Горячие новости

Испытание Израиля на прочность: между ХАМАСом, «Хизбаллой» и общественным мнением

Реклама

12/30/2023  19:15:23

Надо сказать правду: Израиль попал в серьезную стратегическую ловушку в результате резни, устроенной ХАМАСом в поселениях вокруг сектора Газа 7 октября. Угрозы, которые в течение многих лет отдвигались в сторону, что позволило большинству граждан вести обычную жизнь, выросли до новых высот и фундаментально изменили повседневную жизнь Израиля.

На данный момент неясно, можно ли и как выбраться из ловушки. Может возникнуть почти перманентная ситуация, при которой как минимум на двух границах будет идти затяжная война на истощение. По-прежнему существует риск того, что на ливанском фронте, более опасном, разгорится масштабная война.

Две нерешенные проблемы, которые до этого тлели на медленном огне, — палестинский конфликт и конфронтация с «Хизбаллой» — вернулись в центр региональной повестки дня. Действия ХАМАСа даже вдохновили другие экстремистские организации в регионе, которые надеются объединиться и постепенно сокрушить Израиль.

И хотя Иран и «Хизбалла» не бросились очертя голову в войну, как надеялись лидеры ХАМАСа в секторе Газа, они участвуют в борьбе с Израилем и сковывают крупные силы ЦАХАЛа на севере страны. Видение, сформулированное покойным генералом Касемом Сулеймани, который был командующим силами «Кудс» Корпуса стражей исламской революции, относительно «огненного кольца», которое окружит Израиль, начинает материализоваться.

Более десяти лет мы рассказывали себе лестные истории: Иран прозрачен для  израильской разведки (факт: «Моссад» украл архив ядерного проекта из Тегерана); «кампания между войнами», которую проводит ЦАХАЛ, наносит ущерб вооружению «Хизбаллы» и оставляет Иран и его союзников беспомощными; каждый раунд боевых действий в секторе Газа заканчивается подавляющим преимуществом Израиля и оставляет ХАМАС ослабленным; на Западном Берегу, если палестинец ночью только мечтает о теракте, ШАБАК появляется утром у дверей его дома и арестовывает его.



Эти иллюзии были разбиты с оглушительным грохотом утром праздника Симхат-Тора в приграничном с сектором Газа районе.

Не следует недооценивать то, чего ЦАХАЛ добился в секторе Газа за 12 недель боевых действий. Израиль имеет явное преимущество в огневой мощи, технологиях, разведке и соединении всех этих элементов вместе. Боевой дух и профессионализм командиров и бойцов, при широкой американской поддержке дает ЦАХАЛу преимущество везде, где он напрямую сталкивается с ХАМАСом. Практически в каждом столкновении потери ХАМАСа неизмеримо выше, чем потери ЦАХАЛа.

Но при этом лучше с должной осторожностью отнестись к подсчету убитых террористов Израилем. Уже говорится о 8000 террористов, но в разведывательных отчетах указано, что они основаны на «среднем уровне достоверности». Другими словами, вполне вероятно, что ЦАХАЛ попадает в ловушку завышения оценок, от которых армия США страдала во время войны во Вьетнаме.

Нынешняя задача в Газе не похожа на предыдущие войны. Дело не только в огромной плотности застройки, а в том, что ХАМАС намеренно размещал свои боевые формирования среди мирного населения (солдаты говорят, что оружие находилось в каждом втором доме). Решающим фактором для ХАМАСа является подземное пространство. Система тоннелей и шахт оказалась бесконечно более сложной и мощной, чем все, что было известно разведке до войны.

Лидер ХАМАС Яхья Синуар в последние 12 лет, с тех пор как он был освобожден из израильской тюрьмы в результате сделки Шалита, не тратил деньги на молодежные оркестры в Джебалии и теннисные центры в Хан-Юнисе. Каждый шекель направлялся на укрепление военных возможностей и подготовку к войне с Израилем. Миллиарды, которые Катар перевел в сектор, также в основном использовались для этих целей или, по крайней мере, предоставили ХАМАСу ресурсы для наращивания военной мощи.

Вполне вероятно, что ХАМАС был удивлен готовностью Израиля провести обширный наземный маневр и скоростью, с которой его оборона рухнула под давлением маневрирующих дивизий. Но серьезный ущерб, нанесенный батальонам ХАМАСа на севере сектора Газа, не помешал организации сражаться тем, что у нее осталось. Вместо взводов и рот использовались небольшие отряды, боевики выходили из шахт туннелей, атаковали израильские силы и пытались быстро скрыться.

Третья фаза

ЦАХАЛ опирается на накопление постепенных и медленных достижений: все больше и больше взрываемых шахт и туннелей, убитых террористов и уничтоженного оружия в конечном итоге приведут к сокрушению военного потенциала ХАМАС.

Но в этом уравнении весомым фактором является израильское общественное мнение. На часть общества негативно влияет растущее количество потерь, и граждане постепенно перестают восхищаться достигнутыми успехами, несмотря на то что пресс-секретарь ЦАХАЛа продолжает с энтузиазмом сообщать об очередной локальной операции боевых подразделений той или иной бригады.

К растущим сомнениям общественности добавляются дополнительные трудности: необходимость сохранения большого количества вооружений на случай интенсивной войны с «Хизбаллой» на севере; длительная нагрузка на резервистскую систему; давление на экономику; психологическая усталость военнослужащих в Газе.

Накопление этих обстоятельств усиливает поддержку, в том числе и в Генеральном штабе, изменения режима боевых действий. Уже больше месяца силовые ведомства и администрация США обсуждают переход к так называемой третьей фазе.

Это предполагает создание узкого периметра безопасности на территории сектора Газа, сохранение буферной зоны между севером сектора Газа и югом (вопрос, который до сих пор является спорным), сокращение сил, освобождение резервистов и переход к формату бригадных рейдов против оставшихся опорных пунктов ХАМАСа.

Когда на этой неделе глава Генштаба Герци Халеви выступил с коротким заявлением, можно было понять общее направление. Волшебных решений и коротких путей не существует, сказал он. «Мы доберемся до руководства ХАМАСа, займет ли это неделю или месяцы». Другими словами, ЦАХАЛ намерен действовать долго и с разной степенью интенсивности.

Сторонники перехода к новой фазе часто упоминают прецедент операции «Защитная стена». Операция 2002 года, в разгар второй интифады, привела к снижению палестинского террора на Западном берегу. Но цель была достигнута не в ходе самой операции, в которой участвовали пять дивизий, а в последующие два года путем сотен операций меньшего масштаба, постепенно подтачивавших силы противника.

Обстоятельства в секторе Газа более сложны, и тенденция к сокращению наступающих сил связана как с ощущением многих, что нынешний формат себя исчерпал, так и с сомнениями в долгосрочной устойчивости израильского общества и в его способности противостоять испытаниям.

Амос Харэль, «ХаАрец», И.Н. На снимке: кибуц Беэри после нападения ХАМАСа. Фото: Хадас Паруш

detaly.co.il/ispytanie-izrailya-na-prochnost-mezhdu-hamasom-hizballoj-i-obshhestvennym-mneniem/

Посмотреть также...

‎‏Премьер-министр в очередной раз поддался международному давлению и продолжает унижать наше национальное достоинство.

04/27/2024  12:33:40 Юлия Малиновская  «Безумное решение правительства позволить визиты к террористам Нухба -это предательство по …