05/14/2025 10:18:09
У оппозиции нет ни единого лидера, ни общей стратегии — а коалиция между тем трещит по швам
Вести-Ynet|Опубликовано:
Парламентская оппозиция разобщена, не представляет для правительства угрозы и даже не в состоянии проваливать спорные законопроекты, несмотря на шаткое положение коалиции из-за систематических угроз ортодоксальных фракций, вызванных кризисом с продвижением закона о призыве. К такому выводу во вторник, 13 мая, приходят обозреватели Ynet Моран Азулай и Сиван Хилаи.
Авторы признают, что депутаты от оппозиции весьма активны в комиссиях и не раз ставили коалицию в неловкое положение, но их присутствие на пленарных заседаниях минимально. Обещания главы оппозиции Яира Лапида о том, что «они будут держать депутатов коалиции в кнессете до ночи», пока не реализуются.
Что происходит с оппозицией?
В 25-м кнессете оппозиция насчитывает 52 депутата и противостоит широкой коалиции из 68 депутатов. Это численное преимущество затрудняет для оппозиции возможность проваливать законопроекты или блокировать правительственные инициативы. В прошлом кнессете, напротив, правительство перемен во главе с Нафтали Беннетом и Лапидом опиралось лишь на 61 голос, что позволяло оппозиции под руководством Биньямина Нетаниягу дестабилизировать коалицию и даже проваливать законы — особенно при условии консолидации.
В нынешнем составе кнессета численный перевес коалиции воспринимается оппозиционными лидерами по-разному. Тогда как депутаты от Партии демократов считают необходимым бороться до конца даже при отсутствии шансов, другие фракции избирательно решают, за что стоит бороться, а за что — нет. Оппозиционные депутаты не раз заявляли, что видят себя «оппозицией правительству, а не государству».
Это означает, что они не будут автоматически выступать против всех инициатив коалиции, а будут рассматривать каждую по существу. Так, в отличие от прежней оппозиции, которая порой голосовала даже против законов в поддержку инвалидов и социально уязвимых групп, нынешняя оппозиция стремится поддерживать те инициативы, которые считает полезными для общества.
Тем не менее, по вопросам, находящимся в центре общественных споров — таким как закон о призыве и юридическая реформа — оппозиции удается объединяться и вести совместную борьбу.
На этой неделе она добилась срыва голосования в комиссии по иностранным делам и обороне по вопросу расширения мобилизации резервистов. Это расценивается как значимое достижение. Хотя на следующий день голосование провели повторно и приказ о срочной мобилизации (цав 8) был утвержден, сам факт провала первого голосования подчеркнул хаос в коалиции на фоне напряженности, связанной с законом о призыве, продолжающейся войной и отношениями с США.
Коалиция пребывает в неустойчивом состоянии, отмечают авторы. 7 мая 2025 года она не смогла вынести на голосование частные законопроекты из-за внутренних разногласий и особенно из-за сопротивления ультраортодоксальных фракций, протестующих против закона о призыве и арестов уклонистов. Это привело к бойкотам и блокировке парламентской деятельности. Похоже, ситуация повторится и завтра — коалиция вновь будет вынуждена отложить свои законопроекты из-за продолжающегося давления со стороны ультраортодоксов.
Тем временем большинство фракций уже начали подготовку к выборам. При нестабильной коалиции, которая каждую неделю сталкивается с новой угрозой, это лишь вопрос времени, когда правительство развалится, а страна отправится на выборы.
Для оппозиции сейчас главное — добиться падения правительства: она ведет переговоры с недовольными депутатами коалиции, участвует в протестах, митингах, встречах с избирателями и предлагает альтернативную модель власти. Оппозиция стремится убедить общественность в том, что способна управлять страной эффективнее, чем нынешнее правительство.
Борьба за лидерство внутри лагеря и «леность» оппозиции
У нынешней оппозиции есть несколько базовых проблем — часть из них объективны и трудноразрешимы, другие вполне устранимы, но пока нет заинтересованных в их решении, подчеркивают обозреватели. Главная из них — внутреннее разобщение. В отличие от прежней оппозиции Нетаниягу, действовавшей как единый идеологический блок, сегодня оппозиция включает целый ряд партий, растянутых по всему политическому спектру. По вопросам политики и безопасности, которые возникают почти ежедневно, у этих партий просто нет единой позиции.
Так, лидер партии НДИ Авигдор Либерман, представляющий правый фланг, находится в одном лагере с Яиром Голаном, лидером Партии демократов, чьи взгляды на те же вопросы противоположны. Глава оппозиции Яир Лапид (Еш атид) и лидер Государственного лагеря Бени Ганц и вовсе ориентируются на разных избирателей: Лапид — на центристско-левый электорат, Ганц — на центр-право. Последний настаивает на «государственном» и деловом стиле поведения, в том числе в голосованиях в кнессете, что осложняет координацию действий.
Идеологические разногласия почти каждую неделю приводят к внутренним конфликтам, мешая оппозиции направить усилия на борьбу с правительством. Еще одна проблема — отсутствие единого кандидата в премьер-министры. Каждый лидер оппозиции видит себя в этой роли, что порождает соперничество и напряженность.
Не менее важной проблемой, по словам авторов, является «леность» части депутатов и отсутствие настоящего боевого духа. Некоторые не задерживаются на ночных заседаниях, не устраивают затяжных дебатов (филибастеров), не прибегают к креативным парламентским маневрам — как это бывает у действительно стремящейся во власть оппозиции.
Во времена правительства перемен заседания затягивались до глубокой ночи почти ежедневно, и ни одно голосование не считалось второстепенным. Нынешняя оппозиция, напротив, активизируется лишь по отдельным ключевым темам.