04/22/2025 12:54:11
«Естественно, что мы проведем консультации и проинформируем Китай о последних событиях в непрямых переговорах между Ираном и США», — заявил в понедельник представитель МИД Ирана Эсмаил Багаи, добавив, что поездка Арагчи также направлена на дальнейшую реализацию соглашений между Тегераном и Пекином по мере укрепления их отношений.
По словам Джека Бернхэма, аналитика-исследователя из Фонда защиты демократии (FDD), аналитического центра со штаб-квартирой в Вашингтоне, округ Колумбия, обе страны осознают растущую ценность своего сотрудничества на мировой арене.
«Укрепление связей между Китаем и Ираном свидетельствует о росте «Оси агрессоров», координирующей свои усилия по подрыву национальной безопасности США и Израиля», — заявил Бернхэм в интервью The Algemeiner .
«Иран остается ключевым поставщиком дешевой сырой нефти для китайских нефтеперерабатывающих заводов, в то время как китайские компании, имеющие тесные связи с китайскими военными, обвиняются в оказании поддержки хуситам [поддерживаемая Ираном террористическая группировка, базирующаяся в Йемене] в их ударах по целям в США и Израиле», — продолжил он.
Укрепление связей Ирана с Китаем происходит в то время, когда обе страны сталкиваются с эскалацией санкций со стороны Вашингтона , особенно направленных против нефтяной промышленности Тегерана, в рамках кампании «максимального давления» президента США Дональда Трампа, направленной на сокращение экспорта сырой нефти из страны до нуля и недопущение получения ею ядерного оружия.
«Поскольку администрация Трампа стремится усилить давление на Тегеран, чтобы получить рычаги влияния в текущих ядерных переговорах, поддержка Ирана со стороны Китая может стать более существенным аспектом готовности режима выстоять — ключевым фактором, лежащим в основе усилий Министерства финансов США по введению санкций против китайских нефтеперерабатывающих заводов в ходе продолжающихся переговоров», — сказал Бернхэм в интервью The Algemeiner .
В интервью российскому государственному информационному агентству RT Арагчи заявил, что тесное сотрудничество с Москвой и Пекином является «необходимостью» для Тегерана, учитывая нынешнюю международную обстановку.
«Мы уже некоторое время ведем трехсторонние переговоры с Россией и Китаем по вопросу ядерной программы Ирана», — заявил иранский главный дипломат. «Мы готовы продолжить эти переговоры и расширить их на другие вопросы».
«Иран, Китай и Россия — скоординированными действиями — могут предпринять эффективные шаги на пути к международному миру», — продолжил он.
В 2023 году Тегеран стал членом Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), евразийской группы по безопасности и политике, а в 2024 году присоединился к группе БРИКС — блоку Бразилии, России, Индии, Китая и Южной Африки, который позиционирует себя как альтернативу таким экономическим институтам, как Всемирный банк и Международный валютный фонд.
В 2021 году Иран и Китай подписали всеобъемлющее 25-летнее стратегическое соглашение, охватывающее энергетику, безопасность, инфраструктуру и коммуникации, в соответствии с которым Тегеран уступил Пекину почти все природные и минеральные ресурсы, инфраструктуру и рынки в обмен на гарантии безопасности от Запада.
Последним примером их растущего военного сотрудничества стали совместные военно-морские учения, проведенные в начале этого года под названием «Пояс морской безопасности 2025» в территориальных водах Ирана в Оманском заливе, расположенном в северной части Индийского океана.
В рамках визита в Пекин во вторник к главному дипломату Ирана в китайской столице присоединится высокопоставленная судебная делегация.
Глава судебной власти Ирана Голам-Хосейн Мохсени-Эджеи примет участие в 20-м саммите председателей верховных судов девяти стран-членов ШОС. Конференция будет посвящена укреплению правового сотрудничества в борьбе с терроризмом, организованной преступностью, торговлей людьми и киберпреступностью.
Поездка на высшем уровне состоится накануне третьего раунда ядерных переговоров с Вашингтоном в Омане в эту субботу после предыдущих консультаций Тегерана с Россией .
После второго раунда ядерных переговоров в Риме в субботу Арагчи объявил, что в ближайшие дни начнется встреча на уровне экспертов для окончательного согласования деталей потенциального соглашения.
«Относительно позитивная атмосфера в Риме способствовала прогрессу в отношении принципов и целей возможной сделки», — написал Арагчи в посте на X.
«Мы ясно дали понять, что многие в Иране считают, что СВПД [ныне недействительная ядерная сделка 2015 года, которая налагала ограничения на иранскую ядерную программу в обмен на снятие санкций] больше не подходит нам. Для них то, что осталось от этой сделки, — это «усвоенные уроки», — продолжил он.
«На данный момент оптимизм может быть оправдан, но только с большой долей осторожности».
Иран ранее отказывался прекращать свою программу обогащения урана, настаивая на том, что право страны на обогащение урана не подлежит обсуждению , несмотря на угрозы Вашингтона о военных действиях, дополнительных санкциях и тарифах, если не будет достигнуто соглашение по ограничению ядерной деятельности Тегерана.
На прошлой неделе спецпредставитель США Стив Уиткофф заявил, что любая сделка с Ираном должна потребовать полного сворачивания его «программы ядерного обогащения и создания оружия», что отменило его предыдущие комментарии, в которых он указывал, что Белый дом разрешит Тегерану обогащать уран до порогового значения в 3,67 процента для «гражданской ядерной программы».