03/29/2023 17:08:25Амос Харэль
В заявлении Биньямина Нетаниягу, сделанном в понедельник 27 марта, после почти трех месяцев кризиса, при желании можно увидеть признаки того, что в вопросе пересмотра судебной системы он понимает белый флаг. В своем выступлении премьер-министр пообещал заморозить принятие закона до летней сессии кнессета, которая завершится в июле. Это несколько обнадеживает и отвечает некоторым требованиям, выдвинутым протестующими, но здесь необходимо сделать две оговорки.
Первое — это то, что остановка происходит слишком поздно, после того, как уже нанесен неизмеримый ущерб государству, армии и экономике. Вторая оговорка заключается в том, что сейчас как никогда трудно доверять обещаниям премьер-министра, что в последнее время было неоднократно доказано. На самом деле, есть все основания подозревать, что Нетаниягу лишь пытается убаюкать протестное движение и оппозицию, и ослабляет сопротивление предлагаемому законодательству в ожидании следующего удобного момента.
Это классический Нетаниягу: кризис никогда не заканчивается, он только продолжается и меняет форму. В понедельник он уже добился первого успеха. Гистадрут и Центр местной власти, которые начали забастовку в связи с увольнением министра обороны Йоава Галанта, тем самым обострив борьбу против судебной реформы, немедленно объявили о прекращении забастовки с утра вторника. Возможно, Нетаниягу также вбил клин между председателем «Государственного лагеря» Бени Ганцем и другими оппозиционными партиями.
Хотя Нетаниягу транслировал намеки о своей готовности к примирению, у него есть и другие планы, не столь дружественные. То, чего он пытается добиться, несколько напоминает, при всех различиях, статус Ирана как порогового ядерного государства. Иранцы, по данным западных разведок, заинтересованы в закреплении своего статуса государства, находящегося в 12 днях от накопления количества обогащенного урана, достаточного для создания одной ядерной бомбы. Нетаниягу хочет оказаться в 48 часах от завершения принятия закона, который позволит ему контролировать состав Верховного суда. Если этого не произойдет в марте, что помешает ему воспользоваться следующим периодом затишья в лагере соперников и завершить свой ход в быстрой блиц-кампании в конце летней сессии в июле, когда законодатели будут стремиться уйти в отпуск?
Следует также отметить новый аргумент, изрекаемый его глашатаями в последние два дня. В ноябре прошлого года правые якобы с большим перевесом выиграли выборы, но старые элиты (летчики-резервисты ВВС, бизнесмены, журналисты и т.д.) после формирования правительства кривыми путями сумели помешать реализации их планов. Очевидный вывод: «в следующий раз мы их задавим». Другими словами, с этого момента мы перестаем быть добрыми. Дальше путь короткий — к попыткам принять законы, которые лишат арабские партии права баллотироваться в кнессет, тем самым надолго обеспечив правое правительство.
В течение всего дня СМИ обещали, что Нетаниягу скоро выступит с речью. В итоге, что неудивительно, объявление было приурочено к 8 часам вечера, когда по всем каналам начались вечерние новости. Оно не обошлось без обычных обманов и вводящих в заблуждение комментариев. До этого времени премьер-министр проводил время, пытаясь успокоить свое ультраэкстремистское крыло в коалиции и внутри страны. Итамар Бен-Гвир, человек, с которым Нетаниягу незадолго до выборов отказался сфотографироваться, получил свою сладкую награду: обещание создать национальную гвардию, подчиненную непосредственно ему. В это трудно поверить, но премьер-министр дает ученику Меира Кахане частную вооруженную милицию, которая не будет подчиняться полиции. Может быть, к лету можно будет прибегнуть к помощи этой милиции при подавлении демонстраций, а не полагаться на полицейских с их чрезмерно развитой приверженностью к демократии. Интересно посмотреть, будет ли набор в это ополчение осуществляться из предпочитаемых министром ультрарасистских групп, выступающих против смешанных браков, таких как La Familia и «Лехава».
Эти две группы были широко представлены в понедельник, когда впервые с момента начала кризиса правые собрали тысячи сторонников на митинг контрпротеста в Иерусалиме. Как обычно, правые выступали в два голоса. Лидеры призывали своих сторонников явиться на митинг, в группах WhatsApp подстрекали к насилию, в то время как Нетаниягу поспешил отмежеваться от всего этого, чтобы сохранить безопасную дистанцию от возможных результатов. Он призвал обе стороны избегать насилия. На практике это сравнение беспочвенно. В то время как Нетаниягу и его жена последовательно создают ложное представление об угрозе насилия в их адрес, в течение нескольких месяцев демонстраций против изменения судебной системы насилия практически не было. Отдельные инциденты были связаны с тем, что разъяренные водители или сторонники Нетаниягу (обычно и те, и другие) пытались атаковать демонстрантов, перекрывшим дороги, или даже людей, проводившим тихие пикеты.
