02/03/2025 11:19:28
Среди длинного списка острых вопросов, которые обсудят два лидера, один приоритет очевиден: продемонстрировать, что между Израилем и США больше нет никакого просвета в политике на Ближнем Востоке.
Алекс Трейман — генеральный директор и руководитель иерусалимского бюро Jewish News Syndicate.
Опытный израильский журналист, ведущий радиошоу, режиссер документальных фильмов и консультант по стартапам, он является ведущим экспертом по израильской политике и отношениям между США и Израилем.
Всего через две недели после инаугурации Дональда Трампа в качестве 47-го президента Соединенных Штатов премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху прибудет в Вашингтон в качестве первого иностранного лидера, который посетит Белый дом с официальным государственным визитом.
Приглашение является демонстрацией уважения и дружбы к ключевому американскому союзнику и одному из самых долгосрочных и самых успешных лидеров мира. Что еще важнее, визит Нетаньяху сигнализирует о важности и прочности отношений между США и Израилем, которые были подорваны при администрации Байдена.
Скорость приглашения, возможно, стала для некоторых сюрпризом, но, как и многие другие пункты его политической повестки дня, Трамп не теряет времени, приводя дипломатию в действие. Президент неоднократно заявлял, что хочет, чтобы войны, бушующие по всему миру, подошли к концу.
Еще до вступления в должность Трамп заявил, что «будет адская расплата», если оставшиеся заложники, включая американских граждан, удерживаемые ХАМАС и другими террористическими группировками Газы, не будут освобождены до его инаугурации. Чтобы убедиться, что это произойдет, вступающий президент отправил назначенного специального посланника Стива Виткоффа в регион для переговоров об освобождении заложников и временном прекращении огня.
Первая фаза такого соглашения была согласована всего за несколько дней до инаугурации Трампа, и первые три заложника были освобождены в тот же день, когда Трамп был приведен к присяге. На данный момент ХАМАС уже освободил более дюжины заложников, и по крайней мере еще дюжина живых заложников будет освобождена в ближайшие недели. Израильтяне вовсю празднуют медленное возвращение заложников, которые страдали более 15 месяцев жестокого плена.
Безнравственная сделка
Однако эта сделка является и несбалансированной, и несправедливой. Израиль освобождает около 1900 палестинских заключенных в обмен на всего лишь 33 из 98 заложников, которых удерживал ХАМАС, когда вступило в силу перемирие. У многих руки в крови, и они отбывают пожизненное заключение.
Из 33, которые должны быть освобождены на первом этапе — единственном этапе, который пока обсуждается, — только 26 считаются живыми. Неясно, сколько всего заложников все еще живы. Однако для Израиля возвращение всех заложников, как живых, так и мертвых, является национальным приоритетом.
В то время как первый этап предусматривает шестинедельное прекращение огня, Армия обороны Израиля отошла с ключевых позиций по всему сектору Газа, включая коридор Нецарим, проложенный армией для разделения северной и южной части сектора Газа, что позволяет ХАМАС перегруппироваться и затрудняет возобновление боевых действий.
ХАМАС консолидировал свои силы, создал новую командную структуру после убийств Израилем его высшего руководства и набрал новых бойцов в свои ряды. Теперь его укрепляют дополнительные бойцы, освобожденные из израильских тюрем.
В знак протеста против этой однобокой сделки министр жесткой линии Итамар Бен-Гвир и его правая партия «Оцма Йехудит» вышли из правительства, сократив коалицию Нетаньяху до едва заметного большинства в 62 из 120 членов Кнессета. Министр финансов Бецалель Смотрич также пригрозил уйти в отставку, если боевые действия не возобновятся после первых шести недель перемирия. Любые дальнейшие отставки рискуют привести к краху правого правительства Нетаньяху и подтолкнуть страну к новым выборам на фоне незавершенной войны.
Временное или постоянное прекращение огня
Фаза 2 сделки призвана призвать к постоянному прекращению огня и возвращению всех живых заложников. Фаза 3 будет включать возвращение всех тел и начало восстановительных работ. Израиль, вероятно, будет вынужден освободить еще больше убийц в обмен на оставшихся заложников в обеих фазах.
