03/08/2024 18:07:32
Конечно, это лишь совпадение, но наше последнее интервью, взятое у Сергея Пускепалиса, начиналось с воспоминания о другом безвременно ушедшем актёре
Примерно в 11 часов утра 20 сентября на 201-м километре автодороги М-8 в Ростовском районе произошла автокатастрофа. Бронированный автомобиль Ford Transit актёра и режиссёра Сергея Пускепалиса выехал на встречную полосу и столкнулся с автомобилем Scania R400 с полуприцепом. От удара Ford отбросило в автомобиль DAF с полуприцепом. Пускепалис и его водитель погибли на месте, шофер второй фуры был госпитализирован.
Автомобиль Сергей перегонял в Донецк, где планировал передать его вместе с гуманитарной помощью бойцам, участвующем в СВО. Об этом сам Пускепалис рассказал накануне катастрофы.
Будущую жену встретил в детской комнате милиции
– Cергей, недавно в эфире прошёл сериал «Операция «Мухаббат», где вы сыграли с Дмитрием Марьяновым, это была предпоследняя его роль. Каким вы запомнили Дмитрия?
— Невероятно обаятельным и деликатным. И это было неожиданное для меня открытие. Я видел его только на экране, никогда не работали вместе. И когда оказались в Ленинских Горках, где снимали эпизоды сериала, я был приятно удивлен — Дмитрий оказался тактичным тонким человеком. Я думал, известнейший актер, рано прославился и уже звезда. Но нет. Ничего подобного. Да и задача у него была посложнее наших — если мы играли вымышленных персонажей, то Дима — реального политика (Михаила Горбачева. — Авт.). Сомневающегося человека, который не знает, как дальше действовать, этот образ надо было очеловечить.
– Тема Афганистана, о чём, собственно, «Мухаббат», коснулась и вас. Ведь как раз в те годы вы служили.
– Так точно. Более того, был распределён в Афганистан, в бумагах было указано «команда 25-А», Афганистан. А потом вдруг неожиданно поменяли на «команду 50», то есть Военно-морской флот. И я ушёл служить – с 85-го по 88-й год провёл на флоте. Думаю, с переводом помог Иван Ефимович Драгомирецкий, который занимался с нами начальной военной подготовкой в Саратовском театральном училище.
– Жалеете?
– Я бы так не сказал. Не знаю… Многие мои друзья воевали в Афганистане, кто-то не вернулся. Знаю точно, что многие молодые люди буквально рвались туда. Писали рапорты, чтобы их направили на службу в Афганистан для выполнения интернационального долга. «Надо помочь братскому народу!» – говорили мы себе. Наверно, это в нашем менталитете – проявить благородство, спасти. Я тоже, когда начал службу, писал такие рапорты. А потом пришёл командир роты, порвал очередной рапорт, дал подзатыльник и сказал, чтобы я этого больше не делал. Но я туда стремился, да.
– Армейские будни для вас были суровыми?
– Я ощущал воздух свободы, потому что в 1987 году мне разрешили выписывать «Литературную газету» на корабль! Выписывал «Московский комсомолец», печатавшийся в Риге, и толстые журналы. Не знаю, хорошо это или плохо. Но разброд и шатания, которые начались вот с таких небольших допущений, чувствовались хорошо.
– Развал СССР помните?
– Поначалу охватила эйфория, как и всех. Железный занавес рухнул! Мы ведь даже не знали, что там, за ним, кто и как там живёт. Другие страны казались иллюзией. И вот настала свобода. Только мы не понимали последствия этой самой свободы… Мой папа – литовец, и раньше мы с братом, который живёт в Литве до сих пор, спорили, не зная броду, кто главнее. Их дом или наш дом. На таком уровне. Теперь брату 53 года. У него трезвый взгляд на вещи и взвешенная позиция. Конечно, он всё осознаёт и видит, что работы в стране нет, многие уезжают. Но как мужчина он не показывает виду, что что-то там плохо, и не жалуется. Он держит ситуацию с достоинством.
– Сергей, в сериале «Частица Вселенной» ваш герой оказывается не просто на орбите, но и внутри любовного треугольника, что раздирает его душу на части. Вы сами с супругой Еленой почти 30 лет вместе. В подобной ситуации приходилось оказываться?
– Конечно, нет. В «Частице» – большой удаче, как я считаю, – это просто предлагаемые обстоятельства. Актёрская техника работы. Я представил, что мой герой Яшин испытывает сильнейшие чувства к одной героине, при этом любит жену, а вообще-то это всё для него остаётся земной суетой – любови, нелюбви… Главное – выполнить поставленную задачу на орбите. До поры до времени он не сильно придаёт этому значение. А потом это стало мешать работе, он ощутил двойственность положения, и начались проблемы. Если б работе не помешало, и в ус не дул бы.
– Даже так?! Возникает ощущение, что чувства мерцают в его глазах пострашнее майской грозы.
– Ну не знаю… Мне кажется, именно так.
– Вы сами ощущали себя Яшиным до того, как пресловутая актёрская слава настигла вас в 2010 году после выхода фильма «Как я провёл этим летом»? Понимали, что отступать из профессии некуда? Вам ведь на тот момент было 44 года.
– Честно скажу, не усложняю ничего, что связано с известностью. Мне хватает мнений людей, которыми я дорожу. Остальное – особенности профессии. Сюжеты и темы, обсуждение и популярность, народная любовь – это для зрителей. Лично я ко всем моим персонажам имею очень небольшое отношение. Это мои герои, которые вносят в общество определённые идеи и смыслы. Но это не я, Сергей Пускепалис. Это часть фантазий, не больше. Мне жалко актёров, которые отождествляют себя с персонажами – любимыми и ненавидимыми публикой. Я в этом смысле всегда был совершенно спокоен.
