Авигдор Либерман (Фото: Цвика Тишлер)

Либерман: после 25 августа Израиль узнает свою судьбу

Реклама

08/06/2020  18:31:55

В интервью «Вестям» глава партии НДИ рассказал, кто из политиков на самом деле правый, а кто только прикрывается, почему он сам не объединяется с Лапидом и куда надо отправить ортодоксальные партии. А также назвал дату новых, четвертых подряд выборов

Евгения Ламихова|
Опубликовано: 06.08.20 , 17:21
25 августа — именно эта дата решит судьбу Израиля на ближайшие годы. Об этом в среду, 5 августа, сказал лидер партии НДИ Авигдор Либерман в интервью «Вестям».
«Если в этот день не будет утвержден бюджет, то кнессет будет распущен и объявят досрочные выборы, которые пройдут через 90 дней. И никакие разговоры об эпидемии и кризисе не помогут — кое-кому выгодно пойти на выборы именно в ноябре»,
— пояснил политик.
Интервью проходило в кнессете, в рабочем кабинете Либермана. Беседа состоялась сразу после резонансного выступления лидера НДИ на пленарном заседании кнессета.
Либерман начал речь — и по лицу Нетаниягу пробежала тень. Он сразу понял, откуда взяты эти слова:
«В последние недели в стране воцарилась атмосфера устрашения. Любая критика правительства представляется как подстрекательство, которое может привести к насилию. Я слышал, как люди говорят, что боятся разговаривать по телефону. Что здесь — коммунизм? Полицейское государство? Запрещено собираться на демонстрации?»
— Это слова из речи самого Нетаниягу в 1995 году, — пояснил Либерман в начале беседы с корреспондентом «Вестей». — Я был тогда главой его штаба и хорошо помню то выступление. Кстати, тогда митинги протестов тоже проходили на улице Бальфур. Не понимаю, почему сейчас это так возмущает премьер-министра. В свободном государстве гражданин имеет право быть несогласным с действиями правительства и высказывать свое мнение. Нетаниягу сам выбрал судьбу политика, сам бьется за кресло премьера — так зачем это лицемерие?
►О досрочных выборах
Израиль находится в тяжелом кризисе, каждый день коронавирусом заражается более 1600 человек. Казалось бы, понятно, что новая избирательная кампания приведет лишь к усугублению ситуации.
— Почему вы считаете, что 25 августа могут быть объявлены новые выборы?
— Это день утверждения бюджета. Если кнессет его не примет, то парламент автоматически распускается, в течение ближайших 90 дней должны пройти выборы. Иными словами, в ноябре.
Нетаниягу заинтересован в выборах, это очевидно. Во-первых, он совершенно не намерен освобождать резиденцию на улице Бальфур в пользу Бени Ганца. Во-вторых, не хочет вести предвыборную кампанию в будущем году, когда ему 3 раза в неделю придется ездить на заседания суда. Фотографии со скамьи подсудимых – не лучший фон для предвыборной кампании.
— Однако страна и в самом деле не может жить без бюджета…
— Сейчас ведутся ожесточенные споры, на какой срок должен быть принят бюджет — на один или два года. Нетаниягу продвигает идею годичного бюджета, тогда как Кахоль-Лаван — двухгодичного. Этот пункт (о бюджете на 2 года), кстати, вписан в коалиционные соглашения Ликуда и Кахоль-Лаван, под ним стоит подпись Нетаниягу. Если Ганц не капитулирует в последнюю минуту, как с ним уже не раз бывало, — бюджет не утвердят, и мы пойдем на выборы.
Однако, по сути, споры о годичном бюджете — это лишь предлог. Особой разницы между ним и двухгодичным нет. Речь идет всего лишь о трех месяцах 2020 года — октябрь, ноябрь, декабрь. Нетаниягу вдруг решил, что такой бюджет «более оправдан в условиях кризиса». Но это полная чушь. Для экономики пагубны не сроки бюджета, а неопределенность.
Сейчас нет никаких причин вовлекать страну в новые, четвертые по счету, выборы. За этим намерением стоит только одно — личные интересы. Тот, кто видел поход Нетаниягу за шаурмой в Рамле, когда премьер лично, из своего кармана, заплатил 50 шекелей, тот понимает, что началась предвыборная кампания. Нас просто приучают к мысли о досрочных выборах. Я не удивлюсь, если скоро окажется, что эпидемия им совсем не помеха.