Существует твердое убеждение, что Нетаньяху убедит Трампа в необходимости возобновления боевых действий в Газе. Сюрреалистические сцены передачи заложников до сих пор демонстрируют, что ХАМАС остается у власти в Газе, сохраняя мощную, хотя и значительно уменьшенную боевую силу.
В рамках соглашения о прекращении огня сотням тысяч жителей Газы было разрешено мигрировать из гуманитарных безопасных зон на юге Газы обратно на некогда густонаселенный север, но они обнаружили, что их дома и кварталы разрушены.
Многие жители так же быстро вернулись на юг, как только стал заметен уровень разрушений в секторе Газа.
Переселение жителей Газы
С самого начала войны жителям Газы некуда было идти. Хотя у Газы есть девятимильная граница с Египтом, южный сосед Израиля отказался принимать беженцев из Газы. Западные страны продемонстрировали, как мало их волнуют палестинцы, неоднократно предупреждая Израиль о «перемещении граждан Газы». В результате — и в резком контрасте с российско-украинской войной — жителям Газы было отказано в базовом гуманитарном праве на возможность покинуть зону военных действий.
На прошлой неделе президент Трамп заявил то, что должно было быть очевидным в первый день войны: Египет и Иордания должны принять палестинских беженцев. Хотя обе страны неоднократно отказывались это делать, Трамп удвоил ставку, отметив, что обе страны получают огромную иностранную помощь США, и настаивая на том, что они примут жителей Газы, если их к этому принудят.
Главный вопрос заключается в том, рассматривает ли Трамп переселение жителей Газы за границу как временную меру, позволяющую очистить сектор для восстановления, или же такое переселение предполагается как постоянное.
Независимо от этого, если жителям Газы будет предоставлена возможность уйти, освобождение оставшихся заложников станет еще более неотложным приоритетом. Как только ворота Газы будут открыты, будет трудно предотвратить нелегальный вывоз заложников за границу. Израилю нужно немедленно вернуть заложников домой.
Кто контролирует Газу «на следующий день»?
Если надежды Трампа на вывод жителей Газы из сектора осуществятся, это станет крупной победой Израиля и поможет Иерусалиму наконец достичь заявленных им военных целей — ликвидации ХАМАС как военной силы и передачи контроля над Газой другому субъекту.
Какое именно образование, еще предстоит выяснить. Администрация Байдена неоднократно призывала вернуть Газу Палестинской администрации. ПА потеряла контроль над сектором в пользу ХАМАС в 2007 году и едва удерживает контроль на Западном берегу, где ХАМАС становится все более популярным.
За последние несколько десятилетий ПА отказалась бороться с террористическими организациями на своей территории и продолжает выплачивать зарплаты палестинским террористам, сидящим в израильских тюрьмах. ПА ничего не сделала, чтобы заложить основу для мирного сосуществования с Израилем и последовательно разжигает террор в своих школах, на телевидении и в публичных выступлениях.
Израиль настаивал, что ПА не может и не должна быть ответом в Газе. Что касается Израиля, ПА и ХАМАС — это две стороны одной медали.
Поэтому, если ХАМАС не будет у власти, а ПА не сможет взять на себя управление, то вопрос о том, кто будет управлять Газой после войны, остается актуальным, и Трамп и Нетаньяху попытаются на него ответить.
Израиль выдвинул идею относительно умеренных арабских стран, включая Объединенные Арабские Эмираты и Саудовскую Аравию, которые сыграют свою роль в восстановлении Газы. Другие голоса в Израиле призывают к временному израильскому военному правительству.
Другие же призывали к хотя бы некоторому израильскому переселению из Газы. Израильтяне теперь широко признают эвакуацию 8500 израильтян из 21 процветающей еврейской общины в Газе в 2005 году как один из худших политических провалов в истории страны. После ухода Израиля Газа превратилась в осиное гнездо терроризма, кульминацией которого стало нападение ХАМАС 7 октября 2023 года, самая страшная бойня в современной истории Израиля.
