Горячие новости
Демонстрация возле БАГАЦа (Фото: Амит Шааби)

Ждет ли Израиль новая катастрофа: четыре тревожных аргумента

Реклама

09/26/2023  09:58:18

За ошибки своего руководства граждане могут заплатить большой кровью

Моше Горали,
«Калькалист»|
В Йом Кипур, как известно каждый еврей анализирует свои поступки, совершает «хешбон нефеш«. Порой подобный самоанализ приходится делать не только отдельному человеку, но и государству. После самой страшной войны в истории Израиля, разразившейся в октябре 1973 года, всему обществу пришлось совершать «хешбон нефеш»: правительство предстало перед государственной комиссией Агранта, по стране прокатились массовые акции протеста.
Все это в итоге завершилось политическим переворотом 1977 года, когда к власти впервые пришел Ликуд во главе с Менахемом Бегиным. Главный вывод, к которому пришли травмированное общество и потерпевшее крах руководство, заключался в осознании того, что любая сила имеет границы. Это понимание, а также высокомерие и самодовольство лидеров страны, израильтяне оплатили большой кровью.
1. Один из важнейших уроков Войны Судного дня сегодня кажется особенно актуальным: Израиль может выжить лишь в том случае, если будут выполнены два условия, непосредственно связанных между собой: превосходство над противниками в технологической, экономической и военной сфере, которое в свою очередь зависит от широкого общественного консенсуса в отношении либерально-демократического режима в стране.
Почему столь важна именно либеральная демократия? Потому что это единственная форма правления, гарантирующая высочайший уровень образования и подготовки кадров, необходимых для формирования превосходства в вышеупомянутых сферах – экономике, технологиях, обороне. Без этого мы не выживем. Либеральная демократия – единственная форма правления, гарантирующая нам почти безоговорочную американскую поддержку – без нее мы не сумеем добиться превосходства в военно-технологической области.
Кроме того, это единственная форма правления, позволяющая сносное сосуществование разных групп населения и кланов Израиля. Иначе мы просто-напросто сожрем друг друга. Те, кто пытается изменить демократический характер Израиля, кто разрушает давний общественный договор, ставят под угрозу само существование государства. Те, кто утверждают, будто не понимают, что такая угроза исходит от нынешнего израильского правительства, по-видимому, предпочитают не замечать многочисленные черные флаги, которыми размахивает руководство страны.
2. Спустя 50 лет после той войны израильское общество вновь занято тотальной ревизией и пытается нащупать новый путь. На сей раз это происходит не из-за провала военно-политического руководства, приведшего к чистке коррумпированных авгиевых конюшен и смене власти. Теперь на прицеле не власть партии МАПАЙ, а либерально-демократический строй. Речь идет не о политической, а идеологической альтернативе. Парламентское большинство сконцентрировало усилия на создании новой структуры власти, тяготеющей к автократии или даже теократии. Режимный переворот призван укрепить власть Нетаниягу и открыть путь к формированию государства Галахи – так во всяком случае видят будущее религиозные сионисты и представители партии Оцма йегудит.
Значительная часть общества, по-видимому, большинство, отнюдь не разделяет это видение. Более того, они боятся такого развития событий, отвергают его, но все равно поддерживают правительство. Речь идет не только о бибистах и прочих недалеких приверженцах нынешней власти. Среди них можно встретить профессоров права, пытающих изобрести различные конституционные формулы в тщетных попытках умиротворить Ярива Левина и Симху Ротмана. Есть среди них и просто циники из масс-медиа, обнаружившие возможность неплохо заработать. Есть и трусы, которые своими голосами обеспечивают поддержку этой власти в кнессете и муниципальных структурах, гарантируя ее дальнейшее существование.
Среди них есть также много хороших израильтян, которых лживая, токсичная и, что важнее всего, последовательная пропаганда убедила что судебная система представляет собой главную опасность для Государства Израиль. Именно независимый суд – большой дьявол. Не Иран, не разгул преступности, не дороговизна жизни и не потеря наших позиций в мировом сообществе.
Есть также немало граждан, которые всегда поддерживают власть, разжигающую ненависть к элитам, левым и арабам. Некоторые все еще несут в себе травмы, связанные с давней дискриминацией, иные жаждут мести, а есть и те, кто испытывает жгучую ненависть. Все эти чувства и эмоции служат горючим для машины режимного переворота. Именно эти люди голосуют за Итамара Бен-Гвира.
