвратившись на родину, снова пошел на работу в суд, а затем получил должность генпрокурора земли Гессен.
Благодаря Бауэру начался франкфуртский «освенцимский процесс» над 20 палачами, 17 из которых были приговорены к заключению, причем пятеро – – к пожизненному.
Попытки Бауэра разоблачить Ганса Глобке, разрабатывавшего «правовую» регистрацию гонений евреев, к успеху не привели. Ведь Глобке получил должность руководителя секретариата канцлера ФРГ (в то время им был Конрад Аденауэр), поэтому на упоминания о его нацистском прошлом был наложен запрет.
Немецкие чиновники не внушали Бауэру доверия, многие из них, тем или иным образом повязанные с нацистами, всячески препятствовали его расследованиям. Поэтому генпрокурор стал взаимодействовать с Моссадом.
Главными достижениями Фрица Бауэра являются нарушение молчания о прошлых временах Германии, открытие ряда процессов по делам нацистских преступников, которые прекратились в скором времени после окончания Второй мировой. Генпрокурор показал немецкой молодежи реальность Холокоста, предупредил, что без борьбы с таким преступным явлением минувшее перейдет в настоящее.
Супружеская пара Кларсфельд
Историк и адвокат из Франции Серж Кларсфельд и журналистка из Германии Беата Августа Кюнцель впервые встретились в 1960 году, в день задержания Адольфа Эйхмана. После женитьбы оба стали заниматься «охотой за нацистами». Для Сержа это было дело чести, ведь его отца Арно фашисты уничтожили в Освенциме.
Семья Кларсфельд, сотрудничая со Штази, по личной инициативе, порой с риском для жизни отыскивала нацистских убийц на территории Германии, Южной Америки. Неугомонная пара нашла многих эсэсовцев, которые отправляли представителей еврейской нации в Освенцим. Супруги предприняли попытку похищения одного из нацистов, Курта Лишку. Однако увезти его из Германии во Францию им не удалось. Этого преступника судили позднее. А вот штурмбаннфюрер Герберт Мартин Хаген, унтершарфюрер Эрнст Хайнрихсон, оберштурмбаннфюрер Эрнст Элерс, отправлявшие в лагерь смерти Аушвиц тысячи евреев и цыган, были благодаря чете Кларсфельд пойманы и осуждены. Также пара напала на след печально знаменитого «доктора Смерть» Йозефа Менгеле, проводившего бесчеловечные опыты над заключенными Освенцима.
Но наиболее значимой победой Сержа и Беаты Кларсфельд считается розыск Клауса Барбье, именуемого «лионский мясник», который изощренно пытал и безжалостно уничтожал заключенных. По окончании Второй мировой нацист работал на американские спецслужбы, покрывавшие его. Благодаря привлечению СМИ Кларсфельды принудили боливийские власти выдать садиста. Во Франции он был приговорен к пожизненному заключению.
Симон Визенталь
Этого архитектора, как и тысячи других евреев, отправили во Львовское гетто, где он умудрился уцелеть, подмаслив украинского полицая. А вот мать Симона погибла в концлагере. Сам же Визенталь предпринял попытку к бегству, но его поймали и отправили в Маутхаузен. Ему удалось дожить до победного мая 1945, когда этот лагерь освободили американские военные.
После окончания войны Визенталь не возвратился к своей профессии, а посвятил жизнь розыску нацистских убийц. Поначалу, работая с американцами, занимался изучением германских документов. Именно они явились фундаментов многих дел нацистских преступников.
Через некоторое время Визенталь с супругой Цилей Мюллер основали собственный Центр еврейской документации. Вместе с единомышленниками они стали заниматься собиранием материалов об исполнителях Холокоста. При помощи этой организации в минувшем веке были найдены и осуждены сотни нацистов, включая коменданта Треблинки и Собибора Франца Штангля, до смерти забивавшую ногами детишек Хермину Браунштайнер. Кроме того, были отданы под суд 16 офицеров СС, которые зверски убивали евреев во Львове.
