05/29/2023 18:50:18
Евгений мартынов мог бы написать ещё множество прекрасных песен, но его жизнь трагически оборвалась, когда композитору было всего 42 года.
Разносторонний ребёнок
Родители Евгения Мартынова познакомились и полюбили друг друга в трудные военные годы. Его мама была медсестрой на фронте, она служила в эвакуационных госпиталях, куда однажды и привезли раненого Григория Мартынова. Нина Трофимовна собственноручно выхаживала молодого солдата, который и покорил её своим неиссякаемым жизнелюбием и искренней верой в лучшее. Так и образовалась молодая семья, а в Волгоградской области, где жили молодожёны в то время, в 1948 году на свет появился их первенец Евгений.
Малышу не было ещё и пяти лет, когда Мартыновы перебрались на родину главы семьи, в Артёмовск, где прошли детство и юность будущего композитора. Евгений рано стал проявлять интерес к музыке, а отец, заметив, как сын внимательно наблюдает за его игрой на баяне, стал учить его игре на инструменте.
В 11-летнем возрасте у Евгения уже появился свой собственный аккордеон, причём он с удовольствием играл как на нём, так и на баяне отца.
При этом круг интересов его не ограничивался только музыкой. В школе учителя отмечали талант парня в изобразительном искусстве и даже прочили ему карьеру художника. Кроме того, Евгений одно время увлекался фокусами и развлекал одноклассников самыми разными трюками.
Да и учился будущий композитор очень хорошо, что позволило ему впоследствии с лёгкостью поступить сначала в музыкальное училище по классу кларнета, а потом и в Киевскую консерваторию. Правда, оттуда он очень быстро перевёлся в Донецкий музыкально-педагогический институт, поближе к дому и родным.
Стремительный успех
В жизни и карьере композитора и певца всё складывалось удачно. Знакомство в Москве с Майей Кристалинской закончилось плодотворным сотрудничеством и самыми положительными рекомендациями для Росконцерта. В этой влиятельной организации тоже остались весьма довольны композитором. Но куда больше руководство впечатлили вокальные данные Евгения Мартынова. И его тут же включили в качестве вокалиста в одну из эстрадных программ.
Его песни стали звучать на Центральном телевидении, он выиграл несколько значимых всесоюзных конкурсов, а «Баллада о матери», прозвучавшая в 1974 году в «Песне года» принесла Евгению Мартынову поистине всенародную любовь. Каждая новая песня композитора становилась настоящим хитом, он принимал участие практически во всех государственных концертах. Его песни звучали в исполнении лучших вокалистов Советского Союза: Софии Ротару, Иосифа Кобзона, Анны Герман, Вадима Мулермана и многих других. Слушатели буквально застывали, когда сам Мартынов пел «Лебединую верность» или «Яблони в цвету».
Музыка композитора очень выделялась на фоне творений его коллег, он обладал собственным неповторимым стилем, и он чувствовался с первых же нот. Он много гастролировал, как в СССР, так и за рубежом. Он работал музыкальным редактором в нескольких изданиях, в том числе в редакции журнала «Крестьянка».
Правда, далеко не всегда песни Евгения Мартынова проходили строгую советскую цензуру. Он пытался их отстаивать, но иногда легче было отступить. Впрочем, композитор никогда не унывал, он продолжал много работать даже в то время, когда на советскую эстраду хлынули новые коллективы с задорными рок-н-рольными композициями. Иногда ему казалось, будто его творчество уже изжило себя, но после он брал себя в руки и снова и снова писал музыку. Композитор устал, его собственные выступления уже не приносили ему былой радости, и он стал всё чаще находить утешение в употреблении спиртного.
Трагический финал
В конце 1980-х космонавты, с которыми дружил Евгений Мартынов, порекомендовали ему пройти полное медицинское обследование и лечение непосредственно в Звёздном городке. Кажется, после этого у композитора открылось второе дыхание, он готов был к покорению новых творческих вершин. Наверняка, он смог бы написать ещё много песен, но 3 сентября 1990 года его жизнь внезапно оборвалась. Обстоятельства же внезапной смерти 42-летнего певца до сих пор вызывают вопросы.
В тот день утром он отправился на поиски необходимой детали для своего автомобиля. А потом соседи обнаружили его тело и, решив, что композитор просто пьян, не слишком быстро вызвали «скорую помощь». Да и она приехала лишь спустя 40 минут после вызова. В результате спасти композитора уже не смогли. А показания свидетелей происшествия очень сильно разнились. Одни говорили, будто ему стало плохо ещё в лифте, другие утверждали, что он возвращался домой, но успел выпить в компании знакомого то ли таксиста, то ли автослесаря.
Восстановить последовательность событий по показаниям свидетелей так и не удалось. Официальное же заключение гласило, что скончался Евгений Мартынов от острой сердечной недостаточности. Но близкие до сих пор сомневаются в том, что смерть дорогого им человека была на самом деле естественной, они уверенны, будто его довели до такого состояния.
Одной из причин называют судебное разбирательство, инициированное композитором. Он пытался призвать к ответу организаторов его тура по Рязанской области. Евгений Мартынов свои обязательства выполнил полностью, а вот денег за работу так и не получил.
Сумма иска составляла 10 тысяч рублей, судебное заседание было назначено на 4 сентября, но ровно за сутки до него сердце композитора перестало биться. Дело было тут же закрыто, а наследники ничего не получили.
Возможно, сердечную недостаточность и вызвало нервное напряжение Евгения Мартынова перед процессом, однако не исключена вероятность и просто стечения обстоятельств, тем более, что последние два года композитор жил в постоянном стрессе. Его популярность шла на спад, доходы очень снизились, а больших перспектив для себя он не видел. Он писал нежные лирические композиции, интерес к которым угасал на фоне новых веяний и течений. Да и перемены, связанные с перестройкой, он воспринимал довольно тяжело. Вероятно, все эти проблемы и легли тяжким грузом на плечи композитора, и его сердце попросту не выдержало.
К сожалению, творческие люди часто уходят из жизни в самом расцвете сил. При этом многие из них оказываются фаталистами и верят в «знаки судьбы». К примеру, есть даже «Клуб 40», куда относят тех, кто уходит из жизни в роковом возрасте.