03/12/2024 10:44:00
Президент США, обвиняя Израиль, забывает увязывать причину и следствие
Гиора Айленд
|
Президент США Джо Байден критикует Израиль за войну в Газе по двум направлениям: за гибель гражданского населения («нельзя убить еще 30.000 жителей Газы, преследуя ХАМАС») и за недостаточную активность в доставке гуманитарной помощи в сектор.
Оба этих направления проблематичны. Во-первых, вызывает удивление само предположение, что все убитые с начала войны Газе относятся к гражданскому населению. Согласно оценке ЦАХАЛа, по меньшей мере 12.000 из них — боевики ХАМАСа.
Во-вторых, заявления Байдена создают впечатление, будто Израиль убил 30 тысяч человек, преследуя небольшую группку боевиков ХАМАСа, всего несколько десятков бандитов. В-третьих, заявления Байдена полностью игнорируют причины, которые привели к такому результату.
Давайте предположим, что два демократических государства ведут войну с террором в двух разных регионах мира. Допустим, что в каждом из двух случаев погибают 1000 человек. Идет ли речь об одинаковых моральных нормах ведения войны двумя армиями? Не факт.
Допустим, что в первом случае враг вооружен исключительно камнями, палками и ножами, а военные действия ведутся на открытой местности, где полностью отсутствует гражданское население. В этом случае трудно найти оправдание гибели тысячи гражданских лиц.
В другом случае враг вооружен современным оружием, включая противотанковые ракеты, ударные дроны, снайперские винтовки. Кроме того, боевые действия ведутся в густонаселенных районах, а враг сознательно использует гражданское население в качестве живого щита. В этом случае можно предположить, что тысяча убитых — результат, который невозможно предотвратить в данных обстоятельствах.
Девять лет назад одна международная организация попросила меня разработать методологию, позволяющую сравнивать военные действия, происходящие в различных местах, в каждом из которых страдает гражданское население. Это требовалось для того, чтобы сравнить на объективной основе моральные принципы ведения войны различных армий и степень оправданности жертв среди гражданского населения.
Сравнивать подобное непросто, но в конце концов удалось разработать систему. Была создана рабочая группа, в которую входили, помимо прочих, два специалиста по международному праву. Мы поняли, что в данном случае необходимо принимать во внимание 4 группы параметров. Первая содержит конкретную статистику, регистрируя не только число убитых и раненых граждан, но и соотношение между числом убитых комбатантов (боевиков, террористов, солдат) и гражданских.
Три прочие группы описывают реалии, в которых развиваются события. Одна из них фиксирует обстоятельства: плотность населения во время войны, интенсивность боев, вплоть до описания необходимости тех или иных предпринятых шагов. Ведь есть разница между войной, которую американцы ведут в Ираке, где не подвергаются опасности американские города, и войной в Газе, откуда регулярно производятся ракетные залпы по Израилю.
Следующая группа концентрируется на противнике. Здесь обращается внимание на два момента. Первый — мощь, то есть насколько велика и оснащена вражеская армия. Чем она сильней, тем более оправдано применение большой военной мощи, но в результате гибнет больше гражданского населения. Второй момент — поведение врага: чем больше он действует на гражданских объектах и прикрывается гражданским населением в качестве живого щита, тем больше будет число жертв среди непричастных.
Последняя группа концентрируется на армии демократической страны. Чем эта армия профессиональнее, тем больше использует точное оружие и тем более жесткие в ней правила открытия огня . Есть и дополнительные параметры, среди которых готовность армии к тщательному расследованию случаев, в которых погибает большое число гражданских лиц.
В итоге, принимая во внимание 132 различных аспекта, можно дать оценку или общую характеристику действиям армии с точки зрения морали. Заявления о том, что число убитых среди гражданского населения Газы слишком велико, или критика действий ЦАХАЛа носят исключительно политический и поверхностный характер, а не являются результатом анализа упомянутых 132 параметров. Принципы анализа, которые кратко были описаны выше, не применяются в диалоге с американцами. Но именно основываясь на них, Израиль сможет апеллировать к обвинениям в Международном уголовном суде в Гааге.
Автор — генерал-майор запаса, в прошлом начальник Оперативного управления генштаба ЦАХАЛа и Совета национальной безопасности
Полный текст на иврите — здесь