06/06/2023 12:22:51
Сэм Олтмен и Илья Суцкевер выступили на конференции в Тель-Авиве. Среди прочего Илья, репатриант из СССР, рассказал о своем детстве в Израиле
Ошрит Ган-Эль и Вести |11:55
Зал Тель-Авивского университета заполнился до отказа, когда на сцену вышли два человека, чье детище сейчас полностью меняет мир. Это Сэм Олтмен (Samuel Altman), один из создателей ChatGPT (чат-бот с искусственным интеллектом) и директор компании OpenAI, а также сооснователь и главный ученый OpenAI Илья Суцкевер, бывший репатриант из СССР, проживавший 10 лет в Израиле. 5 июня Олтмен и Суцкевер приняли участие в конференции в Тель-Авивском университете и ответили на многочисленные вопросы об искусственном интеллекте и связанных с ним проблемах. Суцкевер также коснулся своей связи с Израилем. Их ответы опубликовал Ynet.
►Репатриант, который перевернул мир
Илье Суцкеверу 37 лет. «С 5 до 15 лет я жил в Иерусалиме и даже учился в Открытом университете, а потом продолжил обучение в Университете Торонто», — рассказал он.
Родители Суцкевера репатриировались в Израиль из города Горького в 1991 году, а в 2002-м переехали в Канаду. Отец Ильи, Ефим Наумович Суцкевер, — инженер, выпускник физфака Горьковского университета, соавтор изобретений в области электроники.
Илья с ранних лет демонстрировал выдающиеся способности. Сразу после окончания университета он начал работать в сфере искусственного интеллекта. Основанную им компанию по разработке глубоких нейронных сетей купил Google, и Суцкевер стал сотрудником его исследовательского отдела. В 2015 году он основал компанию OpenAI вместе с Илоном Маском, Сэмом Олтменом и Питером Тилем.
Илья — главный научный сотрудник этой фирмы, автор множества научных публикаций об открытиях в сфере ИИ. За выдающиеся заслуги в этой области он включен в список 35 самых великих молодых инноваторов мира, составляемый MIT, и избран членом Лондонского королевского общества.
Он рассказал о том, как вместе с Олтменом стал сооснователем компании OpenAI. «Я получил приглашение от Сэма провести время с несколькими классными парнями, включая Илона Маска, — сказал он. — После этого мы решили создать OpenAI».
На конференции в Тель-Авиве Олтмена и Суцкевера спросили о рисках, связанных с использованием технологий ИИ. Речь шла о трех направлениях: изменения на рынке труда, угроза использования искусственного интеллекта во вред людям и, что опаснее всего, превращение систем искусственного интеллекта в самостоятельную сущность, которая может выйти из-под контроля человека.
«Это будет довольно ужасно, если мы потеряем контроль, — ответил Суцкевер на третий вопрос. — Было бы ошибкой создать мощный искусственный интеллект, который невозможно контролировать«. Олтмен согласился со своим коллегой.
По поводу изменений на рынке труда и исчезновения нынешних профессий Суцкевер отметил, что «на некоторые виды деятельности искусственный интеллект уже повлиял достаточно серьезно».
«Программисты активно используют ИИ, да и многие люди искусства значительную часть работы делегируют искусственному интеллекту, — сказал он. — Новые рабочие места обязательно появятся, однако неизбежен период экономической неопределенности. Правительству и системе социальной поддержки придется предпринять усилия, чтобы смягчить удар».
По словам Олтмена, «системы ИИ очень помогают в решении разных задач». «В ближайшем будущем они будут еще более продуктивными, — сказал глава OpenAI. — В долгосрочной перспективе многие профессии просто исчезнут, однако возникнут новые отрасли, которым будут нужны люди – хотя и с несколько иными навыками».
В качестве примера Олтмен привел разработанную компанией IBM шахматную компьютерную программу Deep Blue, выигравшую в 1997 году матч у чемпиона мира Гарри Каспарова. «Многие думали тогда, что люди потеряют интерес к шахматам, — сказал Олтмен. — Но произошло обратное – игра стала еще популярнее, а люди стали играть еще лучше».
