09/11/2023 15:28:08
45 лет назад начались съемки культового пятисерийного фильма «Место встречи изменить нельзя». Сразу после выхода фильм был разобран на цитаты, а некоторые и сейчас знают его наизусть. Но история съемок фильма практически не уступает его сюжету.
История первая: «Вор должен сидеть в тюрьме!»
Фильм «Место встречи изменить нельзя» снят по роману «Эра милосердия» братьев Аркадия и Георгия Вайнеров. Об уголовном мире Москвы братья знали не понаслышке. Выросли они на Сухаревке, считавшейся в то время одним из самых криминальных районов столицы. Постоянные драки со шпаной, междворовые разборки…
Многие из друзей детства будущих писателей стали преступниками. Но старший брат – Аркадий Вайнер – после окончания школы поступил на юрфак МГУ, а затем пошел работать в Московский уголовный розыск, а младший – Георгий, – закончив МГЮА, стал журналистом. «Все соседи говорили нашей матери: “Какая вы счастливая! Двое парней, и ни один в тюрьме не сидел”», — вспоминал Георгий Вайнер.
Однако участниками самой громкой драки в своей жизни братья стали уже во взрослом возрасте. Как ни парадоксально, это произошло в ресторане Центрального Дома литератора. Вайнеры что-то не поделили с братьями Ибрагимбековыми, известными сценаристами, авторами «Белого солнца пустыни». Ссора переросла в драку, к которой присоединились другие гости и обслуживающий персонал. «Летали тарелки, бутылки, столы. Выломали входную дверь», — вспоминает Георгий Вайнер. Это была самая массовая драка в истории ЦДЛ, в ней участвовало около 50 человек. А вот из-за чего она началась, вспомнить никто не мог…
История вторая: «Дырку от бублика вы получите, а не Шарапова»
Есть несколько версий создания фильма «Место встречи изменить нельзя». Согласно самой популярной из них, Аркадий Вайнер подарил Владимиру Высоцкому один из первых экземпляров книги «Эра милосердия». И вскоре актер приехал в гости к братьям, заявив, что хочет «застолбить Жеглова». А когда они попросили разъяснить, что значит «застолбить», Высоцкий пояснил, что по этой книге нужно обязательно снимать кино.
По другой версии, идея снять фильм первому пришла в голову режиссеру Станиславу Говорухину, и он позвонил Высоцкому и предложил ему главную роль. Но, так или иначе, все были согласны, что Высоцкий — идеальный Жеглов. А вот на роль его партнера, бывшего разведчика Шарапова, претендентов было много.
Вайнеры хотели, чтобы эту роль играл Евгений Герасимов, Станислав Говорухин настаивал на Николае Губенко, а Высоцкий предложил своего друга и коллегу по театру Ивана Бортника, которого впоследствии утвердили на роль бандита Промокашки. Также на роль Шарапова пробовались Александр Абдулов (его тоже утвердили на роль бандита), Евгений Леонов-Гладышев (сыграл роль оперативника Васи Векшина) и Стас Садальский, которому в результате досталась роль вора Кирпича.
Однако руководство Центрального телевидения поставило Станислава Говорухина перед выбором: если хочешь снимать Высоцкого, соглашайся на Владимира Конкина, который в тот момент закончил сниматься в фильме «Как закалялась сталь».
Все были в шоке. «Разведчик, который захватывает в плен фашиста на его территории и тащит на плечах через линию фронта, должен быть убедительно сильным мужчиной, — вспоминал Аркадий Вайнер. — Володя Конкин никак таким мужчиной не мог выглядеть, он не был им рождён, слишком интеллигентен».
А Станислав Говорухин, отсняв половину фильма, понял, что идеальным Шараповым, не уступающим Жеглову по силе характера, мог стать Леонид Филатов. Возможно, режиссер прав, но история фильмов, как и любая другая, не имеет сослагательных наклонений.
История третья: «Как правильно, Облигация или Аблигация?»
