Израиль толкает Иорданию в объятия ХАМАСа

Реклама

05/05/2024  11:54:49

28 апреля ХАМАС применил «тяжелую артиллерию», взрыв бомбы отозвался эхом в Иордании. Высокопоставленный представитель ХАМАСа Муса Абу-Марзук после несколько противоречивых заявлений за последние недели сказал в интервью иранскому телеканалу «Аль-Алам», что «если руководству ХАМАСа придется покинуть Катар, оно обратится к Иордании».

«Большинство лидеров ХАМАСа — граждане Иордании, у которых есть иорданские паспорта, — добавил он. — Иорданский народ щедр, гостеприимен и поддерживает палестинское сопротивление. У нас хорошие отношения с правительством, и мы без проблем остаемся там». Это была бомба.

Вот уже несколько недель правительство Иордании ведет сложную борьбу с ежедневными демонстрациями, обычно проходящими возле израильского посольства. Десятки демонстрантов были задержаны, хотя большинство из них отпустили.

Король Абдалла пытается лавировать между необходимостью предотвратить столкновения на улицах, которые могут распространиться по всей стране, и желанием дать публике выпустить пар, выразить гнев по поводу происходящего в секторе Газа и продемонстрировать солидарность с палестинцами, составляющими большинство населения Иордании. Это тонкий и сложный танец.

С одной стороны, Абдалла получил разрешение Израиля на доставку гуманитарной помощи в Газу по воздуху. С другой стороны, отозвал своего посла в Израиле, а его министр иностранных дел, Айман Сафади, — один из самых резких арабских критиков Израиля, обвиняющий его в геноциде и военных преступлениях.



С третьей стороны, Иордания сыграла активную и весьма эффективную роль в перехвате беспилотников, запущенных Ираном по Израилю. В то же время, однако, предупредила, что поступит так же с израильскими самолетами, если они нарушат ее воздушное пространство, чтобы атаковать Иран.

Таким образом, когда Абу-Марзук говорит об Иордании как о следующем адресе для лидеров ХАМАСа, он знает: шансы на то, что это произойдет, близки к нулю. Но его провокационные высказывания уже сыграли свою роль, поставив королевский двор в неловкое положение.

Иордания в одночасье разорвала отношения с ХАМАСом в 1999 году, и не намерена позволять этой организации строить новый оперативный центр в Хашимитском королевстве. Иорданских аналитиков возмутило не только содержание заявления Абу-Марзука, но еще больше его стиль. «Как будто он здесь хозяин, который может диктовать королевству, принимать ли лидеров ХАМАСа», — сказал один из них.

Но если отбросить вопросы стиля, Абу-Марзук — отрицавший, что ХАМАС просили покинуть Катар — ясно показал, что у ХАМАСа есть проблемы, и не только с местожительством его руководства. Вопрос и в том, каковы будут его статус и роль после войны.

21 ноября 1999 года тогдашний премьер-министр Абдулла Абдель Рауф Аль-Равабдех приказал лидерам ХАМАСа Халеду Машалю, Ибрагиму Роше, Иззату аль-Ришку и Сами Хатеру покинуть страну и переехать в Катар. «Мы не депортировали их и не лишили их гражданства», — сказал он на пресс-конференции на следующий день. Но когда его спросили, могут ли они вернуться в Иорданию, он ответил: «Это будет обсуждаться».

Никакого обсуждения так и не состоялось. Руководство иорданского отделения «Братьев-мусульман» несколько раз пыталось посредничать между королем и ХАМАСом, чтобы они смогли вернуться в страну, но только 10 лет спустя король наконец-то разрешил Машалю краткий визит на похороны отца.

В 2021 году Абдулла разрешил Хании и Аль-Ришку приехать в Иорданию на похороны Ибрагима Роши, умершего в возрасте 85 лет и похороненного в королевстве. Поэтому интересно, на что опирается Абу-Марзук, говоря о «хороших отношениях ХАМАСа с правительством».

Абдалла выстроил прочную стену вокруг ХАМАСа. В 2006 году боевиков организации обвинили в попытке контрабанды оружия из Иордании на Западный берег, а в 2015 году 12 иорданцев арестовали и судили, обвинив в членстве в ХАМАСе. Но это не освобождает короля от косвенного давления организации на королевство и угроз в его адрес.

В прошлом месяце в Иордании поднялся шум, когда Абу Али Аль-Аскари, военный командир иракского ополчения «Катаиб Хизбалла», объявил, что его организация готова вооружить и обучить 12 тысяч иорданцев, чтобы они могли присоединиться к оси сопротивления и действовать против Израиля с территории Иордании. А в марте в видеозаписи обращения, показанного на женской конференции в Иордании, Машаль призвал иорданцев проводить постоянные массовые демонстрации и призывать «иорданскую нацию участвовать в войне и с почетом смешать свою кровь с кровью палестинцев».