Трамп надеется навсегда положить конец конфликту между Израилем и Газой. И как застройщик Трамп видит мили плодородной прибрежной недвижимости, которую можно построить так, чтобы она напоминала Тель-Авив — город с одной из самых высоких в мире цен на жилую недвижимость.
Путь к палестинскому государству?
На протяжении всей войны администрация Байдена удвоила свою позицию, что конфликт доказал необходимость создания палестинского государства. Для Израиля война доказала обратное. Израильтяне со всего политического спектра теперь признают, что вывод израильских войск и так называемые мирные процессы никогда не ведут к миру, и что только суверенитет Израиля может гарантировать безопасность и выживание страны на небольшом участке земли между рекой Иордан и Средиземным морем.
Однако многие предупреждают, что Трамп может не поддержать израильский суверенитет. Он, как известно, отверг попытку Нетаньяху объявить суверенитет в долине реки Иордан к концу своего первого срока. Возможно, теперь Трамп лучше понимает уроки горького опыта Израиля.
Во время своей президентской кампании Трамп отметил, что «Израиль — очень маленькая страна», и вслух размышлял о том, есть ли у страны способы «стать больше». Возможности такого роста, которые в настоящее время стоят перед еврейским государством, включают распространение израильского суверенитета на библейское сердце Иудеи и Самарии, на части или весь сектор Газа, на юг Ливана и на юг Сирии. В Сирии Армия обороны Израиля в настоящее время контролирует ранее демилитаризованную буферную зону, а местные общины сирийских друзов призвали к израильскому суверенитету над их территорией.
Однако в конце своего предыдущего правления Трамп также продвигал идею, которую он назвал «Сделкой века», которая привела бы к формальному созданию демилитаризованного палестинского государства на большей части территории Иудеи и Самарии.
Сохранится ли режим прекращения огня в Ливане?
Пока Израиль ведет переговоры об условиях прекращения огня в Газе, он завершает первую фазу прекращения огня с Хезболлой в Южном Ливане. Ливанская террористическая группировка начала атаковать Израиль всего через день после бойни 7 октября и представляет собой гораздо более мощную боевую силу, чем ХАМАС. Когда прекращение огня вступило в силу 27 ноября, в Израиле это было воспринято как капитуляция перед администрацией Байдена, в то время как Армия обороны Израиля добилась значительного прогресса в ослаблении военного потенциала Хезболлы.
По условиям перемирия, изначально планировалось, что Армия обороны Израиля сократит свое присутствие и вернется в Израиль в течение 60 дней. 60-дневный период был специально выбран таким образом, чтобы он завершился через пять дней после инаугурации Трампа. Однако еще до того, как Трамп вступил в должность, Израиль сообщил Вашингтону, что полностью выведет свои войска только через 30 дней из-за почти ежедневных нарушений режима прекращения огня со стороны Хезболлы.
Когда в Ливане было подписано соглашение о прекращении огня, Нетаньяху сказал гражданам Израиля, что оно временное. Возобновит ли Израиль боевые действия при поддержке Америки, является еще одним важным пунктом повестки дня, который рассмотрят Трамп и Нетаньяху.
Йеменские повстанцы-хуситы
С 7 октября 2023 года йеменские ополченцы-хуситы выпустили более 100 баллистических ракет и беспилотников по Израилю. Они также прервали коммерческое судоходство в Красном море через Суэцкий канал — один из самых загруженных водных путей в мире. Помимо захвата коммерческих судов, хуситы обстреливали американские военные корабли вблизи Баб-эль-Мандебского пролива. Израиль в ответ атаковал порты и нефтяную инфраструктуру Йемена, а коалиция во главе с США также нанесла удары по Йемену, однако хуситы остаются упрямой угрозой, и Нетаньяху наверняка обсудит это с Трампом.
Самое важное: Иран
В течение многих лет Иран разрабатывал сложную сеть подземных незаконных ядерных оружейных объектов. И администрация Обамы, и администрация Байдена посчитали, что лучше всего снять санкции и наполнить иранский режим деньгами для его ядерных устремлений. Известно, что Трамп вышел из иранской ядерной сделки 2015 года, заключенной при посредничестве Обамы, в 2018 году и инициировал кампанию максимальных санкций против него, что едва не привело к банкротству Исламской Республики. Однако это решение было отменено администрацией Байдена.
