05/13/2025 11:42:28
Пусть никто не говорит, что президент — дешевая добыча.
Вслед за сообщениями о том, что Дональд Трамп — простите, «Военно-воздушные силы США» — получит от Катара в подарок новый президентский самолет, американец Эдан Александр был освобожден из плена в темнице ХАМАС, финансируемой и поддерживаемой Катаром. Все это совпадает с визитом Трампа на этой неделе в Персидский залив, цель которого — «вернуться домой со сделками и инвестиционными обязательствами на сумму 1 триллион долларов», согласно Axios .
Доха расширила свое портфолио далеко за пределы европейских футбольных команд.
Ожидается, что Катар заключит сделки на сотни миллионов долларов инвестиций в США, а также купит военную технику на общую сумму в 2 миллиарда долларов. Саудовцы тоже присоединяются к вечеринке: по словам самого Трампа, он сказал саудитам: «Я пойду [в Эр-Рияд], если вы заплатите 1 триллион долларов американским компаниям в течение четырех лет». И вуаля, он уходит.
Давайте не упускать из виду замечательные новости об Эдане Александре. Он заслуживает свободы, а его родители заслуживают, чтобы их сын вернулся домой, и его возвращение — это повод для празднования.
Но ХАМАС не выставил Александра напоказ перед глумящейся толпой в Газе, как он делал с другими заложниками, потому что Катар попросил привилегию провести это унижение вместо него. «Семья Эдана Александра сообщила [израильскому каналу 12], что план заключается в том, чтобы Эдан вылетел в Катар и встретился с Трампом и эмиром Катара в среду или четверг», — сообщил Амит Сегал . Позже семья пояснила, что такая поездка будет зависеть от состояния Александра, и что в конечном итоге он сделает выбор.
Ответная реакция на поездку в Катар последовала быстро. Она была направлена не на семью, конечно, а на Трампа, который, как сообщается, этого хочет. Это значит, что катарцы сами напросились. Таким образом, они могут попытаться унизить израильского заложника и президента Соединенных Штатов одним махом.
Здесь важно вспомнить истоки финансовых отношений Катара со Стивом Виткоффом, специальным посланником президента и главным переговорщиком по заложникам. В 2018 году Катар по сути выручил Виткоффа из сделки по недвижимости, которая быстро шла на спад. Виткофф и его партнер пытались превратить отель Park Lane на Манхэттене в кондоминиумы, но деловой партнер оказался в затруднительном положении с юридической точки зрения, и Виткоффу нужен был новый инвестор или способ избавиться от недвижимости. Катар дал ему 623 миллиона долларов, чтобы снять с него эту проблему.
Это либо сделка с недвижимостью, либо спасение, в зависимости от того, как вы хотите это подать. Но, как сообщается, это было частью того, что привлекло Трампа к найму Виткоффа в качестве старшего советника, хотя эти два события имеют более давнюю историю.
Так что преклонение перед катарцами пошло на пользу карьере Виткоффа. Его сын Алекс посетил катарский правительственный форум по недвижимости накануне выборов 2024 года. Алекс является генеральным директором семейной компании по недвижимости и был назначен Трампом в совет директоров Мемориального музея Холокоста США. Эрик Трамп, сын президента, также недавно был в Катаре — на этот раз, чтобы завершить сделку Trump Organization по строительству там поля для гольфа и комплекса вилл.
Когда-то давно Трамп не очень хорошо отзывался о своих новых друзьях, катарцах. Они, как он правильно заметил в 2017 году, «исторически были спонсорами терроризма на очень высоком уровне». Это было во время первого срока Трампа на посту президента, и он поддержал план региональных союзников по Персидскому заливу по блокаде Катара. «Я решил вместе с госсекретарем Рексом Тиллерсоном, нашими великими генералами и военными, что пришло время призвать Катар прекратить свое финансирование, они должны прекратить это финансирование и его экстремистскую идеологию».
Однако всего десять месяцев спустя катарский эмир был в Овальном кабинете с президентом для дружеской беседы и нескольких улыбающихся фотографий. «Теперь вы стали очень большим сторонником» прекращения финансирования терроризма, сказал Трамп эмиру, «и мы это ценим».
Конечно, случай Эдана Александра предлагает реальную проверку. Поддержка Хамас Катаром имела решающее значение для выживания террористической группировки. Израильские (и американские) официальные лица были под впечатлением, что катарские деньги Хамасу, по крайней мере, будут иметь эффект сдерживания террористической деятельности Хамаса. Но это была уловка, и Хамас использовал свои деньги и влияние, чтобы спланировать и осуществить 7 октября.
Именно в этот момент Катар был обязан вмешаться и либо вернуть заложников домой, либо отпустить ХАМАС. Вместо этого он запнулся и затянул.
Эдан Александр на свободе. Но, как показывает схема его вытаскивания в Катар для фотосессии с эмиром и Трампом, он еще не освободился от пагубного влияния Катара. И, по всей видимости, Соединенные Штаты тоже.