08/04/2024 14:56:43
Убийство лидера ХАМАС в Тегеране унизило лидеров Ирана, разбило надежды на прекращение огня и привело к тому, что хорошо вооруженные страны Ближнего Востока неумолимо приближаются к тотальной войне, которую они все, по их собственным утверждениям, не хотят.
Если новоизбранный президент Ирана Масуд Пезешкиан надеялся на медовый месяц после своей инаугурации на прошлой неделе, он, должно быть, был горько разочарован. Менее чем через 12 часов после того, как Пезешкиан был приведен к присяге, взрыв, предположительно вызванный дистанционно управляемой бомбой, сотряс комплекс Корпуса стражей исламской революции (КСИР) в центре Тегерана. Цель: Исмаил Хания, политический лидер ХАМАС, почетный гость на инаугурации и один из самых разыскиваемых на Ближнем Востоке. Бомба под кроватью мгновенно убила Ханию . Медовый месяц окончен.
Пезешкиан неожиданно победил на президентских выборах в прошлом месяце . Вытеснив консервативного сторонника жесткой линии, которого поддерживал аятолла Али Хаменеи, верховный лидер Ирана, он пообещал восстановить потрепанные связи с США и Европой. Многие надеялись, что его победа ознаменует более открытую, более прогрессивную эпоху и разрядит социальную напряженность, особенно из-за принудительного ношения хиджаба, которое вызвало огромные беспорядки при его предшественнике Эбрагиме Раиси.
Убийство Хании, приписываемое Израилю и не отрицаемое в Иерусалиме, разрушило все эти надежды. Пезешкиан оказался в эпицентре международной бури, которая, как предупреждают аналитики, может привести к полномасштабной войне, которая охватит Ближний Восток.
Разгневанный дерзким нападением, которое унизило его, его страну и ее элитные вооруженные силы, Хаменеи — высшая инстанция Ирана — как говорят, приказал подготовиться к прямому военному возмездию против Израиля. Отомстить за смерть Хании было «нашим долгом», сказал Хаменеи. У Пезешкиана не было выбора, кроме как покорно подчиниться. Теперь мир ждет, что сделает Иран . Вот вам и новый старт.
Ближний Восток часто балансировал на грани катастрофы в напряженные месяцы после атак ХАМАС 7 октября, начатых на Израиль из Газы, в результате которых погибло около 1200 человек. В апреле, после того как Израиль убил высших командиров КСИР в консульстве Ирана в Дамаске, Иран выпустил сотни ракет и беспилотников в своей первой лобовой атаке на Израиль после революции 1979 года. Специальная международная коалиция, состоящая из ВВС США, Великобритании, Франции, Саудовской Аравии и Иордании, помогла Израилю перехватить и уничтожить большую часть снарядов, но это было дело на грани.
Следующий шаг Ирана может стать решающим в определении того, погрузится ли Ближний Восток в хаос
Сообщения в американских СМИ предполагают, что Пентагон теперь спешит организовать подобную многонациональную операцию, но некоторые страны могут не согласиться снова участвовать. Это явное нежелание отражает глубокий гнев на правительство Израиля и его премьер-министра Биньямина Нетаньяху, чье непризнанное убийство Хании, в сочетании с убийством на прошлой неделе одного из командиров Хезболлы в Бейруте, широко рассматривается как безрассудно провокационный и эскалационный. Убийства снова разбили надежды на прекращение огня в Газе – что, похоже, соответствует гнусным целям Нетаньяху .
Следующий шаг Ирана может стать решающим в определении того, погрузится ли Ближний Восток в хаос. Его центральное положение не должно вызывать удивления. Его постепенное превращение в доминирующую державу региона ускорилось после 7 октября. Иранская антиизраильская, антиамериканская «ось сопротивления», охватывающая воинствующие исламистские группировки в Ливане, Сирии, Ираке и Йемене и все более открыто поддерживаемая Китаем и Россией, теперь является большой силой, бросающей вызов устоявшемуся порядку, возглавляемому Западом.
Два других взаимосвязанных события толкают Ближний Восток к пропасти. Одно из них — беспрецедентные, самоубийственные выходки агрессивно-правой правящей коалиции Израиля, в которую входят фанатичные ультрарелигиозные евреи и националистические экстремисты. Задолго до начала войны израильское общество находилось в смятении, расколотое своевольными попытками Нетаньяху ограничить независимость судебной системы и другими корыстными, антидемократическими действиями.