Еще одним примером такого рода Олтмен считает DALL-E, разработанную его компанией нейронную сеть, генерирующую высококачественные изображения, исходя из текстовых описаний. «DALL-E не создает искусство, — отметил он. — Стремление людей творить никуда не денется. Однако через 100 лет их творения не будут похожи на сегодняшние».
Олтмен подчеркнул, что изменения в сфере занятости будут «медленными и предсказуемыми», и это одна из важнейших задач, стоящая сегодня перед мировыми лидерами. «Главное качество, которое будет необходимо работникам в будущем, – способность к быстрой адаптации, — сказал он. — Я не представляю себе мир, в котором люди не будут создавать что-либо для общего блага».
Илья Суцкевер коснулся темы возможного попадания технологий ИИ в руки хакеров. «Скорее всего, он будет использоваться такими людьми», — признал он.
Олтмен также затронул вопрос потенциальных рисков в использовании искусственного интеллекта. «Было бы ошибкой ввести жесткую регуляцию рынка, чтобы замедлить развитие этих невероятных технологий, — сказал глава OpenAI. — Но всем нам следует отдавать себе отчет в том, что в ближайшем десятилетии человечеству потребуется решать множество проблем, связанных с ИИ. Если нам удастся сформировать международную систему лицензирования и проверки безопасности новых моделей, это будет шаг в верном направлении, один из способов справиться с потенциальными опасностями».
На вопрос, зачем вообще нужно развивать технологии, чреватые столь значительными рисками, Олтмен ответил, что необходимо найти верный баланс между потребностями и угрозами, поскольку искусственный интеллект может помочь людям решить сложнейшие задачи. «Когда спустя многие годы человечество будет обсуждать нашу эпоху, сегодняшние стандарты жизни покажутся ему еще более варварскими, чем то, как мы воспринимаем жизнь людей 500 лет назад, — сказал основатель OpenAI. – Никто не поверит, что мы были такими бедными, больными, что не получали достойное образование. Кроме того, остановить развитие этих инноваций уже невозможно. Нам придется научиться управлять рисками».
По словам Олтмена, государственная регуляция систем искусственного интеллекта «будет более строгой, чем современных социальных платформ в интернете, потому что угроза несоизмеримо выше».
Илья Суцкевер назвал развитие ИИ «новым этапом эволюции человека» и «самым значительным вызовом в истории».
«Больше всего меня воодушевляет колоссальный потенциал искусственного интеллекта в научной сфере, — сказал Сэм Олтмен. — ИИ поможет совершить открытия, на которые мы сейчас не способны. Мы уже видим начало этого процесса. Если это поможет вылечить многие болезни, мир безусловно станет лучше. На мой взгляд, мы недалеки от этого. Искусственный интеллект поможет нам также справиться с климатическими изменениями».
На вопрос, что сделало OpenAI лидером в сфере искусственного интеллекта, Суцкевер ответил двумя словами: «сфокусированность и настойчивость». «Мы всецело сосредоточены на поставленной задаче, — добавил он. — У нас работает много талантливых людей, в компании высокий уровень инновационной культуры. Продвижение технологий искусственного интеллекта зависит прежде всего от веры в идею. Вы должны верить в то, что задумали, и добиваться цели».
Суцкевер также отметил, что роль академических исследований в сфере искусственного интеллекта заметно сократилась в последние годы. «Когда-то новейшие технологии разрабатывались в академической среде, однако сегодня это иначе, поскольку академия не располагает необходимыми вычислительными мощностями», — объяснил он.
Сэм Олтмен поделился услышанной им историей о том, как кто-то использует ChatGPT, придумывая сказки, которые читает детям на ночь. «Удивительно наблюдать за тем, что делают люди, получая в руки новый инструмент, — сказал он. — Мне, например, чат-бот заменил википедию«.
На вопрос, какие возможности в сфере ИИ у израильских стартап-компаний, Олтмен ответил: сейчас открываются самые невероятные возможности для технологических инноваций с момента появления айфона.
«В ближайшей перспективе будет море возможностей, — подчеркнул он. — Наступил золотой век искусственного интеллекта. Дерзайте. Происходящее сейчас можно сравнить с периодом появления интернета. Это лучшее время для инициативных людей. Особенность Израиля заключается в высокой концентрации талантливых людей. Это маленькая страна, которая способна сделать нечто, намного превышающее ее реальные размеры».
Перевод: Гай Франкович