Горячие новости

5782 — год Шмиты

Реклама

09/07/2021  21:48:58

Михаил Ривкин

Мы уже не раз касались в наших заметках законов Шмиты. Поскольку наступающий 5782 год — год Шмиты, попробуем ещё раз резюмировать самое главное.

С тех пор как земледелие стало для человека главным источником продуктов питания, у всех народов Древнего Востока вошло в обычай оставлять пахотные земли под паром раз в несколько лет. Разумеется, каждый патриархальный род сам выбирал, какие именно участки и с какой периодичностью следовало оставлять незасеянными. В древние времена под паром ежегодно оставляли от трети до четверти пахотных земель а остальные земли засевались и обрабатывались, как обычно, так что нехватки продуктов не возникало. Народ Израиля переосмыслил, облагородил и возвысил этот древнейший обычай, превратил его из прикладного хозяйственного приёма в священную религиозную заповедь, заповедь Шмиты. Смыслом и главной целью этой заповеди было уже не плодородие пахотных земель, а социальная справедливость, гарантированный прожиточный минимум для самых бедных. А такая цель могла быть достигнута только новыми средствами — вместо того, чтобы выборочно оставлять под паром отдельные участки с разной периодичностью, было заповедано считать каждый седьмой год священным.

Важно понимать, что в самой ранней редакции этого закона, в Книге Завета, акцент сделан не на том, что на седьмой год нельзя пахать и сеять, а на том, что весь урожай предназначен бедным:

Шесть лет засевай землю твою и собирай плоды ее. А в седьмой оставляй ее в покое, не трогай ее, чтобы питались неимущие из народа твоего, а остатком после них питались звери полевые. Так же поступай с виноградником твоим и с маслиною твоею. (Шемот 23:10-11)

Запрет сеять и пахать не прописан в явной форме, он сам собою разумелся, таков был древний патриархальный обычай. Но зато чётко оговорено требование оставлять на полях урожай «чтобы питались неимущие из народа твоего». В этом главная новация Книги Завета, кардинально менявшая смысл обычая. Ведь в старину хозяин земли, оставив её под паром, в конце годичного цикла точно также собирал то немногое, что выросло само собой, и точно так же прогонял всех, кто на этот урожай позарился, как он делал и в обычное время. Заповедь Шмиты требует от хозяина полностью отказаться от всех прав на урожай. Такова была возвышенная социальная норма, точнее — возвышенная социально-религиозная декларация. Что же происходило на практике? Вероятно, что в то время, когда Книга Завета была записана, евреи достаточно строго придерживались этой заповеди. Население Страны Израиля было немногочисленным, пахотной земли хватало на всех с избытком, и даже годичный перерыв раз в семь лет не подрывал нормальной хозяйственной активности. В то же время бедняки могли не только досыта есть раз в семь лет, но и делать кое-какие запасы надолго вперёд (зерно умели хранить несколько лет).

Однако к концу эпохи Первого Храма население существенно выросло, и картина изменилась. В книге Деварим закон Шмиты (применительно к земле) не упомянут, зато перечислены более эффективные, и при этом постоянно действовавшие, законы социальной справедливости: «к концу третьего года» (не седьмого!) отделяли десятину урожая и оставляли её свободно лежать за воротами, чтобы могли прокормиться левиты (не имевшие своих родовых наделов), пришельцы, вдовы и сироты (Деварим 24:20-21). Кроме того, был установлен закон забытого снопа:

Когда будешь жать на поле твоем и забудешь сноп на поле, то не возвращайся взять его: для пришельца, сироты и вдовы да будет он, чтобы благословил тебя Г-сподь, Б-г твой, во всяком деле рук твоих. (там 24:19)

Там же заповедано не собирать до конца урожай винограда и маслин:

Когда обивать будешь маслину твою, то не обирай за собою оставшихся плодов: для пришельца, сироты и вдовы да будет это. Когда будешь снимать плоды в винограднике твоем, не добирай остатков за собою: для пришельца, сироты и вдовы да будет это (там 24:20-21)

В эпоху Второго Храма ко всем этим законам добавили повеление оставлять край поля несжатым:

А когда будете жать жатву на земле вашей, не дожинай до края поля твоего и опавшего при жатве твоей не подбирай. И виноградника твоего не обирай дочиста, и оставшихся отдельных ягод в винограднике не подбирай: бедному и пришельцу оставь их. Я Г-сподь, Б-г ваш. (Ваикра 19:9-10)

В этом законе, который относится к позднейшей кодификации источника Р, наряду с запретом дожинать поле до конца, упомянуто ещё два запрета. Один из них, запрет добирать до конца ягоды при сборе винограда, нам уже известен (Деварим 24:21). Другой, запрет подбирать опавшие колоски, упомянут впервые, ни в Книге Завета, ни в Кодексе девтерономиста этого запрета нет. Означает ли это, что перед нами новая, никогда ранее не практиковавшаяся норма? Едва ли. Ведь именно заповедь оставлять опавшие колоски бедным является одним из ключевых моментов в рассказе о Рут Моавитянке. Вероятно, в этом случае речь идёт об одной из древнейших норм обычного права, которую не было надобности упоминать в ранних законодательных сводах, поскольку она и так неукоснительно соблюдалась. Но после возвращения из Вавилонского Галута, когда живая преемственность многих обычаев и традиций была утеряна, автор полного пост-галутного кодекса счёл нужным прописать в явном виде все нормы, и важные, и второстепенные, и те, которые соблюдались на практике, и те, которые оставались на уровне абстрактной нравственной декларации, в том числе — и заповедь Шмиты:

Шесть лет засевай поле твое и шесть лет обрезывай виноградник твой и собирай плоды ее (земли); А в седьмой год суббота покоя да будет для земли, суббота Г-сподня: поля твоего не засевай и виноградника твоего не обрезывай. Что само вырастет на жатве твоей, не сжинай, и винограда с охранявшихся лоз твоих не снимай; год покоя да будет для земли. (Ваикра 25:3-5)

В эпоху Второго Храма, когда значительная часть населения иудеи жила в Иерусалиме, а сельское хозяйство стало, в значительной степени, рыночным, евреи продолжали скрупулёзно соблюдать все нормы Шмиты, как они прописаны в кодексе Р. Заповедь Шмиты обрела особое значение, как идеальное и наиболее яркое выражение принципа социальной справедливости, заботы о бедных.

Посмотреть также...

‎‏Премьер-министр в очередной раз поддался международному давлению и продолжает унижать наше национальное достоинство.

04/27/2024  12:33:40 Юлия Малиновская  «Безумное решение правительства позволить визиты к террористам Нухба -это предательство по …