Максималистская политика, проводимая крайне правыми министрами для продвижения расширения поселений на Западном берегу, фактической территориальной аннексии и бесконтрольного насилия против арабских поселенцев на оккупированных территориях, продолжалась параллельно с беспощадным конфликтом в секторе Газа. Убийство более 39 000 палестинцев, в основном мирных жителей, оттолкнуло традиционных сторонников на Западе и возмутило мусульманский мир. В международных судах Израиль обвиняется в геноциде , а его лидеры — в военных преступлениях. Однако это прискорбное падение в мировое изгое, похоже, только подталкивает Нетаньяху и его союзников к еще большим проявлениям неповиновения .
Это неповиновение было продемонстрировано в Вашингтоне в прошлом месяце, где Нетаньяху выступил с непреклонно воинственным обращением к Конгрессу. Он также счел необходимым встретиться с претендентом на пост президента Дональдом Трампом, единомышленником правого крыла республиканской партии. Его непокорное поведение подчеркнуло третье событие, которое теперь подрывает стабильность на Ближнем Востоке: упадок мощи и влияния США в регионе, где они когда-то доминировали.
Джо Байден вошел в Белый дом в 2021 году, надеясь возродить сделку с Ираном по его ядерной программе, но в остальном настроенный заморозить палестинский вопрос и обойти очаги напряженности на Ближнем Востоке. Китай и Россия были его главными зарубежными приоритетами. Однако произошло ровно наоборот. Хаменеи и Раиси заблокировали содержательный ядерный диалог. Затем зверства ХАМАС вынудили Байдена лично заняться израильско-палестинскими отношениями. По сути, он предоставил Нетаньяху свободу действий в Газе — ужасная ошибка, до сих пор не исправленная. В результате региональное положение США, уже подорванное иракским, афганским, сирийским, сомалийским и ливийским фиаско, еще больше упало.
Теперь, травмированный и разъяренный событиями в секторе Газа, парализованный и зажатый в ловушке ирано-израильской конфронтации и лишенный эффективного американского руководства, Ближний Восток и его многочисленные хорошо вооруженные главные герои неумолимо приближаются к полномасштабной войне, которую они все, по их собственным словам, не хотят.
Хезболла в Ливане
Израильская артиллерийская часть ведет огонь через границу в сторону Ливана 11 января. Фотография: Амир Леви/Getty Images
Хезболла в Ливане, воинствующая шиитская политическая и военная организация, спонсируемая Ираном, по общему мнению, является самым могущественным негосударственным субъектом в мире. Израиль оценивает, что у него около 45 000 обученных бойцов и до 150 000 ракет, а также многочисленные беспилотные летательные аппараты. Эксперты говорят, что Хезболла может выпускать от 2500 до 4000 ракет в день по всему Израилю в течение трех недель — и потенциально подавить израильскую систему ПВО Iron Dome.
Иран до сих пор не желал отправлять Хезболлу в полномасштабное наступление, считая его в первую очередь передовой обороной против Израиля. Хотя с 7 октября регулярно происходили перестрелки через границу, Хасан Насралла, глава Хезболлы, подчиняющийся Хаменеи, не оказал ХАМАС полной и активной поддержки. Этот расчет может измениться после подтвержденного убийства Израилем на прошлой неделе в Бейруте Фуада Шукра, главного военного командира Хезболлы.
Ирак
Члены Народных мобилизационных сил присутствуют на похоронах бойцов Хезболлы, погибших в результате авиаудара США в провинции Бабиль 31 июля. Фотография: Хади Мизбан/AP
Ирак занял бескомпромиссную позицию по конфликту в Газе с самого начала, осудив вторжение Израиля и отказавшись критиковать ХАМАС. Это отражает историческую поддержку страной палестинского дела, а не политическое влияние Ирана, которое, тем не менее, является значительным.
Ирак является домом для исламистских ополченцев, связанных с Ираном, которые неоднократно нападали на американские войска там и в Сирии. После по меньшей мере 165 атак ополченцев после 7 октября Байден приказал нанести авиаудары в феврале, чтобы отомстить за трех американских солдат, убитых в Иордании.
Опасения, что общерегиональная война может вовлечь этих иракских боевиков, а также аналогичные группы в Сирии, усилились из-за трех атак на силы США за последние дни, что ознаменовало возобновление интенсификации боевых действий. В ответ США нанесли авиаудары к югу от Багдада в прошлый вторник.
Около 2500 американских солдат остаются в Ираке и около 900 в Сирии, назначенные на борьбу с терроризмом. Правительство в Багдаде хочет, чтобы они ушли. Сегодня они выглядят как легкие утки.
Хуситы в Йемене
Солдат-хусит наблюдает за тем, как пламя поднимается от горящей кучи изъятых наркотиков 20 июля. Фотография: Яхья Архаб/EPA
Хуситы в Йемене — это фундаменталистское шиитское ополчение, связанное с Ираном и вооружаемое им, которое яростно выступает против существования государства Израиль и чей девиз включает фразу «Проклятия евреям».