Иордания осудила эти комментарии, а государственные СМИ назвали их «прямым подстрекательством против королевства». Но есть и более серьезная проблема для Иордании, и не только для нее. Дипломатический план для послевоенной Газы отсутствует, палестинский президент Махмуд Аббас слаб, и есть вероятность, что образовавшийся политический вакуум сыграет на руку ХАМАСу. Это сделает ХАМАС партнером по принятию решений при определении структуры палестинского руководства, с которым придется сотрудничать главам арабских государств, в первую очередь — Иордании.

Бывший высокопоставленный чиновник иорданского правительства, несмотря на войну, продолжающий поддерживать контакты с высокопоставленными израильскими чиновниками, недавно показал им карту политических рисков, с которыми столкнется Иордания, если Израиль не позволит Палестинской автономии начать управлять гражданской жизнью в Газе.

Израильские источники, беседовавшие с этим чиновником, транслирующим ход мыслей при королевском дворе, сообщили, что Иордания направила несколько сообщений израильскому руководству (неясно, непосредственно ли премьер-министру Биньямину Нетаниягу), предостерегая от ситуации, в которой ПА не только не сможет стать значимым игроком в управлении Газой, но и просто распадется.

«Махмуду Аббасу 88 лет, — напомнил один иорданский чиновник. — Он в основном занят формированием своего исторического наследия. Большую часть времени и сил он посвящает международной арене и продвижению идеи независимого палестинского государства. Это жизненно важная и достойная миссия, но она не может заменить необходимости решать неотложные национальные проблемы — формирования палестинского руководящего органа, позволяющего США представить Израилю реалистичную альтернативу».

Аббас действительно назначил Мохаммада Мустафу премьер-министром, чтобы тот мог сформировать нечто, напоминающее технократическое правительство. Но с тех пор, отметил иорданский чиновник, прошло уже два месяца, и не похоже, что это правительство готовится взять на себя ответственность за управление Газой.

На этой неделе Аббас посетил Саудовскую Аравию, чтобы принять участие во Всемирном экономическом форуме в Эр-Рияде, встретился с наследным принцем Саудовской Аравии Мухаммедом бин Салманом, но ничего особо нового эта встреча не принесла.

Сообщения о том, что Америка и Саудовская Аравия могут продвинуться вперед в заключении двустороннего оборонного пакта, даже если последняя не нормализует отношения с Израилем, могут указывать, что Эр-Рияд, как и Вашингтон, не видит шансов, что ПА и Израиль смогут достичь соглашения по послевоенной ситуации. И, уж тем более, не существует плана решения об окончательном статусе, на который Саудовская Аравия могла бы указать как на необратимый шаг к созданию палестинского государства.

«Поведение Аббаса хорошо служит Нетаниягу, — сказал иорданский чиновник. — Но в то же время, непреднамеренно, оно служит и ХАМАСу».

На этой неделе Аббас отказался встретиться с госсекретарем США Энтони Блинкеном в Рамалле во время визита последнего в Израиль (хотя они встретились в Эр-Рияде) в ответ на вето Вашингтона по резолюции Совета Безопасности ООН о признании палестинского государства. Но иорданский журналист, работающий в государственной газете, сообщил на этой неделе, что пока Аббас «притворяется сердитым» на Блинкена, высокопоставленные чиновники его партии ФАТХ продолжают встречаться с высокопоставленными чиновниками ХАМАСа, сначала в Москве, а затем на этой неделе в Китае.

«Такие встречи предназначены для подготовки к следующему дню после войны, когда соперники Аббаса захотят создать совместное палестинское руководство, в котором будет участвовать ХАМАС, — говорит журналист, уже много лет наблюдающий за палестинской политикой. — Аббас выступает против такого партнерства, несмотря на свои заявления о поддержке палестинского примирения. Но он не представил никакой практической альтернативы, способной обеспечить продолжение исключительного правления ФАТХа. Сейчас ситуация такова, — добавил он, — что все ждут ухода Аббаса и просто тратят время, когда еще возможно принять кардинальные решения для укрепления позиций ПА в Газе».

В этом кроется главный страх Иордании: если не достичь быстрого прогресса в передаче гражданского контроля над Газой ПА, лидеры ХАМАСа за пределами Газы, которые борются за свое географическое и политическое выживание, могут стать более гибкими в переговорах с ФАТХ и согласиться на создание «новой ООП», в которой они будут ключевым партнером. Такая организация будет пользоваться легитимностью как единственный представитель палестинского народа, и поэтому арабские страны будут вынуждены сотрудничать с ней.

«Тогда у Иордании не останется другого выбора, кроме как признать ХАМАС и столкнуться с политическими последствиями этого шага как внутри королевства, так и в отношениях с Израилем», — заключает журналист.

Цви Барэль, «ХаАрец», Н.Б. AP/Mohammad Hannon

detaly.co.il/izrail-tolkaet-iordaniyu-v-obyatiya-hamasa/

Посмотреть также...

«Конечно, упрямство — еврейская национальная черта».

05/14/2024  14:24:24 Авигдор Либерман У евреев много недостатков, но есть один — совершенно бесспорный. Во-первых, …

Добавить комментарий