Бывший американский разведчик: «Катар приказал ХАМАСу удерживать израильских заложников»

Бывший американский разведчик: «Катар приказал ХАМАСу удерживать израильских заложников»

04/11/2025  12:48:07

«Катар — это страна, где все отношения покупаются и оплачиваются. Нет ничего органичного или искреннего в любых отношениях, которые были установлены с этой страной», — говорит Майкл Прегент в интервью «ХаАрец»

В сентябре 2024 года Майкл Прегент пожал руку премьер-министру Биньямину Нетаниягу, успев спросить его о Катаре, Израиле и заложниках в Газе. «Это проблема», — ответил Нетаниягу. Затем, по словам Прегента, он закатил глаза, сигнализируя о том, что он сердит или ему скучно.

Прегент — бывший офицер американской разведки, до недавнего времени старший научный сотрудник консервативного Гудзоновского института в Вашингтоне — около полугода назад посетил Израиль с группой коллег-исследователей, во время поездки они встретились с Нетаниягу.

Он считается одним из самых яростных критиков Катара, называет его коррумпированной страной, которая поддерживает террористические организации, покупает влияние за деньги и готова подкупать политиков по всему миру. Его самая резкая критика направлена не только на Катар, но и на Соединенные Штаты — в частности, на некоторые институты, университеты, влиятельных лиц, журналистов, правительственных чиновников и государственных служащих.

Всего через четыре дня после вступления президента Дональда Трампа в Белый дом в январе Прегент был уволен из Гудзоновского института, где он проработал десять лет в качестве старшего научного сотрудника, специализирующегося на Иране и Ближнем Востоке.

На фото: Дональд Трамп и Стив Уиткофф. AP Photo Evan Vucci

«Через четыре дня после вступления в должность президента Трампа я слышу, как [Стив] Уиткофф, его специальный посланник по Ближнему Востоку, хвалит Катар, говорит, что они делают богоугодное дело, и утверждает, что без участия Катара ничего не произойдет, — говорит он. — А потом вы видите статью в New York Times, что Уиткофф получил от Катара 623 миллиона долларов за неудачную сделку с недвижимостью в Нью-Йорке. Поэтому я просто говорю: он никак не может быть посланником США по иранской [ядерной] сделке».

Прегент имеет в виду сделку по продаже в августе 2023 года принадлежащего Уиткоффу отеля Park Lane в Нью-Йорке катарскому инвестиционному фонду — сделку, которая, как сообщается, принесла Уиткоффу значительную прибыль.

— Что произошло после интервью, в котором вы подвергли критике умение Уиткоффа вести беспристрастные переговоры, без посторонних интересов?

— 24 января я получил письмо из Гудзоновского института, в котором говорилось: «Привет, мы ознакомились с вашей работой… Мы прекращаем ваше сотрудничество с нами, причем немедленно».

— Вы были оскорблены?

— Я никогда не боялся быть уволенным с работы. Я всегда говорил все как есть. Будучи в течение 30 лет разведчиком, я всегда считал, что моя работа заключается в том, чтобы говорить лицам, принимающим решения, то, что им нужно знать, а не то, что они хотят.

Инструкция для ХАМАСа

Прегент учился в Университете Джорджа Вашингтона и окончил языковую школу армии США, специализируясь на арабском языке с акцентом на египетский диалект. В течение трех десятилетий он служил в разведывательном сообществе США на различных должностях — в армии, в Пентагоне, в Агентстве национальной безопасности — в том числе на Ближнем Востоке и в Северной Африке.

Он участвовал в операции «Буря в пустыне» — вторжении США в Ирак в 1991 году — и позже служил офицером связи с египетской армией во время Второй интифады и с курдскими силами в Ираке. Он также служил специальным советником иракской разведки во время пребывания у власти премьер-министра Нури аль-Малики, пытаясь ограничить влияние Ирана на иракские службы безопасности.

Постоянный крестовый поход Прегента сосредоточен на разоблачении того, что он называет лицемерием крупных американских аналитических центров. «Если вы посмотрите на Брукингс, Институт Ближнего Востока, Атлантический совет — они открыто берут катарские деньги, — говорит он. — И если вы посмотрите на каждый их программный документ, то это позиция, которая выгодна нашим противникам. Единственный, кто выделяется жесткостью в этом вопросе, — это FDD [Фонд защиты демократий].