После вторжения Израиля в Газу хуситы начали обстреливать ракетами торговые суда в Красном море, имеющие связи с Израилем и его близкими союзниками, такими как США и Великобритания.
Это, в свою очередь, вызвало западный военный ответ, включая бомбардировку стартовых площадок хуситов. Угроза хуситов резко возросла в прошлом месяце, когда им удалось поразить жилой дом в Тель-Авиве с помощью вооруженного беспилотника, убив одного человека и ранив других. Израиль нанес карательные ответные авиаудары по порту Ходейда на Красном море.
Силы хуситов также столкнулись с союзником США Саудовской Аравией в ходе длительной гражданской войны в Йемене и недавно напали на сотрудников ООН. Они определенно были бы готовы к столкновению с Израилем.
США и Европа
Президент США Джо Байден пожимает руку премьер-министру Израиля Биньямину Нетаньяху в Овальном кабинете 25 июля. Фотография: Джим Уотсон/AFP/Getty Images
США и Европа могут быстро оказаться втянутыми в полномасштабную войну на Ближнем Востоке. США содержат крупные военно-воздушные и военно-морские базы в Персидском заливе, и теперь ожидается, что они проведут новые «оборонительные развертывания» в регионе. Сообщается, что американские официальные лица ожидают более масштабной атаки Ирана, чем в апреле, включая активацию прокси-сил в Ираке, Сирии и Ливане. Но рычаги влияния Америки уменьшаются. Нетаньяху не предупредил Вашингтон об операции Хания. Байден пожаловался, справедливо, но слабо, что это «не помогло» переговорам о прекращении огня в Газе.
Байден не отказался от своего плана большой сделки, связывающей прекращение огня в секторе Газа и израильские переговоры с Палестинской администрацией по решению о двух государствах с дополнительными гарантиями региональной безопасности США. Такая сделка была бы направлена на то, чтобы наконец обезвредить тикающую бомбу замедленного действия, которой является Палестина, и обезвредить Иран. Сейчас это выглядит как несбыточная мечта.
Катар и Египет
Эмир Катара шейх Тамим бин Хамад аль-Тани пожимает руку министру иностранных дел Египта Бадру Абдельатти в Дохе 31 июля. Фотография: Amiri Diwan/Reuters
Катар и Египет сыграли центральную роль в усилиях по посредничеству в прекращении резни в Газе. Оба выразили тревогу и предчувствие событий прошлой недели.
Ссылаясь на убийство Исмаила Хании, премьер-министр Катара шейх Мухаммед бин Абдулрахман аль-Тани написал в X: «Политические убийства и продолжающиеся нападения на мирных жителей в секторе Газа во время переговоров заставляют нас задаться вопросом: как может быть успешным посредничество, если одна сторона убивает переговорщика с другой стороны?» Предупредив, что «миру нужны серьезные партнеры», он, похоже, был близок к тому, чтобы сдаться.
Египет прямо обвинил израильское правительство в саботаже мира. «Совпадение этой региональной эскалации с отсутствием прогресса в переговорах о прекращении огня в Газе усложняет ситуацию и указывает на отсутствие у Израиля политической воли к ее успокоению», — говорится в заявлении МИД Каира. Как и соседняя Иордания, Египет испытывает особую обеспокоенность по поводу возможного распространения из Газы и последующей радикализации и внутренних беспорядков.
Турция
Протестующие осуждают убийство лидера ХАМАС Исмаила Хании рядом с консульством Израиля в Стамбуле 31 июля. Фотография: Эмрах Гюрель/AP
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган на прошлой неделе ошеломил Израиль явной угрозой вторжения в страну в поддержку палестинцев. «Точно так же, как мы вошли в Карабах [в Азербайджане], точно так же, как мы вошли в Ливию, мы сделаем [что-то] похожее в точности с ними [Израилем]», — сказал Эрдоган, имея в виду прошлые турецкие военные интервенции. Разъяренный министр иностранных дел Израиля Исраэль Кац сравнил Эрдогана с Саддамом Хусейном. Турция ответила, что «геноцидный Нетаньяху» был вторым Адольфом Гитлером, которого постигнет та же участь, что и нацистского фюрера.
Если не брать в расчет эти незрелые дипломатические обмены, война между Турцией, членом НАТО, и Израилем на данном этапе кажется маловероятной. Но скандал усилил ощущение регионального развала. Независимый Эрдоган — ярый сторонник ХАМАС и называет себя лидером мусульманского мира. В настоящее время он также налаживает отношения с президентом Сирии Башаром Асадом, поддерживающим Иран. До сих пор Сирия в основном держалась в стороне от кризиса в секторе Газа. Израиль должен надеяться, что так и останется.