Дымовая завеса
На заднем плане остается нерешенным вопрос о Йоаве Галанте. Нетаниягу произвел сенсацию, уволив своего министра обороны. Это стало апофеозом кризиса, поскольку вывело на арену еще десятки тысяч граждан, которые окончательно разуверились в суждениях и намерениях Нетаниягу. Нетаниягу совершил грубую ошибку, свидельствующую о том, что он оторван от реальности, а возможно, и потерял рассудок. Он наказал своего министра обороны за то, что тот осмелился показать ему и общественности всю серьезность ситуации в ЦАХАЛе.
Для руководства силовых структур поведение Галанта стало лучом света в экстремистском правительстве, которое настойчиво пытается подорвать стабильность на внутреннем фронте, создавая тем самым проблемы, как с друзьями, так и с врагами. В понедельник вечером Генштаб все еще надеялся, что Нетаниягу отменит свое решение.
(Вчера, во вторник 28 марта премьер-министр Нетаниягу и министр обороны Галант встретились в министерстве главы правительства в рамках обсуждения вопросов безопасности. Это было заседание, в котором участвовали и другие руководители силовых структур. Это была первая их встреча с тех пор, как Нетаниягу объявил в воскресенье о своем намерении уволить Галанта, — примечание «Деталей»).
Любой министр от «Ликуда», который согласится заменить Галанта, начнет свой срок с самого низкого уровня доверия к нему со стороны оборонного ведомства.
Когда в понедельник 27 марта Галант собрал форум Генерального штаба, из башни в Кирие можно было слышать голоса протестующих на улице. Встреча, которую сначала называли прощальной, переименовали во встречу с министром обороны. Она превратилась в деловую встречу, на которой обсуждались актуальные вопросы, в частности, проблемы сохранения армии, а также угрозы безопасности. Начальник Генштаба Герцль Халеви опубликовал письмо к солдатам и командирам, в котором призвал их, несмотря на острый политический кризис, проявить ответственность и воздержаться от неподчинения. Нетаниягу, напротив, сладко говорил о своих опасениях по поводу гражданских беспорядков, но тут же продолжил изливать яд на протестующих резервистов, которых он назвал отказниками, которые разрушают армию изнутри. Он повторил свое требование к руководителям оборонного ведомства действовать силой против неподчинения, как будто на практике это в их силах.
Нетаниягу обвиняет Галанта, которого он намеренно не упомянул в своей речи, в проявлении слабости перед лицом неповиновения. Его указующий перст, будет, по всей вероятности, направлен на Халеви, которого Нетаниягу назначит виновным. Начальник Генштаба находится в безвыходной ситуации. Чтобы облегчить ему задачу, резервисты — пилоты и штурманы в понедельник воздержались от дальнейших акций протеста, хотя многие из них хотят к нему присоединиться – они в гневе на правительство.
За всем этим в шоке наблюдают высокопоставленные члены американской администрации. Два дня назад генеральный директор министерства обороны генерал-майор (резерва) Эяль Замир прилетел в Вашингтон с обычной деловой поездкой. Узнав, что Нетаниягу уволил его начальника, Замир извинился перед хозяевами, развернулся и вернулся домой. В эпоху Нетаниягу Израиль, повторим, ведет себя как банановая республика наихудшего типа. Неудивительно, что его друзья в Вашингтоне обеспокоены.
Речь Нетаниягу была не более чем дымовой завесой, использованной в тактических целях, без намека на готовность к реальному диалогу. Не потрудившись объяснить свое скандальное решение об увольнении Галанта, он продолжил нападки на патриотично настроенных солдат запаса, которые служат на благо своей страны. Несмотря на легкий оптимизм, транслируемый телестудиями, сомнительно, что его речь и переговоры у президента выведут Израиль из этого кризиса или избавит от ущерба, который он нанес экономике, армии и международным отношениям Израиля.
Амос Харэль, «ХаАрец», М.Р. На снимке: демонстрация протества в Тель-Авиве 27 марта. AP Photo/Oded Balilty
Источник: https://detaly.co.il/dymovaya-zavesa-bibi-v-udobnyj-moment-on-sovershit-svoj-blits