— Гудзоновский институт, где вы работали, не получал денег от Катара?

— Если посмотреть на ближневосточный отдел Гудзоновского института, то он сильно склоняется в сторону президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана, который по сути призывает к уничтожению Израиля, поддерживает ХАМАС, поддерживает Ахмеда аш-Шараа в Сирии, поддерживает «Фронт ан-Нусра», верно? Так что у нас есть все эти наклоны».

— И все исходит от «Братьев-мусульман»?

— Речь идет не только о «Братьях-мусульманах». Это предоставление денег шиитским ополченцам в Ираке. По сути, это переговоры, в ходе которых США размораживают миллиард долларов за каждого пленника. Посмотрите на тех шестерых американских граждан с двойным гражданством, которые были захвачены Ираном, их освободили за 6 миллиардов долларов… А американские чиновники обычно хвалят Катар за то, что он выступает в роли посредника, помогая США освобождать людей. Это продавец подержанных автомобилей. Не знаю, знакомы ли вы с сериалом «Во все тяжкие», но любой исход переговоров выгоден противнику и невыгоден США.

— Поскольку ХАМАС все еще удерживает десятки заложников, похищенных в Израиле 7 октября, разве не выгодно, что Катар поддерживает связи с обеими сторонами?

— Все должны знать, что именно Катар приказал ХАМАСу удерживать заложников, чтобы ХАМАС выжил. Люди должны это знать.

Президент Дональд Трамп во время встречи с эмиром Катара шейхом Тамимом бин Хамадом аль-Тани AP Photo/Evan Vucci

— Разве способность Катара поддерживать отношения со всеми сторонами не является его сильной стороной? Особенно с учетом того, что на его территории находится американская авиабаза?

— Это должно дать Соединенным Штатам рычаги влияния на эту страну… Если вы посмотрите на Инджирлик в Турции, мы не смогли использовать эту базу, когда вошли в Ирак. Если вы посмотрите на базу в Дохе, мы не смогли использовать ее для защиты от нападения Ирана на Израиль или для борьбы с ополченцами, которые нападали на американские войска в Ираке и Сирии.

Так что перенесите базу, все просто. Но что произошло при администрации Байдена? Они получили статус основного союзника США. Аренда базы была продлена еще на 10 лет.

— Что можно сделать?

— Сделайте так, чтобы каждая инвестиция Катара в США приносила убытки. Скажите им, чтобы они шли к черту. Заберите их деньги и скажите им, чтобы они убирались, потому что что они собираются делать? … Это страна, где все отношения куплены и оплачены. Ни в каких отношениях с этой страной нет ничего органичного или искреннего. … Есть так много способов преследовать их, а у нас просто … такие безмозглые, бесхребетные американцы здесь, в Вашингтоне.

— Как работает катарский метод?

— У Катара есть агенты, лоббисты и представители. Они регистрируют компанию, чтобы она могла вести с людьми бизнес. Деньги приходят, это так просто. Эй, Майк, не мог бы ты написать несколько статей в пользу Катара? И я дам тебе 1000 долларов за любую статью, которую ты сможешь опубликовать. И, кстати, я заплачу 15 тысяч долларов фирме, которая поставит вас на CNN, опубликует вас в The Washington Post, опубликует вас в The New York Times. Так что просто напишите эти вещи. Вот как это просто.

— Это то, что происходит в Израиле со скандалом «Катаргейт»?

— Более или менее. Я знаю видных произраильских и антииранских ястребов, которые замолчали после 7 октября из-за аналитических центров, в которых они находились. Джей Футлик, как сообщалось, якобы посылал деньги этим парням в Израиле, советникам Нетаниягу и редактору Jerusalem Post, за написание благоприятных статей от имени Катара. Так что это часть мировой системы».

Йоси Мельман, «ХаАрец», М.Р. На фото: Майкл Прегент. AP Photo Carolyn Kaster

detaly.co.il/byvshij-amerikanskij-razvedchik-katar-prikazal-hamasu-uderzhivat-izrailskih-zalozhnikov/

Посмотреть также...

«Все разговоры записаны, Нетаниягу знает, что и кем было сказано».

«Все разговоры записаны, Нетаниягу знает, что и кем было сказано».

04/11/2025  13:00:44 Авигдор Либерман  «У Нетаниягу нет иных целей — ни в сфере безопасности, ни …

Добавить комментарий