Иран предоставил финансирование и материальную поддержку ХАМАС, Хезболле и хуситам. Кроме того, Иран выпустил более 300 баллистических ракет, 100 крылатых ракет и беспилотников по Израилю.
Пока Израиль рассматривал возможность ответных действий, администрация Байдена настоятельно рекомендовала Израилю не наносить удары по ядерным и нефтяным объектам Ирана, которые являются экономической артерией Ирана. Трамп, со своей стороны, во время своей президентской кампании заявил, что удары по ядерным объектам должны быть главным приоритетом Израиля.
Остается главным вопросом, сможет ли Израиль успешно нанести удар по всем ядерным объектам Ирана. Некоторые утверждают, что Израилю потребуется помощь США для проведения таких ударов, в то время как другие утверждают, что только Соединенные Штаты могут их осуществить.
Поставки оружия
Трамп может быть крайне нерешительным, чтобы вступить в войну напрямую. Нетаньяху может искать ясности в том, что Израилю будет разрешено делать при дипломатической поддержке США, а также какую военную помощь может предоставить Америка.
Нетаньяху, возможно, ищет надежный пакет оружия от Соединенных Штатов. Это может быть последний такой пакет, который получит Израиль; один из главных уроков текущей войны заключается в том, что Израиль не должен зависеть от оружия ни от одной страны, в частности от Соединенных Штатов. Однако, хотя Израиль быстро наращивает собственные производственные мощности, это требует времени. А тем временем запасы Израиля опасно малы, что делает Израиль уязвимым.
Нормализация отношений между Саудовской Аравией и Израилем
Возможно, жемчужиной израильской и американской дипломатии во время второй администрации Трампа станет продолжение жемчужины первой администрации Трампа: Авраамовых соглашений. Трамп исторически помогал израильским соглашениям о нормализации с Бахрейном, Объединенными Арабскими Эмиратами, Марокко и Суданом. В конце первой администрации Трампа было отмечено, что еще от пяти до десяти стран с мусульманским большинством были бы готовы нормализовать отношения, включая Саудовскую Аравию — колыбель суннитского ислама.
Администрации Байдена потребовалось время, чтобы начать попытки наращивать импульс своего предшественника, и перспективы израильско-саудовской сделки охладились, несмотря на постоянные публичные предположения о том, что сделка вполне может состояться в не столь отдаленном будущем. Трамп, вероятно, будет агрессивно пытаться перезапустить процесс переговоров.
Саудовская Аравия ищет оружие и определенный уровень оборонительного союза с Соединенными Штатами. В своем последнем визите в Вашингтон Нетаньяху призвал к созданию союза умеренных стран Ближнего Востока по типу НАТО для борьбы с общими военными угрозами. Израильский лидер, вероятно, будет развивать этот призыв на своей встрече с Трампом.
Возникает множество серьезных вопросов относительно того, будет ли саудовско-израильское соглашение самостоятельным или же переговоры будут связаны с созданием палестинского государства или военной кампанией против Ирана.
Больше никакого публичного дневного света
Независимо от того, какие важные заявления могут последовать по итогам встречи Трампа и Нетаньяху, среди длинного списка сложных вопросов один приоритет очевиден: продемонстрировать, что между Израилем и Соединенными Штатами больше нет публичного согласия по вопросам политики на Ближнем Востоке.
Если что-то и стало по-настоящему очевидным за последние четыре года, так это то, что публичные разногласия между Израилем и Соединенными Штатами не только вредят двусторонним отношениям, но и дестабилизируют весь Ближний Восток — один из самых нестабильных регионов мира.
У Нетаньяху и Трампа теперь есть прекрасная возможность в первые недели правления администрации Трампа исправить большую часть ужасного ущерба, нанесенного администрацией Байдена, и восстановить закон и порядок на Ближнем Востоке.
Алекс Трейман — генеральный директор и руководитель иерусалимского бюро Jewish News Syndicate, освещающий визит Нетаньяху в Вашингтон, округ Колумбия.
www.jns.org/what-netanyahu-and-trump-hope-to-achieve-together-in-washington/