בנימין נתניהו ברמלה

Биньямин Нетаниягу покупает шаурму в Рамле
►Кто сейчас правый, кто левый и зачем нужен Ганц
Многие годы о Либермане говорили: правее него только стенка. Однако сейчас он в оппозиции. И не к кому иному, как к правой партии Ликуд.
— По поводу наших отношений с Ликудом и Нетаниягу — это, знаете, выглядит гротескно. Вот Ликуд утверждает, что представляет правый лагерь. В ходе всех трех предыдущих предвыборных кампаний Нетаниягу обещал аннексию Иорданской долины, заверял о распространении суверенитета на все поселения Иудеи и Самарии. И где это все после выборов? — говорит Либерман. — В мою бытность министром обороны я утвердил программу выделения денежной помощи солдатам боевых частей на обучение в университете (Ми-мадим ле-лимудим, в переводе — «Снял военную форму — и за учебу»).
Правительство пыталось отменить эту программу. Мы подняли шум в прессе – и отстояли права солдат. Вообще все критерии этого правительства по отношению к служившим и платящим налоги удручают. Сегодня 27-летний студент, который 3 года отслужил в армии на срочной службе и еще 3 года на сверхсрочной, получает пособие по безработице на 20% ниже, чем ортодокс того же возраста.
Причина проста: второй к тем же 27 годам уже обзавелся 4-5 детьми. А вы знаете, что при веерной раздаче денег за коронавирус в списки получателей внесли террористов, сидящих в израильских тюрьмах?! На их счета тоже поступят по 750 шекелей. Так где тут правое правительство, скажите мне?
— А какова тут роль Ганца? По вашей оценке — решает ли он что-то в правительстве?
— Он вообще не существует как фактор влияния. В последнем телевизионном интервью у него вырвалась фраза, от которой я до сих пор не могу прийти в себя. Я просто не поверил, что слышу ее от альтернативного премьер-министра. Ганц сказал: «Иногда я чувствую себя, как школьник, которому не хочется ходить в школу». Точно как в известном анекдоте про маму: «Вставай, сынок, пора в школу» – «Не хочется, посплю еще» – «Нельзя, ты же директор школы» (смеется).
— Кому еще выгодны досрочные выборы в этом году?
— Тем, кто надеется увеличить свое представительство в кнессете, — это Еш атид и Ямина. И обратите внимание: в последние месяцы обе эти партии не упоминают ортодоксов. Ясно, что и те, и другие планируют создать следующее правительство с ШАСом и Яадут ха-Тора. Религиозные партии за последние годы настолько усилили свое влияние, сумели так перенаправить потоки бюджетных средств в свою пользу, что стоит отправить их хотя бы на одну каденцию на скамью оппозиции. Сегодня они чувствуют, что им позволено все, любые их прихоти оплачиваются из бюджета – за счет людей работающих, служащих в армии, платящих налоги. Поэтому я думаю, что нужно сделать все, чтобы ШАС и Яадут ха-Тора оказались в оппозиции.
►Предвыборные взятки
На этой неделе стало известно, что йешивы получат 1,2 млрд шекелей под видом бюджета на открытие нового учебного года. Пролоббировавший это решение депутат Моше Гафни (Яадут ха-Тора) ранее также вынудил Нетаниягу увеличить денежные подарки для ортодоксального сектора в связи с коронавирусом. Гафни после выборов вновь занял пост главы финансовой комиссии кнессета. Именно под его нажимом в программу «Наличные для всех» был внесен пункт о выплате на всех детей, а не на трех, как планировалось ранее.
— Вы назвали эту денежную помощь «предвыборными взятками». Почему?
— Больше всех в рамках этой программы выиграли ортодоксальные, бедуинские и арабские семьи, а в политическом плане – партия Яадут ха-Тора. Нетаниягу явно взял курс на досрочные выборы, и ему нужна поддержка партий ШАС и Яадут ха-Тора.
Взять хотя бы финансирование йешив. Нетаниягу не может обеспечить его обычным образом, через принятие бюджета, — так сделал это путем утверждения бюджета минпроса на открытие учебного года. Это выглядит как откровенная предвыборная взятка. И заметьте, на йешивы деньги нашлись, а на Национальную библиотеку Израиля, например, — нет. Сегодня стало известно, что она вынуждена уволить сотрудников и закрыться из-за нехватки средств. А между тем это место хранения уникальных документов, в том числе подлинников рукописей Альберта Эйнштейна…
Или такой факт. На днях вышел отчет госконтролера, где главной темой была неготовность бомбоубежищ на севере Израиля. Когда я возглавлял минобороны, была принята программа строительства убежищ. Госконтролер задался вопросом, почему она не претворяется в жизнь.
Сегодня 2.800.000 израильтян не обеспечены убежищами на случай обстрелов. 600.000 из них проживают на расстоянии 40 км от северной границы. У правительства и на этот вопрос готов ответ: нет денег. Но почему для ортодоксальных партий они всегда есть? Просто этому правительству нужны голоса ортодоксов, а все остальные потребности отодвинуты на задний план.
Дошло до того, что сейчас, перед осенними праздниками, правительство разрешило въезд в Израиль 17.000 учащихся из-за границы. Основная масса — это ученики йешив из США, где тоже высок уровень заражения коронавирусом. А чтобы все это выглядело менее одиозно, разрешили также въезд 1000 участникам молодежных программ — НААЛЕ и «Маса». А несколько ранее в Израиле объявили карантин выходного дня, потому что религиозные партии выставили ультиматум: или нам разрешают увеличить число молящихся в синагогах, или мы накладываем вето на работу торговых центров. Такова наша реальность: религиозные партии действуют методами вымогательства. И после этого Ликуд будет говорить, что защищает интересы правого лагеря?
►Об оппозиции