3. И, разумеется, есть решительно настроенная группа религиозных фанатиков-расистов, для которой Нетаниягу и его электорат – не что иное, как «осел Мессии», всего лишь инструмент, с помощью которого они прокладывают дорогу к заветной цели – воссозданию Израильского царства, строительству Третьего Храма и восстановлению Синедриона, который займет место Верховного суда.
Эта группа уже не особенно скрывает свои планы, но пока что пускает «демократическую пыль» в глаза, чтобы ввести в заблуждение перечисленных выше израильтян. Обсуждение какого-либо компромисса с этой группой не имеет смысла, поскольку она не может быть легитимным партнером в либерально-демократическом государстве.
Хешбон нефеш в отношении этой группы должен сделать президент государства, но и широкая общественность, принадлежащая к умеренно религиозному лагерю. Эта общественность в свое время заключила союз с либеральной демократией, а теперь фактически утратило свое представительство в политике в пользу мессианско-расистской мутации, запятнавшей само понятие «религиозный сионизм», опозорившей историю этого движения. В этой мутации нет ни грамма сионизма, а лишь нацистское наследие раввина Меира Кахане, которое любой порядочный еврей обязан исторгнуть и осудить.
Смотрич, Ротман и Бен-Гвир – заклятые враги либеральной демократии. В лучшем случае они готовы смириться с формальными демократическими процедурами, выражающимися в тирании большинства. И то лишь при условии, что они сами войдут в это большинство и используют его в качестве инструмента. Чем они занимаются, когда пребывают в меньшинстве, мы прекрасно знаем: подстрекательством против государственных институтов, плясками на крови жертв терактов, поджогом арабских домов, расстрелом молящихся мусульман и убийством израильского премьер-министра. Когда же они оказываются в правительстве, они планомерно уничтожают либеральную демократию.
4. Понятие хешбон нефеш можно разделить на две составляющие: «хешбон» (счет) и «нефеш» (душа). Счет – объективный, видимый, математический процесс. Счет – это цифры и экономические данные. Этот счет мы предоставляем своему внутреннему «я», своей душе, своему разуму, который должен делать выводы, опираясь на полученные цифры. Счет, который нам придется оплачивать, за продвижение судебного переворота, составят профессиональные счетоводы-аудиторы: государственный контролер Матаниягу Энгельман и глава института социально-экономических исследований «Шореш», профессор Дан Бен-Давид.
Госконтролер сообщил, что Израиль – государство с самой высокой стоимостью жизни среди стран-членов OECD. В 2022 году уровень цен у нас был на 27% выше, чем в среднем по странам этой экономической группы. Разница в ценах на продукты питания еще выше.
Профессор Бен-Давид отмечает, что Израиль находится на последнем месте среди развитых стран по успеваемости учащихся средних школ. Половина израильских школьников – арабы и ультраортодоксы (две наиболее быстро растущие группы населения), получающие образование на уровне стран третьего мира.
Это «гарантирует» нам в будущем неспособность поддерживать на надлежащем уровне все жизненно важные системы – здравоохранение, образование, социальное обеспечение и оборону. Пока что мы страдаем лишь от дороговизны жизни, но в будущем на кону будет сама наша жизнь. Это произойдет после того, как мы неизбежно потеряем технологическое, экономическое и военное превосходство. Когда страну покинут наши наиболее талантливые дети. Слово «релокация» стало в современном Израиле одним из наиболее расхожих.
Нетаниягу неплохо считает, он хорошо знает «хешбон», но с душой («нефеш») у него серьезные проблемы. Риски, связанные с экономикой, сферой безопасности и отношениями с США, он, пожалуй, понимает. Однако душу израильтян, восставших против попыток режимного переворота, он не чувствует — от слова совсем. Он называет «анархистами» людей, которые несут эту страну на своих плечах, людей, создающих высокий израильский ВВП,
Многие пытаются понять, «ведущий» Нетаниягу или «ведомый». Управляет ли он процессами, либо он заложник обстоятельств, связанных с его уголовными делами, негативным влиянием сына-экстремиста, амбициями замкнутого на себе министра юстиции или мессианских партнеров по коалиции. На самом деле ответ на этот вопрос не столь важен. Важно то, что он тянет нас в пропасть.
Именно такой самоанализ, хешбон нефеш мы вынуждены делать спустя 50 лет после тяжелейшей войны. Никогда в прошлом в Израиле не было правительства, которое ставило бы под угрозу национальную безопасность, экономику, солидарность общества и международный статус государства. Мы сумели дорогой ценой избежать катастрофы в 1973 году. Катастрофа 2023 года может обойтись нам еще большей кровью.
Перевод: Гай Франкович
Оригинал на иврите — здесь

Посмотреть также...

Авигдор Либерман: «Правительство Израиля отказывается финансировать программу защиты Севера»

05/21/2024  12:51:01 Глава партии НДИ Авигдор Либерман отреагировал на информацию о том, что жители Севера …