02/27/2023 12:18:21
Занятое борьбой с оппозицией правительство не видит главных проблем государства
Север Плоцкер
|11:04
Что именно утверждено и какие суммы выделены правительством в рамках прений по бюджету на 2023-2024 годы? Ответ остается загадкой — все зависит от того, кого спрашивать и кому верить.
Дело в том, что новое руководство минфина показательно игнорирует все нормы работы правительства — как из-за отсутствия опыта и наплевательского отношения, так и из-за равнодушия профессионального руководства.
Утверждение того, что названо «бюджетом», ставит под угрозу будущее израильской экономики в особенно непростой для нее период. Это подчеркивает полную беспомощность руководства коалиции в противостоянии требованиям составляющих ее фракций, многие из которые совершенно оторваны от реальности.
С другой стороны, это демонстрирует отсутствие серьезного и вдумчивого подхода со стороны главы минфина к ключевым экономическим вопросам и проблемам. Бецалель Смотрич (де-факто являющийся министром финансов на треть ставки) посвящал, посвящает и будет посвящать большую часть своей энергии поселенческой деятельности на территориях. Биньямин Нетаниягу же по уши занят попытками сохранить целостность коалиции — ему тоже не до экономики.
Когда дела обстоят именно так, массовый и беспрецедентный протест против юридической реформы (со всеми ее последствиями, в том числе — и для экономики) парализует коалицию, не позволяя сосредоточиться на важнейших статьях бюджета. А это значит, что правительство не справляется с самыми элементарными своими обязанностями.
Возьмем, к примеру, инфляцию и учетную ставку. Если бы глава правительства, министр финансов или министр экономики выполнили обещание предотвратить повышение цен на электричество на 8%, индекс потребительских цен увеличился бы в январе всего на 0,1%. Темпы инфляции в этом случае бы замедлились, учетная ставка повысилась всего на четверть процента, а биржа реагировала бы не так нервно. Однако у главы правительства и его министров, как уже было сказано, не было времени всерьез заняться этим делом.
В представленном правительству проекте бюджета также не содержится никаких реальных мер по обузданию инфляции. Все усилия в этом вопросе минфин услужливо переложил на плечи Банка Израиля.
Именно таким образом правительство теряет право считать себя эффективной исполнительной властью, превращаясь в структуру, пытающуюся противостоять оппозиции. Черная дыра бездействия и попыток играть с цифрами все расширяется, угрожая стабильности экономики не менее, чем те или иные попытки изменить работу юридической системы.
Глава Банка Израиля проф. Амир Ярон в качестве экономического советника правительства практически умолял министров утвердить изначальный проект бюджета и содержащиеся в нем макроэкономические меры: максимальные рамки бюджетного дефицита, соотношение между государственным долгом и ВВП, экономический рост и прогноз налоговых сумм и так далее.
Управляющий Банком Израиля просил правительство не вылезать за бюджетные рамки и не расширять их — помимо случаев, способствующих дальнейшему экономическому росту. Это, разумеется, не включает в себя щедрые инвестиции в ортодоксальное образование, «очищенное» от преподавания базисных предметов ,и никак не способствует экономическому росту. Следует отметить в этой связи, что доходы государства от налогов в минувшем году были исключительно велики благодаря длинному списку успехов компаний хайтека и удачному году с точки зрения купли-продажи недвижимости. Совсем не факт, что это экономическое чудо повторится и в этом году. Точнее, можно утверждать почти со стопроцентной уверенностью, что этого не произойдет.
На первый взгляд, рекомендации главы Банка Израиля были приняты во внимание и проект бюджета был утвержден. Но поспешное голосование в правительстве по бюджету сопровождалось письменными и устными договоренностями, а также многочисленными намеками и подмигиваниями в сторону коалиционных партий, держащих пистолет у виска премьер-министра. Общая сумма этих договоренностей остается тайной, источники финансирования никому не известны, и их влияние на окончательный вариант бюджета покрыто густым туманом. Причем это касается даже ключевых министерств — обороны, минздрава и минпроса. Нервная реакция биржи и курсов валют тут же отреагировала на безответственную экономическую политику правительства.
Именно так бюджет страны — самый важный документ национального значения, описывающий экономический план правительства на ближайший год или годы, — превратился в сборник пустых лозунгов, написанных на тающем льду в конце февраля.
Автор — ведущий экономический обозреватель «Едиот ахронот»
Полный текст на иврите — здесь