– Ваш сын заявил о себе много раньше вас – главной ролью в драме «Коктебель», которую он сыграл в 10 лет. Вы бы взяли его на пробы, если бы снимали фильм сами?
– Конечно, конечно. У меня есть такая задумка. Совершенно чётко роль написана под него (сейчас Глебу Пускепалису 30 лет, он снимался с отцом в сериале «Операция «Мухаббат». – Ред.). И я хочу снимать кино как режиссёр. Просто всё упирается в деньги – не мне вам говорить, сами всё знаете. Работа над кино – это поиск средств. Так что ищем единомышленников для реализации планов. Глеб, уверен, сыграл бы в картине достойно.
– Дома проекты с вашим участием обсуждаются?
– Жена любит смотреть уже готовый фильм. А вот с Глебом обсуждаем что-то крайне редко. У него свои педагоги. Мы можем обменяться несколькими репликами, не подвергая работу глубокому анализу. Понимаем друг друга и без слов. Что хорошо, что плохо.
– Сейчас он для вас кто? Советчик, автономная фигура, ребёнок?
– Очень большой друг, с которым мы постоянно пересекаемся. И физически, и во взглядах на жизнь.
– С женой вы познакомились в драмкружке при детской комнате милиции. Много приводов у вас было?
– Нет. Я был хорошистом и дисциплинированным парнем. Просто тогда государство активно занималось детьми. Если человек был ярким, выходил за рамки обыденности, для него придумывали занятие. Кипучую энергию направляли в творчество. Таким островком свободы и был театральный кружок, в который я пошёл. Некая республика ШКИД под чутким руководством – у нас действовали правила рыцарства, что ли, взаимовыручка, товарищество и так далее. Были и девчонки, но больше всего было парней. Это не отъявленные негодяи, это маленькие пассионарии.
– Помните, когда вы впервые приехали в Москву, чтобы поступать на режиссёрский факультет ГИТИСа в мастерскую Петра Фоменко? За какую работу приходилось браться?
– Я был дворником. Это штамп, но да, я подметал, наводил чистоту на улицах Москвы. Этот опыт я переосмыслил в проекте «А у нас во дворе» (Пускепалис сыграл полицейского на пенсии, влюбившегося в красивую уборщицу из Азии. – Ред.). Ещё я был постановщиком шоу в модельном агентстве. Работал с красивыми девушками. До сих пор благодарю те времена! Эти ребята из модельного агентства тогда позволили мне заниматься профессией. Я выстраивал скетчи, мизансцены, придумывал сюжеты, ставил их с помощью аниматоров. И зарабатывал приличный гонорар, которого хватало, чтобы жить и учиться в Москве.
– Режиссёр Пётр Фоменко учил вас испытывать восторг от жизни. Когда такое было в последний раз?
– Зимняя Олимпиада в Сочи, 2014 год. Честно скажу: балдел! И архитектура, и церемонии, и уровень организации, и подход, и внимание. Чудо. А вообще, таких событий не так много случается. В тот раз это был праздник жизни. На одном дыхании посмотрел соревнования.
– В соцсетях ваш профиль найти мне не удалось. Это маскировка? Сергей Пускепалис на самом деле по ночам сидит в Интернете под псевдонимом?
– Ничего подобного. Это осознанная позиция. Я привык видеть или слышать человека, понимать, кто это. А так – делиться сокровенным неизвестно с кем? Зачем это? Космос отапливать? Я человека не знаю, он меня тоже. При этом пишет, что в голову взбредёт. Информационная поляна – огромное человеческое заблуждение. Перевёртыш. Люди не стремятся общаться друг с другом, подружиться, наоборот, человеческую энергию уводят в свисток. Эти фейсбуки высасывают всё человеческое. От лукавого.
– Может, вы просто чаще ждёте одобрения от близких, чем готовы воспринимать критику со стороны?
– Нет, я никогда не прошу меня хвалить. И всегда готов выслушать. Всегда стараюсь сделать так, чтобы не огорчить близких. Причём это происходит ненамеренно, а на интуитивном уровне.
– Вы чрезвычайно востребованы в кино и на ТВ, практически не вылезаете со съёмочной площадки. Но если всё же оглянуться, можно сказать, что путь Сергея Пускепалиса дался ему трудно?
– Непросто – я бы так сказал. Иногда приходилось продираться и прилагать усилия. Как и всем.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Сергей ПУСКЕПАЛИС родился в Курске. Раннее детство провёл на Чукотке, где работали родители. Окончил Саратовское театральное училище и ГИТИС. Работал главным режиссёром в театрах Магнитогорска и Ярославля. Ставил спектакли во многих театрах страны, включая «Современник» и Театр-студию Олега Табакова. В большое кино попал по «протекции» сына: во время съёмок фильма «Коктебель», где Глеб сыграл главную роль, отец навестил его и познакомился с режиссёрами Борисом Хлебниковым и Алексеем Попогребским.
В 2015 году Сергей дебютировал как кинорежиссёр, сняв картину «Клинч». Жена – Елена Пускепалене, гидрогеолог.
ПЯТЁРКА ЛУЧШИХ ФИЛЬМОВ
-
«Как я провёл этим летом»,
-
«Метро»,
-
«Ледокол»,
-
«Крик совы»,
-
«Частица Вселенной».
Егор АРЕФЬЕВ, Москва
Фото: www.woman.ru, fs3.fotoload.ru
© «Союзное государство», № 6, 2018