С начала 1950-ых Визенталь активно помогал Моссаду. Он, в частности, передал сведения о тайном пребывании в Буэнос-Айресе оберштурмбанфюрера СС Адольфа Эйхмана. Один из основных идеологов «окончательного решения еврейского вопроса» был тайно вывезен на израильскую территорию и казнен.
Единомышленниками Симона Визенталя был создан в 1977 году Центр его имени. Благодаря этой организации сотни нацистских преступников, скрывавшихся в разных уголках планеты, были разоблачены, выданы правосудию и понесли заслуженное наказание.
Глава Моссада Иссер Харель
Знаменитая израильская спецслужба, в то время руководимая Иссером Харелем, урожденным Израилем Натановичем Гальпериным, начала охоту на нацистов. Наиболее громким делом, лично им контролируемым, была поимка Адольфа Эйхмана в 1960 году. Нацистский преступник был похищен в столице Аргентины и тайно вывезен без официального разрешения властей страны. В Израиле Эйхмана по приговору суда казнили. Интересно, что в этой операции участвовали агенты, лично пострадавшие от Холокоста, который был организован этим откровенным нацистом.
Кроме этого, в Моссаде под контролем Хареля был составлен список нацистских преступников, подлежащих похищению либо убийству. Над реализацией этой задачи в течение 30 лет работал специальный отряд «Амаль». Одного из нацистов, которым был «рижский мясник» Герберт Цукурс, убивавший младенцев, удалось найти и ликвидировать в 1965 году в Монтевидео.
А вот эсэсовца Хермана Рауффа, который уничтожал евреев в Северной Африке, ликвидировать не получилось. Неудачная попытка случилась в Чили в 1979 году.
Одним из способов ликвидации Моссадом преступников было почтовое отправление мин для их уничтожения. Например, помощник Эйхмана Алоиз Бруннер, скрывавшийся в Сирии, два раза получал такие «посылки». Он лишился зрения, части пальцев, но выжил.
Агенты советской службы безопасности
Однажды Сталин во время одной из дипломатических встреч предложил тост за быстрое правосудие над всеми немецкими военными преступниками, осуществляемое расстрельной командой. Так вот реализовывали это пожелание вождя сотрудники советских спецслужб.
Преимущественно велся поиск коллаборационистов. Кстати, довольно много операций еще засекречены. Но есть и известные дела. В качестве примера можно привести розыск в Германии генерала Пятраса Кубилюнаса, генерал-майора Эмиля Юста, иных нацистов группой, руководимой подполковником госбезопасности Александром Славиным.
Сам руководитель в качестве беженца проник в Союз литовцев Берлина. Спустя месяц его товарищам удалось обнаружить Кубилюнаса, который скрывался в Любеке. При помощи лично знакомого генералу агента было выяснено, что в Каунасе им были оставлены в тайном месте драгоценности. Генерала под видом «помощи» в доставке ценного груза выманили из английской в советскую зону оккупации, где его и арестовали. Кубилюнас на допросе сдал Юста, которого также задержали. Через год генерал был расстрелян.
В советские времена, вплоть до конца восьмидесятых годов минувшего столетия, сотрудники КГБ разыскивали и карали нацистских преступников. В 1979 расстреляна Антонина Макарова, известная как «Тонька-пулеметчица», убивавшая в Брянской области своих сограждан. В 1986 ликвидирован один из палачей сожженной деревни Хатынь Григорий Васюра, затаившийся до поры до времени в совхозе под Киевом. Через год казнили нацистского убийцу Федора Федоренко, бывшего охранника в Треблинке. Не помогло ему и американское гражданство, полученное в послевоенное время. Федоренко был арестован после приезда по туристической визе в Советский Союз.
У нацистских преступлений нет срока давности. И сейчас благодаря охотникам за нацистами над уже старыми военными преступниками проходят «последние суды».