02/10/2024 14:25:31
«Макдональдс» и «Старбакс» терпят убытки из-за войны на Ближнем Востоке. Бургер и чашка кофе тщатся сохранить нейтралитет – но их критикуют и евреи, и антисемиты.
«Война на Ближнем Востоке оказала значительное влияние на наш бизнес», – жалуется генеральный директор «Макдональдс» Крис Кемпчински. Он не раскрывает размеры убытков, понесенных компанией – но сам факт такого публичного заявления говорит, что они могут быть велики. «Все это крайне обескураживает», – добавляет Кемпчински.
Действительно, к бойкоту сети призывают и произраильские, и пропалестинские организации – и те и другие считают, что после 7 октября «Макдональдс» поддержал их врагов. С одной стороны, в Израиле сеть ресторанов пообещала бесплатно кормить солдат ЦАХАЛа и медперсонал. С другой – франшизы компании в арабских странах сделали пожертвования палестинским организациям в Газе.
После того как израильская сеть передала около 12 000 бесплатных обедов израильским солдатам, вандалы разгромили несколько торговых точек «Макдональдс» в Египте, Ливане и Турции. В Каире и Бейруте активисты забросали рестораны камнями, а затем устроили внутри погром. В Стамбуле мужчина зашел в торговую точку с коробкой мышей и выпустил их с криком: «Ешьте не мясо мусульман, а этих мышей!» Серию аналогичных акций совершили пропалестинские активисты в британском Бирмингеме.
Вскоре после этого турецкое подразделение «Макдональдс» заявило, что не поддерживает идеалы людей, которые управляют франшизой в Израиле. Турецкая франшиза пообещала предоставить Газе гуманитарную помощь в миллион долларов. Инициативу поддержали и в подразделениях сети в Катаре, Кувейте, Омане и других арабских странах. По данным катарского издания DohaNews, «Макдональдс Катар» пожертвует сумму в миллион риалов (по нынешнему курсу это около 270 тысяч долларов. – Прим. ред.), «чтобы внести свой вклад в усилия по оказанию помощи жителям Газы». Катарская сеть на 100% принадлежит местной продовольственной компании Al Mana, W.L.L. В ее штаб-квартире в Дохе заявили, что здешняя сеть «Макдональдс» «полностью независима в финансовом и социальном отношении» и «не имеет никаких связей или отношений с другими франшизами».
«То, что сделал лицензиат в Израиле, было индивидуальным и частным актом – ни головная международная компания, ни мы, ни какой-либо другой лицензиат в арабском мире на это согласие не давали», – а это заявление уже кувейтского «Макдональдса». За его филиалы в этой стране отвечает местный продовольственный конгломерат Al Maousherji Catering Company.
При этом вопрос бойкота разбил на два лагеря даже сторонников Палестины. Ведущий египетского ток-шоу Амр Адиб в своей программе призвал не избегать сети ресторанов в стране по политическим причинам, поскольку она принадлежит египетскому миллиардеру Ясину Мансуру и обеспечивает работой бесчисленное количество египтян: «Какой смысл закрывать “Макдональдс”? Какой смысл вредить этому человеку и ставить под угрозу финансовое благополучие его сотрудников?» По его данным, египетский франчайзинг сети прямо или косвенно обеспечивает работой более 40 тысяч египтян.
При этом в генеральной штаб-квартире «Макдональдса» в Чикаго предпочли и вовсе не комментировать конфликт на Ближнем Востоке. «Абсолютный приоритет в том, чтобы обеспечить безопасность сотрудников и команды на местах, в каждом конкретном регионе», – такой уклончивый ответ получили журналисты американского издания The Washington Post, когда обратились к руководству сети за разъяснениями по поводу их позиции в войне Израиля c ХАМАСом.
«Со стороны может показаться, что компания пытается усидеть на двух стульях: и вашим, и нашим. Но причина предполагаемой двойной игры в том, что единой компании “Макдональдc” попросту не существует – только это и показывают заявления из разных стран», – пишет немецкий журналист Фил Гебель. В настоящее время в мире работает больше 40 тысяч ресторанов с золотой буквой «М» на фасаде. При этом почти в каждой стране мира ими управляют местные рестораторы, которые работают автономно под руководством национальной зонтичной организации. «Это означает, что они подчиняются американской сети лишь в очень ограниченной степени», – заключает Гебель. «Макдональдс» когда-то называли символом глобализации. Но ХХI век показал, что процесс намного сложнее: внутри франшизы никакой глобализации нет – зато там существуют разные лагеря, мнения, «френды» и «хейтеры».
Из «Макдональдса» война на Ближнем Востоке переместилась в стены другого бизнес-гиганта – сеть кофеен «Старбакс». Все началось с поста в социальной сети профсоюза работников Starbucks Workers United. Он объединяет более девяти тысяч бариста сети со всех концов США, а в соцсетях на него подписаны больше 100 тысяч человек. После нападения ХАМАСа на Израиль на странице профсоюза появилось сообщение: «Солидарность с Палестиной». А вместе с ним – фотография бульдозера, который сносит забор на границе сектора Газа. Ортодоксальная еврейская торговая палата США немедленно призвала к бойкоту сети кофеен – к ней присоединился ряд произраильских организаций. Рабочий союз вскоре удалил пост, но волна критики в адрес «Старбакса» разрасталась. В итоге компания подала на профсоюз в суд. Она потребовала прекратить использование названия и логотипа «Старбакс» на эмблеме профсоюза и заявила о нарушении прав на товарный знак. Кроме того, обвинила профсоюз в «нанесении вреда бренду компании» – как раз тем самым постом, разошедшимся в сети.
В ответ пропалестинские активисты ворвались в одну из кофеен «Старбакса» в Сиэтле. Они разбили окна и расписали стены лозунгами «Добро пожаловать, если вы поддерживаете геноцид» и «Свободная Газа». То же произошло в кофейне сети в Нью-Йорке. Кроме того, сами сотрудники стали сообщать о случаях агрессии со стороны клиентов – даже если до прямого вандализма дело не доходило. В разных ресторанах их обзывали и «сторонниками израильской диктатуры», и «антисемитами» – в зависимости от того, чью сторону в войне Израиля против ХАМАСа занимали покупатели.
Руководство «Старбакса» предпочло лавировать между двух огней с позиций нейтралитета. Вскоре после иска к профсоюзу компания заявила, что «осуждает акты терроризма, ненависти и насилия» и не согласна с заявлениями и взглядами, высказанными профсоюзом: «Их слова и действия принадлежат им и только им». Но чуть позже, в декабре 2023-го, открытое письмо опубликовал генеральный директор «Старбакса» Лакшман Нарасимхан. «Я обеспокоен состоянием мира, в котором мы живем. Конфликты вызывают насилие против невиновных, ненависть, а также ложь», – написал глава «Старбакс», при этом ни разу не упомянув войну напрямую. По его словам, протестующие с обеих сторон попали под влияние ложной информации в социальных сетях. «Наша позиция ясна –мы выступаем за гуманность», – сказал Нарасимхан. И добавил, что в своей ежедневной медитации он молится о скорейшем мире и что «в трудные времена надо собираться вместе».
Интересно, что господин Нарасимхан сделал свое заявление после сообщений о падении цены на акции «Старбакса». В ноябре они упали примерно на 9% – это снизило рыночную стоимость крупнейшей в мире кофейной компании примерно на 11 миллиардов долларов. Похоже, что такой абстрактной позицией – «медитируем за все хорошее и против всего плохого» – Нарасимхан просто пытается сохранить доходы и клиентуру.
Михаил Блоков