02/21/2024 18:15:19
Предложению парламентской фракции НДИ об отставке депутата Офера Касифа не хватило всего 4 голосов в кнессете. Авигдор Либерман рассказал в интервью «Вестям», что произошло за кулисами голосования
Вести |
Ровно 10 лет назад, в 2014 году, Авигдор Либерман подал в Центризбирком требование запретить одному депутату баллотироваться в кнессет. Он заявил, что поездки арабского депутата в Катар и беседы с лидерами Хизбаллы в разгар военных действий в Газе вызывают серьезные подозрения. Тогда Либерману возразили, что в Израиле есть свобода слова. Вскоре этот депутат был обвинен в шпионаже и бежал из Израиля. Его звали Азми Бешара. Эту историю глава НДИ Авигдор Либерман напомнил «Вестям» в среду, 21 февраля, в интервью по делу другого депутата — Офера Касифа. Требование фракции НДИ лишить Касифа депутатского мандата не получило нужного большинства в кнессете. И проголосовавшие «против» опять говорят о свободе слова. Но как сам Либерман объясняет ситуацию?
Напомним, что два дня назад, 19 февраля, в кнессете состоялось голосование по требованию НДИ лишить Касифа депутатского мандата за поддержку иска ЮАР в суде Гааги. Для отставки требовалось 90 голосов депутатов. «За» проголосовали 86.
— Ваше предложение поддержало внушительное большинство в кнессете, однако голосов все же не хватило. Среди возражений звучало такое: попытка отстранить депутата за его мнение — это удар по свободе слова.
— Свобода слова тут совершенно ни при чем. Наше требование насчет Касифа возникло не на пустом месте. Оно имеет многолетнюю историю. Я могу привести десятки примеров, когда этот депутат дискредитировал Израиль и его армию. Например, он говорил, что палестинцы, которые стреляют в солдат ЦАХАЛа, — это не террористы, а сродни «партизанам, воевавшим против нацистов».
Но последней каплей стала его официальная поддержка иска ЮАР против Израиля в Международном суде в Гааге. Иск обвиняет Израиль в геноциде — и ставит под угрозу любого солдата, офицера, резервиста при выезде за границу. Если обвинение будет признано, любого, кто служил в израильской армии, смогут арестовать, бросить в тюрьму и обвинить в соучастии в массовых убийствах.
Так что тут речь не просто о «высказываниях», а об участии в реальной акции против
национальной безопасности Израиля.
Но, повторяю, это лишь логическое завершение стандартного поведения Касифа. В январе 2024 года юрсоветник правительства решила подать против него обвинительное заключение за нападение на сотрудника пограничной полиции. Касиф ударил бойца МАГАВа по голове.
А еще до этого, в марте 2023 года, комиссия по этике, в которую входят депутаты от ШАС, Еш атид, Государственного лагеря, решила лишить Касифа всех парламентских привилегий, включая зарплату.
59-летний Офер Касиф — доктор политической философии, член коммунистической партии Израиля и движения ХАДАШ. Оно определяет себя как еврейско-арабская партия. Сам Касиф — еврей, однако большинство избирателей его фракции — арабские граждане. ХАДАШ не раз шел в кнессет в блоке с арабскими партиями — БАЛАД, ТААЛ.
— Понимаете, история Касифа имеет более глубокие корни, чем любое из его отдельных высказываний, даже самое скандальное, — говорит Либерман. — Если вспомнить фракцию Объединенный арабский список, с которой он солидаризируется, то в свое время НДИ подала требование в Центризбирком не допустить в кнессет депутата Азми Бешару. Мы указали, что человек, посещающий в разгар военной операции враждебные страны, не может избираться в парламент. ЦИК тогда удовлетворил наше требование, но оно было отменено БАГАЦем. И что же выяснилось? Вскоре Бешара был обвинен в шпионаже, бежал из Израиля и до сих пор укрывается за границей.
Затем другой депутат из той же фракции, Басаль Гатас, был уличен в незаконной доставке мобильных телефонов террористам, заключенным в израильских тюрьмах. Гатас тоже был обвинен, взят под стражу и отправлен за решетку.
То есть и личная история Офера Касифа, и предыстория его фракции не оставила нам иного выбора, как обратиться к другим депутатам с призывом лишить этого человека депутатских полномочий.
И возражения Касифа о свободе слова тут нерелевантны. Речь идет не о «затыкании ртов», а о борьбе с произволом, с откровенной клеветой на государство Израиль, на ЦАХАЛ. И с той безнаказанностью, с которой это делается с парламентской трибуны. Мы хотели пресечь именно эту безнаказанность.
— Но, господин Либерман, давайте посмотрим правде в глаза. Вы провели парламентскую акцию, которая не увенчалась успехом. Иными словами — это провал?
— Это провал для тех, кто не проголосовал за отставку Касифа. Меня крайне удивляет, что это сделали два бывших начальника генштаба армии — Бени Ганц и Гади Айзенкот. Их решение не поддается никакой логике. Аналогично поступил лидер оппозиции Яир Лапид, который на каждом шагу твердит о необходимости служить в армии. А тут, когда появилась возможность защитить армию и солдат, — он решил торпедировать наше требование.
— Обращался ли к ним глава фракции НДИ Одед Форер, который, собственно, был инициатором отставки? Интересовался причинами несогласия?
— Конечно. Говорили лично с каждым.
— И какие причины вам назвали?
— Знаете, я вам скажу одно: популизму некоторых политиков нет границ. Вероятно, они руководствовались какими-то расчетами на будущее. Честно говоря, мне даже не хочется входить в анализ этих объяснений. Я думаю, что любой адекватный человек понимает: тот факт, что после событий 7 октября Касиф присоединился к обвинениям Израиля в геноциде, в планомерном уничтожении целого народа, невинных граждан, — делает его персоной нон грата в кнессете.
По словам Либермана, в парламентах западных стран известны случаи, когда депутатов лишали мандата из-за враждебных действий по отношению к стране. Так было, например, в Испании с баскскими и каталонскими сепаратистами.
Что касается утверждений партии Еш атид, что Касиф «и без предложения НДИ лишится депутатской неприкосновенности» позже, в результате обвинения в нападении на полицейского, то Либерман называет это «совершенно другим вопросом», не оправдывающим торпедирования отставки Касифа.