На роль Вари Синичкиной, подруги Володи Шарапова, была приглашена Лариса Удовиченко. Но эта героиня показалась актрисе слишком скучной и пресной, зато ее привлекла характерная роль Маньки-Облигации. Однако Станислав Говорухин на просьбу Удовиченко пройти пробы на роль Маньки ответил категорическим отказом, объяснив, что «с таким милым и наивным лицом невозможно сыграть даму легкого поведения». Тогда актриса заявила, что на роль Синичкиной даже пробоваться не станет. «Тогда вали отсюда», — отрезал Говорухин.
На роль Маньки Облигации пробовались Нина Ильина, Наталья Ченчик, Любовь Полищук. Но они не устраивали или режиссера, или художественный совет. В результате, когда уже начались съемки фильма, Лариса Удовиченко получила телеграмму от Говорухина: «Утверждена на роль Маньки-Облигации без проб».
Кстати, знаменитой фразы Маньки: «Как правильно, Облигация или Аблигация?» в романе не было. Появилась она благодаря Ларисе Удовиченко, которая, вероятно, в шутку спросила у Высоцкого, как писать правильно, тот автоматически ответил. Эту сцену подметил Говорухин, и в фильме появился новый запоминающийся эпизод.
История четвертая: «Только пацаны на шелобаны играют»
Большую часть фильма «Место встречи изменить нельзя» снимали в Москве. Но впервые команда «мотор» для группы прозвучала 10 мая 1978 года в Одессе, в парке имени Шевченко. Там снимали сцену в бильярдной, где Жеглов легко обыгрывает вора-рецидивиста Копченого, которого играл Леонид Куравлев.
Правда, ни Высоцкий, ни Куравлев играть в бильярд не умели абсолютно. Вместо них все удары исполнил профессиональный игрок Владимир Иванов по прозвищу Шмитц. Кстати, мастер кия «засветился» в фильме: Глеб Жеглов здоровается с ним, входя в бильярдную.
История пятая: «С трамвая он спрыгнул на ходу»
Первая встреча Шарапова с криминальным миром Москвы происходит на Чистопрудном бульваре, где Вася Векшин встречается с бандитом из «Черной кошки». Вор убивает Векшина, а потом запрыгивает в трамвай с бортовым номером 2170.
Это знаменитый трамвай-кинозвезда: на нем в «Покровских воротах» катаются Людочка с Хоботовым, а в фильме «Мастер и Маргарите» 1994 года этот трамвай отрезает голову Берлиозу. Также номер 2170 мелькал в кинолентах «Холодное лето пятьдесят третьего», «Солнце светит всем», «Законный брак» и других фильмах. А во второй серии «Место встречи изменить нельзя» Жеглов с Шараповым ловят в нем карманника Кирпича.
Кстати, трамвай до сих пор можно встретить на улицах Москвы: он участвует в ретро-парадах и «водит» экскурсии по знаменитому маршруту «А», который проходит по историческому центру столицы. В том числе по району Замоскворечье.
Здесь компания «Галс-Девелопмент» строит клубный дом «Космо 4/22». Новые проекты в этом районе появляются очень редко. Поэтому, если вы хотите жить в историческом центре Москвы, то на клубный дом стоит обратить внимание. Больше узнать о проекте можно на сайте компании «Галс-Девелопмент».
Вместо эпилога
Фильм «Место встречи изменить нельзя» был впервые показан 11 ноября 1979 года. Но еще до премьеры в квартире братьев Вайнеров появился Владимир Высоцкий с предложением сделать продолжение кинокартины. С собой актер принес папку, на которой значилось: «Эра милосердия. Продолжение». В ней были его разработки сюжетной линии второго шестисерийного фильма.
Сценаристы поддержали идею и взялись за работу. Однако летом 1980 года, когда была написана половина сценария, Владимира Семеновича не стало, а другого Жеглова уже быть не могло.
Слухи о выходе второго фильма ходили еще много лет, но Станислав Говорухин, у которого хранилась папка Высоцкого, жестко обрубил разговоры на эту тему: «Жеглов — умер, Шарапов – стар, зачем и с кем продолжать?!»