מליאת הכנסת

Либерман в кнессете
(Фото: Адина Вальман, пресс-служба кнессета)
— Существует ли в кнессете сплоченная оппозиция? Вы сейчас именно там, как и ее официальный лидер Яир Лапид. Есть ли между вами контакты, планируете ли вы совместные действия?
— Ну, контакты есть хотя бы потому, что наши рабочие кабинеты в кнессете расположены рядом… Мы, конечно, разговариваем. Но когда меня спрашивают: а почему бы вам не пойти на выборы вместе с Лапидом? – я отвечаю: нет шансов. Это невозможно, когда, образно говоря, ты – на Южном полюсе, а Офер Шелах из Еш атид – на Северном. Сегодня Лапид чувствует, что на левом фланге образовалась большая дыра, и ринулся бороться за ее электорат. Это не наш путь.
По этой же причине мы не можем находиться в одной партии с таким радикалом, как Смотрич. Он в религиозных вопросах еще более радикален, чем ШАС и Яадут ха-Тора, вместе взятые. Мы же продолжаем придерживаться своей линии: мы за светский либеральный Израиль.
Вместе с тем мы продолжаем и в оппозиции отстаивать интересы людей. Нам удалось добиться отмены замораживания программы помощи солдатам на учебу, выплаты 4000 шекелей уволенным в запас солдатам-одиночкам, а демобилизованные в этом году солдаты получат денежную помощь в связи с коронавирусом.
►О выходе из кризиса
5 августа НДИ проголосовала против закона об ограничениях полномочий БАГАЦа (пискат-итбагрут), против создания спецкомиссии по расследованию покупки подлодок.
«Я не понимаю, почему кнессет должен сейчас заниматься этими вопросами, — объясняет Либерман, — и почему они вообще волнуют правительство. Оно было создано ради борьбы с эпидемией и преодоления кризиса — во всяком случае, так народу объяснили этот союз. То, что нужно сейчас Израилю, – это сплочение. Только все вместе, отложив в сторону несущественные вопросы, мы можем выйти из ситуации. Законы, не связанные с коронакризисом, только еще больше раскалывают общество и обостряют противоречия, мешая бороться с эпидемией. Надо прекратить заниматься политиканством, надо спасать наш общий дом».

 

Посмотреть также...

Наши университеты

04/22/2024  15:09:27 АВТОР: БОРИС ГУЛЬКО 21 АПРЕЛЯ 2024 23:57 За долгую свою историю мы жили …