02/19/2024 15:47:48
Пицца «7 октября», кофе «ХолоГоста» и новые учебники истории, где преступления ХАМАСа – акт героизма. Иордания ходит по тонкому льду, хотя не хочет превращаться в Газу.
В январе в Аммане – столице Иордании – с помпой открыли пиццерию «7 октября». Да, в честь даты террористической атаки ХАМАСа на Израиль. Судя по видео, от посетителей нет отбоя – за пиццей и шаурмой с «политической начинкой» выстраиваются очереди. Говорят, название для нового общепита выбрали сами амманцы. Владельцы ресторана за месяц до открытия попросили будущих клиентов предложить варианты вывески. За «7 октября» проголосовало большинство – впрочем, количество голосов не уточняется.
Кафе с провокационным названием – не единственный креатив иорданцев в сфере фаст-фуда. Еще в ноябре атаку ХАМАСа на Израиль решили отпраздновать в сети местных кофеен «Госта». Там презентовали новый кофейный напиток с поджаренным зефиром – его назвали «ХолоГоста», соединив слово «Холокост» и бренд кофейной сети. В рекламном постере рука в перчатке с палестинским флагом держит газовую горелку: пламя жжет зефирки с изображениями звезды Давида. На сайт и аккаунты «Госты» в соцсетях тут же начались онлайн-атаки. «Сионисты протестуют против нового напитка», – объяснили менеджеры. Но из рекламных материалов нового напитка изображение Маген Давида убрали.
Отношения Израиля и Иордании претерпевают глубокий кризис после октябрьской атаки ХАМАСа. И пока израильтян беспокоят тревожные слухи о возможном открытии «второго фронта» на северной границе с Ливаном, на восточной – и самой протяженной – границе стремительно радикализуется Иорданское Хашимитское Королевство. Дело в том, что там уже живет больше 2,4 миллиона палестинских беженцев.
В ноябре Амман отозвал своего посла из Израиля из-за ситуации в секторе Газа. МИД Иордании также попросил не возвращаться израильского посла, который ранее покинул королевство из соображений безопасности. «Это решение является твердым выражением осуждения и неприятия Иорданией бушующей войны в секторе Газа», – заявил глава МИД Айман ас-Сафади.
Чуть позже стало известно, что Иордания также выходит из сделки «энергия в обмен на воду». Вообще, после мирного соглашения с Израилем в 1994 году королевство ежегодно получало от евреев 50 миллионов кубометров воды и три четвертых доли в реке Ярмук. Однако сделка позволяла Иордании получать дополнительные 200 миллионов кубометров опресненной морской воды из Израиля. В рамках соглашения также планировалось построить в Иордании солнечную электростанцию при поддержке ОАЭ – и передавать часть энергии в Израиль.
«Теперь это соглашение станет документом, покрытым пылью, на одной из полок. Мы сделаем все, чтобы помочь палестинскому народу», – заявил все тот же Айман ас-Сафади. Иордания – вторая страна мира по дефициту воды. В прошлом королевство не раз обращалось к Израилю с просьбами увеличить установленную двусторонним договором «водную» квоту. Логично предположить, что «помочь палестинцам» – по крайней мере, тем из них, кто живет в Иордании – можно было бы, обеспечив их водой. Но демонстрация агрессии важнее насущных нужд. «Израиль толкает регион в ад! Мы не будем сидеть за одним переговорным столом», – добавил глава МИДа.
В феврале 2024 года стало известно, что информацию об октябрьской атаке ХАМАСа включили в иорданские школьные учебники. Беспрецедентный террористический акт здесь преподносят в позитивном ключе, чуть ли не называя боевиков героями. В иорданских книжках, конечно, нет ничего о гибели более тысячи израильтян – или о пытках, издевательствах и насилии со стороны боевиков. Еще всех в Израиле смутила формулировка «израильский враг» – ведь формально Израиль и Иордания не враги, 30 лет между странами действует мирное соглашение. Тем не менее жители королевства «в большинстве своем» одобрили такое обновление учебников – об этом, по крайней мере, говорят соцопросы, цитируемые на иорданском телевидении.
Подтвержденной статистики, какой процент населения Иордании одобряет антиеврейский курс своего государства, не существует. Зато есть наглядный исторический пример, что обычно делает в королевстве толпа радикальных антисемитов. Речь о событиях конца 60-х – начала 70-х годов, когда в Иорданию после войн с Израилем хлынули палестинские беженцы, среди которых было немало боевиков-террористов. Те сначала превратили королевство в плацдарм для атак на Израиль, но очень быстро призвали к свержению самой хашимитской монархии и предприняли попытку покушения на короля. Противостояние переросло в полноценную гражданскую войну – в итоге иорданская армия выбила боевиков в Ливан, где история повторилась и тоже закончилась междоусобицей.
Сегодняшний премьер Иордании Бишер аль-Хасауна хорошо помнит об этом. В январе он хотя и выразил поддержку палестинцам, но добавил, что мир с Израилем – это «стратегический выбор», а массовое перемещение беженцев будет для страны «экзистенциальной угрозой». Об этом же заявил и король Абдалла II: «Это красная линия. Никаких больше палестинских беженцев в Иордании. Эту проблему надо решать внутри сектора Газа и палестинских территорий на Западном берегу. Не нужно перекладывать ее на плечи других государств».
«Отношения между Израилем и Иорданией всегда отличались особым характером. Иордания последовательно поддерживала и проводила антисионистскую политику, но решения принимала, исходя из практических соображений, – пишет Светлана Гасратян, научный сотрудник Института востоковедения РАН. – В числе этих прагматичных соображений – географическая близость двух стран, западная ориентация королевской династии и скромные территориальные устремления Иордании».
Тем не менее сегодня антисемитский дискурс рискует оставить Иорданию без воды, создать новый очаг войны и в перспективе – привести к государственному перевороту. Политическая ситуация в королевстве нестабильна: в апреле 2021 года король Абдалла II пережил попытку мятежа, в которой оказался замешан его единокровный брат Хамза. Кроме того, под угрозой оказываются отношения с ключевым партнером – США.
Михаил Блоков